Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нормы речевого и неречевого поведения, как правило, определяют взаимоотношения людей в различных сферах: в работе, в семейной жизни, в сфере образования и воспитания. На сегодняшний день, актуальной проблемой в педагогике является повышение культуры речи на уроках языка. Если не уделять должного внимания нормам речевого поведения в практике преподавания языка, то это может привести к различным рода ошибкам, которые будут усложнять процесс коммуникации учителя с учащимися.
Процессы передачи информации в большей степени основываются на процессах коммуникации и при любой организации учителя, которую выбирает непосредственно преподаватель, вид коммуникации оказывает значительное влияние на результат обучения. Поэтому владеть речевыми и неречевыми нормами коммуникации, применять их на уроках языка - актуально для учителей.
В данном контексте актуальной является проблема формирования и повышения культуры речи на уроках языка. Оставаясь неотъемлемой, незаменимой составляющей классно-урочной системы, поведение учителя, тем не менее, подвержено модернизации, особенно, когда требования к образованию постоянно меняются.
Объектом данной работы является психолого-педагогические основы повешения культуры речи на уроке языка в начальной школе, как важная составляющая технологии урока языка, предметом – речевое поведение младших школьников на уроке языка.
Культура речи как область научно-практических исследований включает в себя объяснение существования языковых норм и речевых ошибок, также разработку соответствующих рекомендаций по закреплению и преодолению недостатков речи. Проблемы культуры речи связаны с культурой человека вообще, поэтому они освещаются и в лингвистических монографиях, и в учебно-практических пособиях, которые адресованы массовому читателю. А. В. Текучёв в своих научных работах пишет о взаимозависимости изучения языка и развития мышления.
Практические рекомендации по культуре речи опираются на теоретическую разработку проблем культуры речи, а выводы теоретического характера - на знание речевой практики общества.
Так как культура языка отражает развитие культуры и общества в целом, специалисты по культуре речи следят за происходящими социально-языковыми процессами, описывают проблемы речевого взаимодействия в обществе в своих рекомендациях. Как следствие, работа ученых в области культуры речи сочетает в себе анализ данных состояния речевой культуры общества, а также объяснение этих данных при помощи новых актуальных лингвистических методов. Кроме того, исследователи занимаются разработкой методов обучения речевым нормам и навыкам эффективной коммуникации широких общественных слоёв.
Этот результат достигается посредством обновления фактических данных и методического инструментария, что доказывает: культура речи постоянно обновляющейся областью научно-практических исследований.
Цель курсовой работы – определить уровень освоения речевых норм русского языка учениками школы.
Задачи данного исследования:
-Описание предмета изучения культуры речи
-Анализ раздела «Культура речи» в учебных пособиях различных авторов
-Анализ усвоения учениками школы речевых норм
-Разработка рекомендаций для развития правильной и выразительной речи.
Для достижения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:
- критический анализ научно-методической и научно-популярной литературы,
- изучение опыта работы передовых учителей,
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущность роли учителя на уроке языка, выявлены характеристики и особенности речевого и неречевого поведения учителя, раскрыто понятие урока языка, описаны требования к их организации, выявлены характеристики урока, определена роль учителя и учащихся на уроке языка в процессе повышения культуры речи учащихся.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы учителями языка средней школы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогических особенностей повышения культуры речи в процессе обучения языку
1.1 Урок языка, его особенности
На сегодняшнем этапе развития образования урок, как основная форма организации учебного процесса, является наиболее приемлемой его единицей. Мы можем даже говорить о том, что это основа всей системы обучения. В процессе урока решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи, посредством заранее спланированных заданий индивидуального и индивидуально-группового характера с использованием средств, приемов, методов обучения.
Каждый из предметов в системе школьного образования предполагает свою специфику организации структуры урока. Предметная направленность определяет целеполагание к уроку, разграничивает тематическое содержание, регулируется межпредметное взаимодействие, что очень важно в современной системе образования. Так мы можем выделить и рассмотреть урок языка как отдельную единицу в системе.
Урок языка выполняет важную роль в формировании поликультурной личности, способной использовать изучаемый язык в различных ситуациях коммуникации. Его содержание способствует повышению уровня гуманитарного образования учеников при помощи соединения с духовным богатством страны, формированию готовности к взаимопониманию, воспитанию в духе толерантности, развитию способностей с помощью языка передавать собственные мысли и чувства
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамов Н.А. Искусство разговаривать/Русская речь.-1992. 342 с
2. Актуальные проблемы культуры речи. М.,1972, 132 с.
3. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
4. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка М., Просвещение, 1990г.
5. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
6. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. –М., 1974.
7. Берестнева, Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 15.
8. Богатова, Е.В., Лещенко, И.Н. Формирование проектных и исследовательских действий обучающихся // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 25-31.
9. Браим И. Н. Этика делового общения. Минск, 1995, 211 с.
10. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика. –Д., 1997.
11. Быстров Н.А. Взаимодействие педагога и учащегося [Электронный ресурс] http://www.informio.ru/publications/id440/Vzaimodeistvie-pedagoga-i-uchashegosja
12. Васильева А.Н. Основы культуры речи.М: Русский литературный язык, 1991, 223 с.
13. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1995. 132 с.
14. Вишневская Л.Л. Паронимы: изучение лексического материала на уроках русского языка. /Л.Л. Вишневская, И.Л. Старикова // Русская словесность. - 2003. - № 8. - С. 41-43.
15. Волгин Б. О. Деловые совещания. - М.,1993, 115 с..
16. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1990.№1.
17. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003.
18. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М:Высшая школа, 1997, 334 с.
19. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура/Русский язык. Энциклопедия. -М., 1997, 258 с.
20. Горбунова, Н.Д. Работа с фразеологизмами как способ развития речи младших школьников // Нач. шк.: плюс до и после. - 2003. - № 3. - С. 57-58.
21. Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, forward! - II». г. Якутск, 23-28 июня 2014 года. Вып. 2
22. Далецкий Ч. Ю. Практикум по риторике. -М., 1995, 122 с.
23. Джежелей О.В. Чтение и литература. 4 кл.: Учебник: в 3 ч. / О.В. Джежелей Ч. 2. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.
24. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.
25. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2005. - № 9. - С. 26-28.
26. Земский, А.М. и др. Русский язык. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А.М.Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлов; под ред. В.В. Виноградова. - 13-е изд., стер. - М.: Academia, 2000. - 303 с.
27. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991
28. Игнатьева, Т.В. Программы образовательных учреждений. Начальные классы: программы / Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М: Просвещение, 2007. – 386 с.
29. Инновационное образование: теория и практика: материалы Междунар.И66 науч.-практ. конф., Минск, 22–23 дек. 2011 г. / редкол. : С. А. Аксючиц [и др.] ;ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – 571 с.
30. Калинин А. В. Культура русского слова. М:МГУ. - 1985.
31. Кармакова, Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка // Нач. шк.: плюс до и после. - 2003. - № 3. - С. 48-51.
32. Касаткин, Л.Л. Русский язык / Л. П. Крысин, М.Р. Львов. В 2-х частях. – Ч.I / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.
33. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 3-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. Ч 1. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с. ил. - (Школа России).
34. Колесов В. В. Культура речи. СПб:Лениздат, 1987.
35. Латыпова Э.Р. Речевое поведение учителя на уроке. http://festival.1september.ru/articles/585257/
36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.
37. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.
38. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.
39. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и методика начального образования" / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
40. Львова, С.И. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения / С.И. Львова, О.М. Александрова, Л.М. Рыбченкова // Рус. яз. в шк. - 2003. - № 4. - С. 3-8.
41. Мандель, Б.Р. Игры в процессе изучения лексики. // Русский язык в школе. - 2001. - № 4. - С. 38-41.
42. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1990.
43. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения//Аргинска И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.И., Романовская З.И. –М., 1991.
44. Оршанская Е.Г. Владение нормами речевого поведения – необходимая составляющая профессиональной деятельности учителя- билингва.
45. Подгаецкая, И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
46. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007 . - 364 с.
47. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж- 1992.
48. Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов / Под ред. Т.А.Ладыженской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
49. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Современный урок иностранного языка: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232 с.
50. Розенталь Д. Э., М. А. Теленкова «Словарь лингвистических терминов». М,1955.
51. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Рольф, 2002.
52. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. –М., 1993
53. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по специальности "Педагогика и методика начального обучения" / Под ред. М.С. Соловейчик. - 2-е изд. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС. 1994. - 384 с.
54. Рылова, О.В. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении [Электронный ресурс]: сайт учителя начальных классов. - Режим доступа: http://rylovaov.ucoz.ru/index/slova obshheupotrebitelnye i ogranichennye v upotreblenii/0-102
55. Сборник статей «О культуре речи». М:Знание, 1982.
56. Селюнина, Е.Ю. О некоторых проблемных вопросах преподавания русского языка в начальной школе / Е.Ю. Селюнина, К.Ю. Емельянова, С.В. Лихачев // Нач.шк. - 2003. - № 11. - С. 24-28.
57. Современное состояние и тенденции развития специальной педагогики и психологии: материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых (28–30 марта 2016 г., дефектологический факультет МПГУ)
58. Современный русский литературный язык: учебник для филологических специальностей пед. институтов/ П.А. Лекант Н.Г. Гольцова В.П. Жуков и др.; Под ред. П. Леканта - М.: Высш. шк., 1988. - С. 178-179.
59. Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. М., Просвещение, 1988г.
60. Соловьева Т.А. Урок иностранного языка в контексте модернизации образования. // Иностранные языки в школе - 2012. - №3, 5.
61. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. -Симферополь, 1997.
62. Тимофеева, Е.Е. Лексические инновации на уроках русского языка. // Русский язык в школе. - М., 2007. - № 7. - С. 37-39.
63. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
64. Феофанова А.В. Особенности речевого и неречевого поведения учителя языка на уроке. [Электронный ресурс]. https://multiurok.ru/windsor/blog/osobiennosti-riechievogo-i-nieriechievogo-poviedieniia-uchitielia-inostrannogo-iazyka-na-urokie.html
65. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания. М.,Просвещение, 1982
66. Честара Д. Деловой этикет. - М., 1998.
67. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи. Русская речь. - 1992. - № 6.
68. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1997, 443 с.