Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Туркменистан - многонациональное государство. Земля Туркменистана издавна стала домом для многих народов. Этому способствовали разные причины: исторические, политические, социальные. И народ Туркменистана с трепетом относится к традициям и обычаям всех народов, а именно в воспитании будущего поколения, девушек и юношей.
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. То есть одна из задач старшего поколения - передача опыта, исторического наследия молодежи, воспитание ее на основе лучших традиций, обычаев и нравов народа Туркменистана.
Основы воспитания предполагают приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, честности, уважения к правам и свободе человека. В первую очередь воспитание начинается с семьи, ведь в семье ребенок получает первый опыт общения, учится любить, трудиться, уважать и не лгать.
Мудрость каждого народа воплощена в его фольклоре. Обряды, пословицы, поговорки - прекрасный повод для размышлений, выводов о том, как нужно жить, воспитывать детей. Основная задача воспитания сейчас – это воспитывать девочек, девушек в лучших национальных традициях. Ведь взаимоотношения в семье зависят в основном от женщины, потому важно воспитывать в дочерях, будущих женах и мамах уважение к старшим, почитание народных традиций и обрядов.
В настоящее время, система образования оказывает существенное влияние на формирование ценностных установок, особенно, в младшем школьном возрасте. Одна из главных задач обучения и воспитания детей на ступени начального общего образования – духовно-нравственное развитие обучающихся, становление их гражданской идентичности, приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, в частности, к традиционным семейным ценностям.
В педагогике существует множество форм, методов, приемов, способствующих формированию базовых семейных ценностей у младших школьников. Но принять и усвоить традиционные семейные ценности как свои мировоззренческие установки ребенок сможет только тогда, когда «проживет» эти ценности в своей собственной деятельности, особенно это касается девочек, как будущих «хранительниц очага». Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования традиционных семейных ценностей и как результат – сформированность традиционных семейных ценностей является актуальной для девочек младшего школьного возрастаю
Объект исследования: процесс формирования традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Предмет исследования: воспитание у девочек начальной школы положительного отношения к семейным ценностям.
Цель исследования: исследовать процесс воспитания у девочек начальной школы положительного отношения к семейным ценностям
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «формирование семейных ценностей»;
Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования семейных ценностей у младших школьников;
Провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию положительного отношения к семье у девочек начальной школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций аксиологического подхода (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин), формирующего подхода (Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов), воспитательного потенциала игровой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Б.Д. Эльконин, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Я.А. Коменский, И.Ф. Дементьева, А.В. Мудрик, С.П. Акутина, С.Ю. Дивногорцева).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕНННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Семья и значение семьи в жизни человека
Туркменистан – это страна, имеющая не только богатейшее прошлое со всеми сохранившимися на ее территории памятниками древнего искусства восточных мастеров, но также страна с огромнейшим культурным, спортивным наследием, традициями и обычаями, прошедшими сквозь века и сумевшими сохранится в сердцах и жизни людей по сей день.
В Туркменистане были известны различные виды физической упражнений и игр: борьба гореш, скачки, джигитовка, и другие национальные игры, связанные с физической культурой.
Гостеприимство – самый определяющий признак туркменского народа. Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!» и, кроме того, произносят фразы: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!». Традиции Туркменистана уходят глубокое в прошлое. В своем отношении к жизни люди культивируют гостеприимство, почитание старших, скромность, благородство, правдивость, честность, смелость, душевную щедрость. Благородный человек, утверждает туркменская пословица, если обещает, обязательно сдержит свое слово.
Туркмены дорожат дружбой и любовью, поддерживают добрые отношения с соседями. Традиции Туркменистана очень дружелюбные. Есть множество народных поговорок на эту тему: «Живи по соседству со счастливым, и сам будешь счастлив», «В первую очередь позаботься о соседе», «Близкий сосед лучше, чем далекий брат».
Одна из важнейших составляющих культуры Туркменистана – его уникальные народные ремесла. Главным и самым древним среди них является ковроткачество, а произведенные туркменскими мастерами шедевры отличаются долговечностью и особой красотой. Самый большой ковер, сотканный народными умельцами, занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
В Туркменистане семья – национальная ценность. С первых лет независимости осуществляется всемерная поддержка института семьи, повышается ее благосостояние.
Именно в семье формируются такие высокие человеческие качества, как уважение к старшим и любовь к младшим, почитание национальных обычаев и традиций. Она – надежный оплот в развитии духовных основ нашей жизни, утверждении в обществе атмосферы высокой нравственности. Бесценна ее роль в воспитании гармонично развитого поколения, подготовленного к жизненным испытаниям.
Вот почему проблемам семьи уделяется в республике огромное внимание. На это нацелены государственные программы, успешно осуществляемые в последние годы, деятельность общественных организаций, стремящихся поднять культуру семейных отношений.
Традиционные ценности в приоритете и современной туркменской семьи – это уважение к старшим, умение достойно вести себя в обществе, скромность и трудолюбие, забота о младших. А также стремление к знаниям и образованию, в том числе высшему, которое родители стремятся привить своим детям. В основе возросшего авторитета образования, как высшего, так и среднего специального, – высокое качество профессиональной подготовки специалистов.
Нельзя не отметить, что возрастает роль старшего поколения в воспитании детей, то есть накопленный пожилыми людьми ценный опыт сегодня актуален и востребован. Дедушки и бабушки не только представляют собой опытных воспитателей, но и выступают в качестве источника традиций. Передавая детям и внукам обычаи
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №94. – С. 9-15.
2. Алиева, Г.М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / Г.М. Алиева. – Махачкала, 2008. – 22 с.
3. Асташова, H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 25-36.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000.
5. Беляева, А.Б. Традиционные семейные ценности [Текст] / А.Б. Беляева // Вестник ТГУ: серия Гуманитарные науки. – 2008. – № 11(67). – С. 170-175.
6. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
7. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / сост. Б.И. Кононенко. – М.: Вече, 2003. – 512 с.
8. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
9. Бородина, Е.Н. Педагогические условия формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников [Текст] / Е.Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. – Пенза, 2013. – №6.
10. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст]: монография / Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 192 с.
11. Бородина, Е.Н. Наследие [Текст] : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной – игровой деятельности / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. – 140 с.
12. Бородина, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: / Е.Н. Бородина. – Челябинск, 2016. – 23 с.
13. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967.
14. Воронина, Е.В. Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников [Текст] / Е.В. Воронина // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. – 2012. – № 5. – С. 43-45.
15. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский; под. ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 512 с.
16. Гладких Л.П. Экспресс-диагностика развития детей [Текст]: материалы для тематического контроля / Л.П. Гладких, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 104 с.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
18. Гурджиян, М.В. Традиционная семья в современном российском обществе [Текст] // Общество: философия, история, культура. – 2016. – №4. – С. 41-43.
19. Данилюк, А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей [Текст] / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 27 с.
20. Дементьева, И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Вестник РУДН: серия Социология. – 2004. – № 6-7. – С. 150-160.
21. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
22. Дыбина, О.В. Диагностика направленности на мир семьи [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина.- М. : Центр педагогического образования, 2009.
23. Задорожная, Е.А. Настольные игры – резерв развития УУД у младших школьников [Электронный ресурс] / Е.А. Задорожная // Электронный научный журнал. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25421024_30074441.pdf
24. Еняшина, Н.Г. К вопросу о педагогических возможностях игры [Текст] / Н.Г. Еняшина // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2008. – №4 (11). – Ч. 2. – С. 79-81.
25. Епишкин, Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка [Текст] / Н.И. Епишкин. – М.: Словарное изд-во ЭТС, 2010. – 514 с.
26. Измайлова, А.Т. Игровая деятельность как фактор активизации деятельности младших школьников [Текст] / А.Т. Измайлова // Актуальные вопросы модернизации российского образования, материалы XX международной научно-практической конференции. – Таганрог, 2014. – С. 97-99.
27. Кильдюшова, П.Е. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье [Текст] / П.Е. Кильдюшова, Р.А. Валеева // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. – Казань: Изд-во «Отечество», 2015. – С. 18-23.
28. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст] / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 26 с.
29. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://www.gouo.ru/Informoteka/Normativnye_dokumenty/Dopolnitel_noe_obrazovanie
30. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: 2008. – 256 с.
31. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
32. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
33. Мусхелишвили, Н.Л. Ценностная рефлексия и конфликты в разделённом обществе [Текст] / Н.Л. Мусхелишвили, В.М. Сергеев, Ю.А. Шрейдер // Вопросы философии. – 1996. – № 6. – С. 3-21.
34. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. – М.: 1997. – № 3. – С. 3-11.
35. Новейший философский словарь [Текст] / сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом, 1999. – 896 с.
36. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
37. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Юрайт, 2012. – 332 с.
38. Педагогический терминологический словарь [Текст]. – С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006.
39. Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. URL:
40. http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173
41. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/poop_noo_reestr.doc
42. Прошкина, К.Д. «Время играть», или игровые технологии в обучении и воспитании (на примере использования современных настольных игр) [Текст] / К.Д. Прошкина // На путях к новой школе. – 2015. – №4. – С. 30-36.
43. Рыбак, Е.В. Социальное развитие и образование в системе семейных ценностей современных молодых родителей: аксикреативный подход [Текст] / Е.В. Рыбак, А.Б. Федулова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18: серия Педагогика. – № 3. – С. 11-14.
44. Савинов, Л.И. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Л.И. Савинов. – Саранск: изд-во Мордовского университета, 2000. – 196 с.
45. Семья. Общество. Государство [Текст]: сборник документов и материалов. – Екатеринбург, 2008. – 33 с.
46. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 192 с.
47. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
48. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. – М.: ИЭОПГКО, 2006. – 144 с.
49. Чурекова, Т.М. Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме [Текст] / Т.М. Чурекова, И.В. Москаленко // Вестник КемГУКИ. – 2011. – №4 (17-2). – С.125-134.
50. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005. – 349 с.