Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной
курсовой работе, заключается в том, что в настоящий момент она
обусловлена тем, что современное российское законодательство в области
защиты прав и интересов трудящихся постоянно претерпевает изменения. В
частности, это касается общественных работ. С момента принятия самого
первого закона в 1991 году данный законный акт претерпел множество
изменений.
Сегодня можно утверждать, что формально рабочий человек защищен на
уровне трудового кодекса и закона об общественных работах довольно
хорошо. Однако нужно отметить, что те же центры трудоустройства
населения редко предлагают общественную работу и не обеспечивают
2
полноценного разъяснения людям особенностей этой работы. Не
рассказывают о ее преимуществах и недостатках.
1. Теоретические аспекты общественной работы и ее организации в России
1.1. Понятие об общественной работе
Прежде всего, необходимо дать определение термину «общественные
работы». К сожалению, нужно отметить, что в массовом сознании, а так же в
специальной юридической литературе отражается только одна роль
общественной работы – это социальная роль. Другими словами утверждается
идея, что общественные работы – это вариант трудоустройства социально
неустроенных личностей.
Однако это является только частью функции данного направления. Здесь
нужно отметить, что такая форма занятости населения предоставляет
возможность нетрудоустроенным гражданам получить постоянную работу,
оплачиваемую либо в варианте почасовой оплаты труда либо в варианте
получения заработной платы два раза в месяц. При этом работник и
работодатель заключают трудовой договор на основании трудового кодекса
РФ. Таким образом, как работник, так и работодатель контролируются и их
интересы защищаются государством [6].
В случае если речь идет о лицах отбывающих наказание в виде
общественных работ с ними все равно заключается договор
предписывающий, что они обязаны отработать определенный срок.
Администрация предприятия отслеживает их деятельность. В случае
получения травмы осужденный получает соответствующую компенсацию.
При не выполнении осужденным условий договора он может подвергнуться
более серьезному наказанию за совершенное деяние, предусмотренное УК и
УПК РФ.
3
Следовательно, можно сказать, что общественные работы организуются
специально для обеспечения временной занятости и материальной
поддержки безработных граждан во время поиска подходящей работы.
Как правило, для выполнения этих работ не требуется специальной
подготовки. Они имеют социально-полезную направленность.
Оплачиваемые общественные работы организуются для [3]:
• граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы;
• граждан, зарегистрированных в установленном порядке безработными.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются
безработные граждане:
• не получающие пособия по безработице;
• состоящие на учете в центрах занятости населения свыше шести
месяцев.
1.2. Организация общественных и временных работ
Часто в современной России термин «общественные работы» вызывает у
обывателей негативную реакцию, т. к. ассоциируется с исправительными
работами или же у граждан создается обманчивое впечатление, что
общественные работы не оплачиваются. В действительности, участие в таких
работах для безработных и ищущих работу граждан – это возможность
поддержать свою семью материально, имея стабильный дополнительный
источник пополнения семейного бюджета. Более того такой гражданин не
теряет социальной активности. Он получает возможность получить как
постоянную работу на этом же предприятии, так и найти новую постоянную
работу на новом месте. При этом человек сохраняет позитивный настрой [3].
Общественные работы организовываются в первую очередь для временной
занятости безработных граждан с целью осуществления потребностей
территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный
характер; предоставления гражданам материальной поддержки в виде
4
временного заработка; сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих
длительный перерыв в работе; предоставления возможности временного
трудоустройства гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и
испытывающим трудности в поиске работы, а также не имеющим опыта
работы и организовываются на срок до 3-х месяцев. Общественные работы
проводятся в организациях независимо от их формы собственности и
финансируются за счет средств этих организаций, а также частично за счет
привлечения средств федерального бюджета и бюджета субъектов
Российской Федерации.
2. Современное состояние и правовая практика с общественной работой в
Санкт-Петербурге
2.1. Анализ ситуации с общественной работой в Санкт-Петербурге
Услышав про «общественные работы», большинство вспоминает про
американскую и немецкую практики 1930-х годов, когда безработных
массово отправляли на строительство дорог. Однако в России под
общественными работами понимают совсем другое. В Комитете по труду и
занятости отмечают, что времена изменились, дороги сейчас строят не
кирками и лопатами, а с помощью тяжелой техники. Соответственно ни на
какие глобальные проекты безработных отправлять не собираются.
Программа организации общественных работ в Санкт-Петербурге действует
так. Есть выделенные из федерального бюджета деньги (для Северо-Запада
1,7 миллиарда рублей в расчете на устройство 100 тысяч человек). В
Петербурге Комитет по труду собирает заявки от предприятий, которые
готовы обеспечить фронт работ. Сейчас в списке Комитета по труду
примерно 107 предприятий, предоставляющих такую работу, – правда,
предприятий не очень крупных [8].
Далее на эти места нужно найти желающих поработать и заработать деньги.
5
Безработные горожане – при этом не важно, состоят ли они на учете в службе
занятости, – приходят в центр в поиске нового рабочего места. При хорошем
варианте им сразу находят постоянную работу с твердой зарплатой.
Общественные работы остаются для тех, кому постоянного места не
находится. Это временное занятие, обычно – без оформления по трудовой
книжке, но, как правило, забирающее весь день целиком.
Месячный заработок, выплачиваемый работнику Комитетом по труду (а не
предприятием), соответствует МРОТу, то есть 4330 рублям. Остальное
доплачивает само предприятие, но оно может этого и не делать. Комитет по
труду не вправе заставить работодателя платить. Сейчас большинство
«общественников» получают еще и пособие по безработице – от 850 до 8000
рублей.
Наплыва желающих общественно трудоустроиться в Петербурге нет.
Специалисты по занятости винят в этом теплую погоду. Устраиваться на
работу летом вообще не принято, зато осенью к обычным безработным
присоединятся выпускники вузов и училищ. Если сбудутся мрачные
прогнозы по поводу «второго витка кризиса», то получится, что нынешняя
кампания по привлечению к общественным работам – своего рода репетиция.
В Петербурге официально безработных пока мало: 1,08 процента
трудоспособного населения, то есть 29 тысяч человек. И сейчас их – намного
меньше, чем было раньше. Но если вспомнить, что всего год назад на бирже
состояло всего 12 тысяч петербуржцев – прирост получается серьезный [5].
Комитет по труду обеспечивает помощь в том числе во временном
трудоустройстве, и это не только общественные работы. По данным на 10
августа, к общественным работам привлекли 600 человек, более чем в 100
организаций.
2.2. Обзор судебной практики
6
Для иллюстрации проведенной теоретической работы приведем два случая
из современной судебной практики, проанализировав судебные решения по
делам о нарушении прав работников, которые приняты на общественные
работы.
Так, в Судебном участке № 2 Адмиралтейского района, был рассмотрен иск
гр-на К., который содержал требование взыскания заработной платы к ТСЖ
№ 42.
В своем заявлении истец указал, что состоял на учете в Центре занятости
Адмиралтейского района с 08 февраля 2018 года. 15 августа 2018 года ему
была предложена временная вакансия дворника в ТСЖ № 42 на ¼ ставки по
срочному трудовому договору. Размер заработной платы должен быть
составлять 5324 рубля без учета налоговых вычетов. Днем выплаты
заработной платы установлено 18 число каждого месяца.
Заключение
Государство гарантирует гражданам трудоустройство в любой жизненной
ситуации. Государственные районные центры по трудоустройству граждан
обязаны предоставлять гражданам ищущим работу либо подборку вакансий,
либо предоставлять возможность пройти переобучение или общественную
работу. При этом как упоминалось выше, на общественной работе гражданин
получает полноценную заработную плату не ниже прожиточного минимума.
Более того, в случае если гражданин направлен на общественные работы как
на форму наказания гражданин может претендовать на защиту своих прав и
интересов. В любом случае, никто не может отправить его на непосильные
работы. Даже если речь идет о заключенном.
Временные работы в лице социальной работы позволяет безработному
человеку с одной стороны хоть временно, но получить официальное
временное место работы, а так же он может продлить контракт и получить
7
постоянное место работы. Это особенно важно сейчас, когда в России
начинается очередная волна социально-экономического кризиса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2011
года (в действ. ред. от 11 октября 2018 года) // Консультант Плюс.
Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения:
25.11.2018)
2. Закон Российской Федерации № 1032-1 «О занятости населения в
Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года (в действ. ред. от 03 июля
2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. –
[Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
(Дата обращения: 27.11.2018)
3. Аникеева С.М., Филатова О.В. Общественные работы: история и
современность. – Саратов: Мега, 2015. – 120 с.
4. Куприянова В.Ф., Матвеева Ю.С., Фалеева С.О. Социальные и
правовые аспекты организации общественных работ // Занятость населения:
вчера и сегодня. – 2017. – № 11. – С. 64–73
5. Мансурова И.П., Иконников Р.А., Передрягина А.С. Показатели
занятости населения Петербурга и организация общественных работ для
безработных // Материалы научно-практической конференции «Актуальные
проблемы политических и экономических процессов в странах СНГ». – СПб:
Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕвразЭС, 2017. –
С. 100–109
6. Озерцковская Ю.Г., Причинина А.Р. Значение и роль общественной
работы в урегулировании проблемы безработицы // Социологические
исследования. – 2017. – № 6. – С. 80–94
8
7. Селиверстова Г.А., Медведенко Е.А. Особенности экономического и
правового обеспечения общественных работ в России (теоретические и
практические исследования в области экономики, социологии и трудового
права) // Материалы научно-практической конференции «Экономикосоциальные проблемы развития российского общества: история и
современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный
университет, 2018. – С. 57–66
8. Тарновская И.М. Безработица в Северо-западном регионе России. –
Мурманск: Полярная звезда, 2018. – 388 с.