Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В системе регуляции деятельности профессионала-психолога существенную роль играет развитие психолога как личности, и как специалиста. Важная роль в становлении психолога как специалиста и как личности отводится этическим принципам. Они закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса. Профессиональные сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе психолог [1]. Современный уровень психологической науки и практики, возросшая степень их влияния на социальные и экономические процессы, настоятельно требуют специальной регламентации действий психологов, как в процессе исследовательской работы, так и в ходе практической реализации их рекомендаций. Неправильные действия психологов могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в коллективе, усугубить состояние и положение консультируемого человека, скомпрометировать, в конечном счете, психологическую науку [3].
Цель работы – рассмотреть особенности становления психолога как личности и как специалиста.
Задачи исследования:
1. Привести общее представление о развитии личности в профессии
2. Охарактеризовать проблему модели специалиста и индивидуального стиля деятельности психолога
3. Рассмотреть основные этапы развития психолога специалиста
4. Охарактеризовать проблему построения универсальной типологии психологической деятельности
5. Представить основные варианты и уровни рассмотрения этической проблемы в психологии
6. Рассмотреть проблему развития и саморазвития психолога
7. Охарактеризовать этический кодекс психолога
Объект исследования – профессиональная деятельность психолога.
Предмет исследования – развитие психолога как личности и как специалиста.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы практикующими специалистами в области психологического консультирования для организации профессиональной деятельности и профилактики проблем и конфликтов между психологом и клиентом. Также использование этических принципов даст возможность быстро и эффективно помочь клиенту, не ухудшив при этом ситуацию. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки к лекциям, практическим и семинарским занятиям по психологии, для подготовки к проведению консультирования. Могут быть основой для дальнейшего создания практических пособий, учебных материалов, методических указаний и справочников для психологов-консультантов.
1. Общее представление о развитии личности в профессии
Развитие личности осуществляется в процессе профессиональной деятельности. С точки зрения психологии, профессиональный или когнитивный опыт, лежащий в основе развития личности в профессии, представляет собой ментальные структуры, обеспечивающие восприятие, хранение и упорядочивание информации. Когнитивный опыт все больше рассматривается в качестве основы для полноценного личностного развития, формирования образования и базового культурного развития в обществе [2].
Когнитивный опыт включает систему знаний об окружающей действительности, способы мышления, формы и виды деятельности, при помощи которых происходит дальнейшее развитие познавательной деятельности и возможность применения теоретических знаний на практике. Именно когнитивный опыт рассматривается в качестве основного вида деятельности, поскольку без определенной базы знаний невозможен ни один вид практический деятельности, невозможно решение практических задач. Степень сформированности когнитивного опыта психолога определяет степень его готовности к практической деятельности, решению профессиональных задач [4].
2. Проблема модели специалиста и индивидуального стиля деятельности психолога
Психология как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Для успешного консультирования, психолог должен выработать устойчивую модель специалиста, утвердить индивидуальный стиль деятельности. Это позволит решать широкий спектр проблем, с которыми в силу профессиональных обязанностей, ежедневно сталкивается психолог [5].
Спектр проблем поистине широк:
- трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),
- неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,
- плохая успеваемость в школе,
- недостаток уверенности в себе и самоуважения,
- мучительные колебания в принятии решений,
- трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п.
С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Под психологическим консультированием подразумевают особую сферу профессиональной деятельности, которая связана с оказанием психологической помощи людям, которые в ней нуждаются. При этом помощи оказывается компетентным лицом, имеющим образование в сфере психологического консультирования. При этом помощь психолога-консультанта зачастую заключается в ряде советов и рекомендаций, которые помогут клиенту, так или иначе, разрешить жизненные проблемы, сохранив при этом психическое здоровье и душевный покой. Как правило, консультации проходят в виде беседы между психологом и клиентом, которая проводится после того, как психолог предварительно изучил ситуацию, ознакомился с материалами [6].
Сегодня психологическое консультирование представляет собой сформировавшуюся устойчивую практику оказания эффективной помощи нуждающимся в ней людям. При этом в основе такой практики лежит изначальное предположение о том, что любой человек, будучи психически и физически здоровым и полноценным, в состоянии преодолеть практически любые психологические проблемы, с которыми он сталкивается на жизненном пути. Иногда он нуждается в анализе и подсказке со стороны, в совете, который направит ход его мыслей и действий, и позволит найти выход из сложившейся ситуации.
Зачастую психолог сталкивается с проблемой, при которой клиент не знает наверняка, в чем именно состоит суть его проблемы, соответственно найти выход из такой ситуации самостоятельно для него не представляется возможным. Иногда клиент не в состоянии выбрать оптимальный путь сложившейся проблемы, и нуждается в посторонней помощи, хотя определенные варианты разрешения, у него все же имеются. Оказать помощь человеку в разрешении его психологических проблем, четкая формулировка проблемы и поиск путей ее разрешения, и является сутью профессиональной деятельности психолога-консультанта. При этом основной упор делается на собственные силы, возможности и внутренние резервы человека.
Психологическое консультирование имеет свои отличительные черты, и отличается от других видов профессиональной психологической помощи такими качествами [7]:
- подразумевает не систематические встречи и контакты клиента с психологом, а лишь кратковременные, эпизодические контакты, в ходе которых психолог-консультант помогает выявить и разрешить имеющиеся проблемы;
- психолог-консультант не оказывает непосредственного воздействия на клиента, а лишь выступает в роли слушателя и собеседника. При этом он тщательно анализирует сложившуюся ситуацию и дает советы, рекомендации. Ключевым моментом этого вида деятельности является то, что клиент самостоятельно делает выбор, также предпринимает решение относительно того, реализовать ли ему полученные советы. Также любое другое активное действие всегда остается непосредственно за клиентом;
- консультирование подразумевает психокоррекционный эффект, однако он реализуется тогда, когда клиент остается наедине и самостоятельно анализирует полученную информацию, делая из этого собственные выводы. При этом прямого воздействия со стороны психолога не должно быть. Должны проявляться лишь косвенные его последствия;
- в ходе работы психодиагностическая работа минимальна. Психолог должен делать выводы непосредственно в ходе наблюдения за поведением и реакциями клиента в ходе разговора;
- непосредственной личной ответственности за результат встречи психолог-консультант не несет. Он не отвечает за то решение, которое впоследствии примет клиент. Он может воспользоваться рекомендациями психолога, может их отвергнуть. В любом случае, это не зависит от психолога. Но консультант всегда отвечает за правильность и рациональность своих вводов и рекомендаций, а также их потенциальную эффективность, и тем более, угрозу.
3. Основные этапы развития психолога специалиста
Развитие психолога как специалиста протекает в три этапа:
- Обретение профессиональных специальных знаний и опыта. Практическая деятельность профессионалов основана на абстрактном, теоретическом знании, которое приобретается в результате длительного обучения и подтверждается документально. В результате профессиональное мнение остается неясным обывателю, но обладает для него авторитетом [2].
- Профессиональная этика. Деятельность профессионалов должна быть направлена на социально значимые цели, акцент делается на служении обществу. Альтруизм может быть не свойственен индивидуальному профессионалу, но для группы является необходимым внутренне присущим качеством [8]. Разработанный этический код закрепляет доверие обывателей к профессиональной группе.
- Профессиональная автономия в принятии решений, которые имеют непосредственное отношение к практике, содержанию образования, входу в профессию и исключению из нее. Функционалисты рассматривали эту характеристику как "иммунитет", производный от профессиональных знаний и этики. Позднее социологи стали справедливо утверждать, что профессиональная автономия должна быть оправдана посредством внутреннего саморегулирования профессии (контроль коллег и профессиональной ассоциации) и внешнего - со стороны потребителей услуг и государства [9].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М., 2000.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, - М., 1994.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ./ Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
4. Бельская Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. – Обнинск: ИАТЭ, 1998. – 80 с.
5. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство Речь», 2001. – 352 с.
6. Елизаров А. Н. Основы консультативной психологии. СПб.: Питер, 2001. – 164 с.
7. Кочюнас Р. «Основы психологического консультирования», Москва, 1999.
8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования». М.: "Академический проект", 1999.
9. Меновщиков В.Ю., «Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями», Москва, 2005.
10. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
11. Немов, Р. С. Психология. М., Владос ИМПЭ им Грибоедова, А. О., 2002. Книга 3.
12. Немов, Р. С. Психология. М., Владос ИМПЭ им. Грибоедова, А. О., 2001. Книга 2.
13. Основы возрастно-психологического консультирования, учебное пособие под.ред.А. Лидерса. – М ., 2016.
14. Основы этических знаний, под ред. профессора Росенко, М.Н.. Изд. "Лань", 1998.
15. Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. “Об использовании “этических норм профконсультанта службы занятости”
16. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2017. – 624 с.
17. American Psychological Association. Ethical principles of Psychologists // American Psychologist, 2016. Vol. 45. P. 390-395.
18. Beauchamp Т. L., Childress J. S. Principles of Biomedical Ethics. 3rd Ed. N. Y.: Oxford University Press, 2018.
19. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice Hall, 2017.