Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья.
Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт.
Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.
Глава 1 Теоретические аспекты адаптации к обучению детей с ОВЗ
1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ
Согласно научным источникам, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отличаются от других некоторыми ограничениями в процессе жизнедеятельности. Такой человек обладает психическим, физическим или сенсорным нарушением в развитии, что становится причиной отсутствия способности к выполнению базовых обязанностей. Встречается несколько разновидностей заболевания, некоторые из них могут носить временный или частичный характер. При инвалидности люди стремятся к уединению, они отличаются заниженной самооценкой и неуверенностью в собственных силах [1, с. 175].
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья». К данной группе относятся инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, которые нуждаются в специальных условиях воспитания. Сюда же причисляют подростков, имеющих постоянные или временные отклонения в психофизическом развитии.
Состояние здоровья малышей препятствует применению стандартных методов обучения, для развития инвалидов необходимо использовать только специальные программы. Правильный подход к воспитанию способен помочь улучшить состояние человека с ОВЗ.
В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделяют ряд признаков, которые разделяют пациентов с ОВЗ на 4 вида. Таким людям необходим особый подход в воспитании, обеспечивающий индивидуальные условия для каждого малыша.
Основные виды отклонений, известные современной науке: нарушение психических процессов; изменение статодинамической функции; нарушение сенсорных функций; патологии дыхания, обмена веществ, пищеварения и т.д.
При нарушении психических процессов у человека наблюдаются дефекты в речи, мышлении или восприятии мира [9, с. 101].
Очень часто дети с ОВЗ подвержены эмоциональным скачкам, страдают от проблем с памятью или вниманием. Ко второй категории относятся пациенты с нарушениями работы сенсорных функций, характерным проявлением недуга считается неспособность концентрироваться на определенной задаче. Детская нервная система не справляется с большими объемами поступающей информации, что приводит к появлению таких внешних реакций, как невнимательность.
Третий вид нарушений касается больных с патологиями внутренней секреции, кроветворения, обмена веществ, кровообращения. Дитя может страдать от проблем с пищеварительным, выделительным или дыхательным аппаратом, что проявляется через конкретные характерные симптомы.
Последняя группа пациентов с выраженными изменениями статодинамических функций обладает дефектами, связанными с координацией движения, состоянием туловища и конечностей. Большая часть инвалидов относится к первой, второй или четвертой категории, различают детей по выраженности отклонений.
Врачи выделяют два типа пациентов, нуждающихся в системе специального образования. Государственные медицинские учреждения предоставляют регулярную помощь для детей-инвалидов, которая включает комплексные оздоровительные процедуры [15, с. 245].
Профессиональное лечение приводит к положительному изменению состояния здоровья малышей, но только при условии правильной диагностики специалиста. Для облегчения распределения пациентов была разработана педагогическая классификация инвалидов, состоящая из двух пунктов: люди с нарушениями в развитии; люди с отклонениями в развитии. Детки из первой категории страдают от органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), у них наблюдаются нарушения в работе слухового, двигательного, речевого или зрительного анализаторов. Из-за вышеперечисленных проблем со здоровьем, дитя отстает в физическом или психическом развитии.
Дети с отклонениями в развитии страдают от тех же самых недугов, но данные патологии ограничивают их возможности в меньшей степени. Помимо педагогической классификации, выделяют 8 групп ОВЗ:
отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
задержка психического развития (ЗПР);
проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
речевые отклонения; расстройства общения и поведения; множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).
От умения врачей и знания ими специфики работы зависит будущее миллионов инвалидов по всей стране. Очень часто из-за неправильного диагноза психолога, логопеда или педагога маленький пациент теряет единственный шанс на социальную адаптацию. Профессиональные навыки воспитателей должны быть направлены не только на удовлетворение базовых потребностей, но и на укрепление мотивации учеников с помощью специальных технологий. Каждый ребенок с ОВЗ, будь то аутизм, глухота или детский церебральный паралич (ДЦП), обязан развиваться по мере своих возможностей [21, с. 24].
Перед составлением плана обучения детей-инвалидов распределяют по группам согласно степени нарушения здоровья. Такой подход помогает объединить малышей с похожими отклонениями и предоставить им максимально комфортные возможности для адаптации. Согласно международной классификации выделяют 4 степени развития патологий, относительно которых пациенту присваивается определенный статус:
Легкие и умеренные нарушения функций.
Выраженные отклонения.
Высокая выраженность патологий.
Резко выраженные нарушения.
Люди с ОВЗ первой степени обладают патологиями, которые часто являются показанием для признания инвалидности. Тем не менее, не все малыши из этой категории становятся инвалидами, поскольку при правильном обучении и адекватной нагрузке они способны восстановить отстающие в развитии системы организма. Ко второму виду относятся взрослые пациенты с третьей группой инвалидности и дети с выраженными отклонениями [8, с. 153].
Патологии ограничивают возможности социальной адаптации этих людей, поэтому они нуждаются в особых условиях для жизни. Третья степень ОВЗ соответствует второй группе инвалидности у взрослого человека. Детки из данной категории сильно ограничены в процессах жизнедеятельности из-за высокой выраженности нарушений здоровья. К четвертой степени относят пациентов с резко проявленными патологиями функций органов. По причине вышеуказанных отклонений, люди вынуждены жить в условиях социальной дезадаптации. Реабилитационные и лечебные мероприятия на данном этапе редко проходят успешно, поскольку большинство поражений имеют необратимый характер.
1.2 Особенности понятия адаптация в зарубежных и отечественных исследованиях
Избрав для рассмотрения кризисные, переходные социально-исторические моменты, мы считаем, что агрессия в такие периоды выполняет особые функции в поведении. Как уже говорилось, поведение человека в такие периоды оценивается как агрессивное с точки зрения предыдущего и последующих, как правило, более стабильных периодов. В стабильной социальной среде, как хорошо исследовано еще в советской психологии, развитие личности осуществляется по определенным этапам. В частности, личность успешно адаптируется к такой среде, проходя через три основные фазы: адаптацию как активное усвоение норм и ценностей среды, индивидуализацию как самоопределение и интеграцию как «конструктивное самовыражение» (Петровский А.В., Петровский В.А., 1982). Хотя здесь существуют свои проблемы и противоречия (например, между потребностями личности в персонализации и заинтересованностью общности принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования этой общности), они контролируются средой. В частности, среда не допускает явных, асоциальных проявлений агрессии личности и борется с ними. Впрочем, для них нет и особых оснований: в стабильных ситуациях личность лишена как реального выбора, так и оснований для агрессивного протеста: даже формы протеста социально нормированы так, что в них исключен или серьезно минимизирован агрессивный компонент. Вот почему в стабильном социалистическом обществе факты агрессии действительно были единичными; они реально встречали широкое осуждение, и рассматривались как признаки очевидной социальной или психической дезадаптации, в криминальном или психиатрическом контексте.
Используя мягкое понятие «неадаптивности», авторы признавали, однако, что «неадаптивность может выступать и как дезадаптивность», однако также связывали это с «незрелостью личности» или «невротическими отклонениями».
Ситуация качественно изменилась в связи с трансформацией общества. Главное, что стало очевидным: адаптация не есть процесс простого приспособления к требованиям среды, обеспечивающей за это признание человека как личности. В кризисной ситуации этого недостаточно - приходится жестко отстаивать свое право на существование, в том числе даже
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2016.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенствование, 2000. В ЕГУ им. И.А. Бунина состоялся круглый стол, посвященный вопросам инклюзивного образования (24.11.2015) URL: http://vesti-lipetsk.ru/v-eleckom-gosuniversitete-im-buninasostoyalsya-kruglyj-stol-posvyashhennyj-voprosam-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 01.09.2017).
3. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2016.
4. Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. – Волгоград: Учитель, 2016. – 156 с.
5. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: дис. … докт. пед. наук. СПб., 1999.
6. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. М., 1995. С. 58–64.
7. Галацкова И. А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2016.
8. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995.
9. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психологопедагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб.: Питер, 2015. С. 9–14.
10. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2018. – 144 с.
11. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. – СПб.: КАРО, 2017. – 80 с.
12. Лукьянова М.И. Вариативный образовательный маршрут // Учитель. 2017. № 1. С. 9–11.
13. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения // Дефектология. 2018. № 2. С. 86–95.
14. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства: учебное пособие. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
15. Остренко М. Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов учащихся в образовательном процессе школы: дис. ... канд. пед. наук. Псков, 2015. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_171774/ (дата обращения: 01.09.2017). Постановление от 08.06.2017 г. № 274-пс «О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2016 г. (г. Липецк)» URL: http://www.oblsovet.ru/legislation/decision/15496/ (дата обращения: 01.09.2017).
16. Савинова Н.А. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе образовательных потребностей // Человек и образование. 2015. № 4(45). С. 153– 157.
17. Собрание для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. URL: https://elets-adm.ru/news/7379 (дата обращения: 01.09.2017).
18. Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. Нижний Новгород, 2011.
19. Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностноориентированного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2002.
20. Тимофеева Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии: дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2000 Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2008.
21. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 01.09.2017).
22. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 01.09.2017). Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб.: Речь, 2005.