Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема девиантного поведения детей стоит в российском обществе чрезвычайно остро. С каждым годом увеличивается рост школьников, излишне импульсивных, которые срывают уроки, грубят учителям и ведут себя неподобающим образом – всё это характеризует такую психолого-педагогическую проблему, как отклоняющегося поведение детей младшего звена. Эта проблема очень актуальна, поскольку та основа, которая закладывается на психологическом уровне, в дальнейшем определяет поведение детей, а также формирует их личностные черты и качества. Если закрывать на эту проблему глаза, то поведение детей младшего школьного возраста перерастёт в более опасное поведение, которое проявится в подростковом возрасте [3].
Сейчас, к сожалению, складываются весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально – психических и биологических факторов: неблагоприятная экологическая обстановка, ухудшение материально - экономического положения людей, занятость родителей, рост разводов и конфликтов в семьях, негативная информация и т.п. Эта тема наиболее значима не только в социальном плане, но и в учебном.
Одной из основных форм отклоняющегося поведения является проблема булинга. Английское слово «буллинг» (byllyng, от billy – булли, хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта Kids-Poll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% – неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% – многократно [1].
Степень разработанности тематики. В настоящее время проблема булинга остается недостаточно изученной. Ее только недавно стали выделять как отдельную причину. До сих пор эта проблема рассматривалась с позиций девиантного поведения. Но сегодня все больше психологов относит эту проблему к категории детского насилия. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и коррекции различных видов нарушений поведения, в том числе, и проблеме булинга. Этому посвящены работы С.А. Беличевой., Л.С. Выготского., И.В. Дубровиной и др. В тех немногочисленных работах, которые посвящены проблеме булинга среди младших школьников и его коррекции, указывается на необходимость решения этой проблемы, но технология коррекции в учебно-воспитательном процессе, построенная с учетом данных психолого-педагогических исследований, не разработана. Определенные наработки в этой сфере выявлены в зарубежных источниках. В основе коррекции булинга лежит теория конгруэнтной коммуникации Х. Джайнотта.
Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема. В странах Евросоюза не раз проводились совещания на уровне министров образования и вырабатывались законодательные меры по его профилактике (Ананьяду и Смит 2002). Антибуллинговые акции проводятся как на местном, так и на национальном и даже международном уровне. Речь идет не о полном преодолении буллинга – это явно невозможно, насилие и угрозы – неотъемлемая часть нашего мира, - а лишь о профилактике его наиболее опасных последствий [2].
Хотя общепринятой стратегии в этом деле нет, в нем есть определенные положительные результаты. Самая эффективная антибуллинговая программа разработанная Даном Ольвеусом в Бергене 20 лет назад, она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 г. придан статус приоритетной общенациональной программы.
В связи с этим мы обратились к теме: «Изучение проблемы булинга в начальной школе».
Объект исследования –¬ проблема булинга в начальной школе.
Предмет исследования – проблема булинга в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: – изучить и научно обосновать причины нарушений и их влияние на учебную деятельность младших школьников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать причины и типы нарушений поведения у младших школьников.
2. Рассмотреть особенности булинга как одной из форм девиантного поведения в младшей школе
3. Теоретически раскрыть психологические особенности младших школьников, склонных к булингу.
4. Подобрать диагностические методики для исследования поведенческих нарушений младших школьников.
5. Предложить способы коррекции булинга в начальной школе.
Методы исследования: носят теоретический характер.
Методологическая база: Беличева С.А., Выготский Л.С., Галагузова М.А., Гонеев А.Д Дубровина И.В., Змановская Е.В., Клейберг Ю.А., Кон И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е, Овчарова Р.В., и др.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка используемой литературы. Список используемой литературы состоит из 25 источников. Работа изложена на 42 страницах машинописного текста.
Глава I. - Теоретические аспекты поведенческих нарушений и булинга младших школьников.
Глава II. – Практические аспекты изучения проблемы булинга в начальной школе.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы. Приложения содержат в себе анкету для оценки и прогнозирования булинга и ситуаций насилия в школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ И БУЛИНГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ изученности проблемы нарушений поведения младших школьников в трудах отечественных и зарубежных психологов
Духовная опустошенность, цинизм, жестокость, враждебность - это характерные признаки развития современного общества. Многие дети и подростки отмечаются повышенной агрессивностью, нервозностью, повышенной чувствительностью, эмоциональной неуравновешенностью и уязвимостью.
Проблема духовно-нравственного воспитания, приобщение человека к общечеловеческим социокультурным ценностям и морально-нравственным идеалам никогда не теряла своей актуальности. Под духовно-нравственным воспитанием, которое во все времена было основой гармоничного развития личности и гуманизации общества, лежит формирование ценностного отношения к жизни. Основой такого воспитания является чувство долга, справедливости, ответственности, и других качеств, способных придать высокий смысл и значимость поступкам и мыслям человека [1].
Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности. Едва ли не на первое место выходит необходимость возрождения духовных традиций, поддержание морали, нравственных идеалов и патриотических чувств [2].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию человека с раннего детства, поскольку именно такое развитие является основой для формирования личности взрослого человека, мировоззрения целых поколений. Под мировоззрением понимают ту часть чувственного восприятия мира, на основе которого происходит построение характера и сознания человека. Чувственная сфера приводит к дальнейшему совершенствованию и формированию рациональной сферы. Человек приобретает способность мыслить, принимать решения, нести ответственность за свои поступки и действия. В дальнейшем у мужчин формируется логическое отношение к окружающему миру, а у женщин развивается способность чувствовать, ощущать интуитивно и тонко окружающий мир [3].
Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам духовного и нравственного воспитания, профилактике девиантного поведения.
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего, санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.
Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - M. 1978.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
3. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М.: Медицина, 1964.
4. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – С.-Пб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.
5. Гшинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
6. Динамика ценностей реформируемой России: Сб. статей. - М., 1995.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
8. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 1997.
9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 1988.
10. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. - М., 1998.
11. Кудрявцев В.Н., Нерсесянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М.: Юрид. лит., 1984.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005.
13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983.
14. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. - М., 1979.
15. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1-2.
16. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1990.
17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.
18. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. - М., 1999.
19. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1989.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
21. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.
22. Шлычков В.Р. Методические рекомендации по психопрофилактике делинквентных отклонений у военнослужащих. – Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000.
23. Энциклопедический философский словарь / Под ред. Е. В. Губского. - М., 1996.
24. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996.
25. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л., 1979.