Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных меняющихся социально-экономических условиях общества необходимы поиски новых путей управления школой.
Школа сегодня выполняет множество разных задач, а качество их решения находится в зависимости от разных факторов:
- понимание функционирующей системы управления,
- использование в школьной практике новейших научно-педагогических технологий управления.
К таким технологиям можно отнести управление по результатам, предполагающим управление на диагностической основе.
Педагогическая диагностика – это самая актуальная проблема современной школы, но как компонент управления в современной школе еще мало применим.
Большое значение в исследовании, рассматриваемом в данной работе, имеют работы Е.А. Бондаревской, Н.В. Кузьминой, В.А. Якунина других.
Педагогическая диагностика представляет собой средство оптимизации учебно-воспитательного процесса, в связи с чем образовательное учреждение проводит педагогические измерения разного типа:
- наблюдение,
-интервьюирование,
-опросы,
- цветограммы и другие.
В настоящее время необходимо переосмыслить такие вопросы как улучшение организации управления педагогического процесса на основе педагогической диагностики, именно поэтому рассмотрение данной проблемы очень актуально для современной школы.
Цель работы: рассмотреть педагогическую диагностику и педагогический контроль в качестве компонентов управления в современной школы.
Объект исследования: процесс управления в современной школе.
Предмет исследования: педагогическая диагностика и педагогический контроль.
Для достижения цели решался ряд задач:
- характеристика сущности, характеристики и видов педагогической диагностики и педагогического контроля,
- Анализ существующей практики управления современной школой при помощи педагогической диагностики и педагогического контроля,
- рассмотрение опыта реализации авторской модели управления современной школой,
- описание динамики повышения качества управления современной школой при помощи педагогической диагностики и педагогического контроля.
Глава 1 Теоретические основы управления современной школой при помощи использования педагогической диагностики и педагогического контроля
1.1 Становление и развитие проблем педагогической диагностики и педагогического контроля, как направлений педагогической науки
Происхождение термина «диагностика» установлено учеными, это слово ведет свое происхождение от греческого слова diagnostikos, означающего «способный распознавать»[7, с. 52].
Долгое время термин «диагностика» применялся только в медицине, обозначая один из разделов медицинской науки.
Большой Энциклопедический словарь трактует «диагностику» как учение о методах и принципах распознавания болезней и постановке диагноза.
Диагносты известны еще с античного мира, ими назывались люди, которые считали после боя раненых или убитых.
Следующим этапом для данного термина была эпоха Возрождения, когда диагностикой называли процесс узнавания болезни.
В философии понятие «диагностика» в 20 веке. Вообще, общий смысл данного термина заключается в особом виде познания, которое находится между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Диагноз будет являться результатом такого познания.
Термин «педагогическая диагностика» появился впервые в середине 19 века и был предложен К. Ингенкампом в 1968 году. К. Ингенкамп считал, что
именно педагогическая диагностика будет обеспечивать:
- изучение учебно-воспитательного процесса,
- выявление условий и результатов педагогического процесса,
- определение условий развития педагогического процесса,
- оптимизация учебно-воспитательного процесса для развития общества.
Диагностика как вид деятельности в этом случае понимается как процесс, состоящий из следующих элементов:
- соблюдение необходимых научных критериев,
- наблюдение за детьми,
- анкетирование,
- обработка данных наблюдений и опросов,
- информирование о полученных результатах,
- объяснение мотивов,
- прогнозирование будущего поведения [9, с. 89].
Педагогическая диагностика строится на изучении результативности учебно-воспитательного процесса, на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.
Педагогическая диагностика отличается от других видов диагностики наличием педагогического процесса в качестве специфического объекта диагностики.
Педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности – все эти элементы являются объектами педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика обладает циклическим характером, в ее содержании несколько педагогических задач.
Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих воспитанников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа.
Конечно, при том условии, что педагог не просто примет к сведению полученные диагностические результаты, а всерьез проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы, развивая плюсы и минимизируя недостатки. Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров.
1.2 Сущность, характеристика, виды педагогической диагностики и педагогического контроля
Педагогическая диагностика представляет собой вид деятельности, который включает в себя:
- установление и изучение признаков, которые характеризуют состояние и результаты процесса обучения,
- прогнозирование на основе данных признаков возможных отклонений,
- предупреждение данных отклонений,
- корректировка процесс обучения для того, чтобы повысить качество подготовки педагогов.
Понятия «диагностика» и «проверка знаний, умений и навыков» - это совершенно разные понятия. Проверка знаний и умений показывает конечный результат, без объяснения его причин, а диагностика состоит из следующих элементов:
- оценивание,
- контроль,
- накопление статистических данных,
- проверка,
- анализ полученных данных.
Диагностика включает в себя:
- рассмотрение результатов с точки зрения способов, которыми они достигнуты,
- определяет тенденции образовательного процесса,
- рассматривает динамику процесса дидактики.
Главным плюсом педагогической диагностики является то, что она обеспечивает обратную связь.
Педагогическая диагностика выполняет следующие функции:
- воспитывающая функция, заключается возможности оказания воспитательных воздействий в процессе осуществления диагностики,
- контрольно-корректировочная функция заключается в том, что в ходе диагностики получают новые данные, при этом корректируя воспитательный процесс,
- прогностическая функция, заключается в предвидении и прогнозировании тех или иных изменений [10, с. 93].
Видами педагогической диагностики можно назвать:
- Предваряющую диагностику. Предваряющая диагностика необходима для определения уровня знаний, умений и навыков и развития учащихся. Данный вид диагностики проводят в начале учебного года, с целью определения уровня знаний с предыдущего года, можно данный уровень диагностики проводить перед изучением новой темы или нового раздела.
Такой вид диагностики нужен для контроля и коррекции пробелов в знаниях.
- Текущую диагностику проводят обычно на уроке, для проверки усвоения учащимися определенных частей программы учебного предмета.
Данный вид диагностики помогает определить результаты детей по усвоению того или иного раздела, а так же дает возможность вовремя провести работы по корректировке их знаний.
- Периодическую диагностику необходимо проводить после того, как будет изучена тема или раздел, ее целью является диагностирование качества усвоения учащимися различных взаимосвязей.
- Итоговую диагностику осуществляют после того, как будет изучен курс или достигнут какой-то этап обучения. Данный вид диагностики проводят с целью определение уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. Примером итоговой диагностики является и государственная (итоговая) аттестация выпускников ЕГЭ и ОГЭ.
Педагогическую диагностику можно классифицировать по количеству вопросов, которые подвергаются диагностированию:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- комбинированная,
- групповая диагностика.
Важным компонентом диагностирования является контроль [13, с. 67].
Контролем называют процесс наблюдения за ходом образовательного процесса.
Проверка является частью контроля и представляет собой определенную систему взаимосвязанных элементов:
- действия,
- операции с целью оценивания качества усвоения знаний, умений и навыков.
Контроль необходим для обеспечения обратной связи, сущность которой заключается в получении сведений о результате учебной деятельности учеников школы. Контроль дает возможность:
- получения результатов самостоятельной учебной деятельности обучаемого,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Борисов А.В. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. –М.: Педагогика. – 2009, 145 с.
3. Богданова М,А. Проблеме оценивания результативности в системе школьного образования. М.: Наука, 2008.- 112 с.
4. Большая Российская энциклопедия. – М.: Просвещение, 2002. С. 190.
5. Волкова Е.В. Внутришкольный контроль и оформление справок по итогам его
6. проведения //ж. Управление начальной школой, 2013 год, №8, стр.11.
7. Голубев В.С. Введение в диагностику воспитания. М: Педагогика, 2004.- 245 с.
8. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.
9. Дегтярев М.С. Педагогика. – М.: Наука, 2009.- 365 с.
10. Жашкова Е.Б. Значение диагностики в педагогическом процессе образовательных учреждений.-М.: Наука, 2013.- 176 с.
11. Золотарева А.В. Проблема оценивания и отслеживания результата деятельности образовательных учреждений.- М,: ЮНИТИ, 2011.- 162 с.
12. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1991. - 240с.
13. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в образовательных учреждениях.- М.: АСТРА_Пресс, 2014.- 98 с.
14. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – Спб.: Питер, 2008. – 240 с.
15. Котова М.С. Структуры управления.- Педагогика.- 2009.- №3.- С.12-16.
16. Краткий педагогический словарь пропагандиста.//Под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова – М.: Изд-во политической литературы, 1999. -275 с.
17. Логинова Л.Г. Контроль и самооценка качества в образовании детей. – М,: Наука, 2011.- 91 с.
18. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.:Юрайт-М,2001.--607с.
19. Мониторинг качества образования: методическое пособие/ под общ.ред. Соломина В.П.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 г.
20. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/ Автор- составитель Попова Г.П. и др. – Волгоград: Учитель, 2007 г. – 123 с.
21. Педагогика и психология: учеб. пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. – М. : Издательство «Омега-Л», 2009. – 233 с.
22. Педагогическая диагностика в воспитательном процессе http:// www.libsid.ru/pedagogicheskaya-diagnostika
23. Педагогическая диагностика http://www.paidagogos.com/
24. Платунова Е.Ю. Влияние внутришкольного контроля по направлению «Методическая и научно-исследовательская деятельность» на развитие
ученического потенциала .- Методист, 2013 .- №7.-С.53.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
26. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.
27. Хлебников, Т.Г. Михалева. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы. - Школьные технологии, №1-2, 1999 г. с. 213 - 219.
28. Шилина И.Ю. Педагогический аудит в ОУ// ж.Справочник заместителя директора школы, 2014 год, №5, стр.41.
29. Эскеров Ю.Б. Педагогический контроль и его роль в управлении школой.- М.: ЮНИТИ, 2012.- 113 с.