Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Учебные интересы представляют собой основу познавательной активности
школьников. Необходимость формирования познавательной активности младших школьников в
условиях реализации ФГОС заключается в том, чтобы научить младшего школьника видеть и
использовать свои силы и возможности в процессе игровой и учебной деятельности, развить интерес
к познанию нового, научить оценивать себя. Интерес представляет тот факт, что младший школьник
обладает естественным стремлением к познанию, и именно это явление психики необходимо
задействовать в процессе организации деятельности в начальной школе. Необходимо учитывать все
многообразие интересов младших школьников, задействовать различные виды деятельности и
формы учебных интересов [1].
3
Без наличия учебных интересов невозможна мотивация. Двигательной силой познавательной
деятельности школьника является именно учебный интерес. Познавательная деятельность – это
активная направленность, которая проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения и
познания, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями в мобилизации
нравственно-волевых усилий на достижение целей, умение получать эстетическое наслаждение,
если цель достигнута.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «интерес», «учебный интерес», «познавательная активность» и их роль в
образовании и повседневной деятельности
Интерес представляет собой активную направленность деятельности человека, в основе которой
лежит желание открыть и присвоить новое знание, информацию, результат и продукт
интеллектуальной или творческой деятельности.
Учебный интерес представляет собой интерес, направленный на познание, получение новых знаний
и информации для дальнейшего активного применения полученных знаний в процессе
жизнедеятельности.
Под познавательной активностью принято понимать активное стремление учащегося к познанию,
обретению навыков и умений, которые формируются на базе морально – волевых усилий.
Двигательной силой познавательной активности является учебный интерес, на базе которого и
формируется активность человека [4].
Проблема развития учебных интересов младших школьников находится в центре внимания
педагогов всех времен и народностей. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с
современным состоянием развития общества. В основе современного общества лежат
демократические преобразования. При этом педагоги нацелены на построение личностно –
ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является
утверждение и развитие личности человека, охватывающее все сферы современной жизни [1].
Под развитием и активизацией учебных интересов подразумевают комплекс мероприятий,
направленный на освоение учащимися общих компетенций и приобретение навыков,
соответствующих возрасту и предмету. Важную роль при этом играет правильная организация
учебного процесса, с учетом особенностей учащихся. При этом необходимо учитывать особенности
психики учащихся, поскольку младшие школьники – одна из уязвимых возрастных категорий. При
организации учебного процесса в период формирования учебных интересов, умения учиться у детей,
необходимо руководствоваться научным подходом к организации труда (урока) [3].
Развитие учебных интересов и познавательной активности у младших школьников представляет
собой сложнейший, целенаправленный процесс, в формировании которого принимает участие, как
сам школьник, так и учитель. Важную роль в формировании учебных интересов и познавательной
активности играет самостоятельность учащегося, желание познать новое, найти самостоятельный
путь решения проблемы. Что касается учителя, он должен уметь эффективно организовать
деятельность учащегося, обеспечить необходимую мотивацию [9].
4
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности
ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам,
переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Приходится школьный
младший возраст на период с 6 до 11 лет. На это время приходится обучение ребенка в начальных
классах. Как правило, ребенок переходит из детского сада в школу, при этом происходит смена
коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку [4].
На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо
учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных
предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Различные возрастные категории имеют
ведущий тип деятельности. В младшем школьном возрасте формируются также новые виды
деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется
использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие
универсальных учебных действий [5].
Преподаватель должен помнить о том, что в младшем школьном возрасте у детей изменяются и
перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения
личности ребенка. Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст является одним из
самых ответственных этапов жизни. К числу психологических новообразований мышления младшего
школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций
и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности.
Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на уроках математики, при
тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы
взаимодействия со школьниками [12].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Специфика и виды учебных интересов младших школьников
Младшие школьники задают много вопросов об отдельных фактах и событиях. Сфера интересов
ребенка значительно расширяется – раздвигаются ее временные и пространственные рамки.
Появляется интерес к прошлому и будущему. В младшем школьном возрасте начинают резко
проявляться значительные индивидуальные различия в активности детей в постановке вопросов.
Этот возрастной этап является сенситивным по отношению к развитию способности детей выделять
неизвестное в проблемной ситуации и активно исследовать его. Следовательно, этот возраст
занимает важнейшее место в формировании интересов человека. Это период высокой пластичности
мозга и высокой обучаемости [8].
Стоит подчеркнуть, что сознание младшего школьника еще не становиться самостоятельным
регулятором поведения и деятельности, развитие духовных потребностей. Но оно уже достаточно
устойчиво для того, чтобы деятельно участвовать в организации жизни, выборе полезной и разумной
деятельности. Ребенок осознает возникающие у него интересы, и становится способным
сосредотачивать на них свое активное внимание и волевые усилия.
Интересы младших школьников к учебным предметам коррелируют с успешностью выполнения
заданий из разных областей знаний, иными словами, со способностями к тем или иным областям
5
знаний. Таким образом, мы вправе говорить о теснейшей взаимосвязанности способностей и
интересов. Первоначальная направленность интересов возникает очень рано, в неповторимом
общении ребенка с родителями и сверстниками, а затем с учителями и теми взрослыми, которые
иногда встречаются на их жизненном пути и вольно или невольно дают толчок формированию
интересов. Уже в младшем школьном возрасте достаточно ярко обнаруживается возможность
выявления оптимальной области знаний или деятельности, в которой он достигнет сравнительно
высоких успехов и к которой проявляет интересов.
Однако выявить интерес к тому или иному предмету или виду деятельности довольно сложно, и это
невозможно сделать грамотно, основываясь лишь на отметках детей. Очевидно, что на основании
школьных оценок нельзя судить о том, какой предмет является любимым для ученика [15].
Внутри каждого возраста дети очень сильно отличаются друг от друга по интересам. Различия
проявляются в направленности, широте, содержательности, устойчивости интересов. Некоторые дети
с самого начала учебных занятий выказывают устойчивый интерес к определенному предмету. У
других детей интересы имеют весьма не определенный характер. У некоторых детей вообще нет
ярко выраженных интересов. Отсутствие интересов или их бедность, незначительность делают жизнь
ребенка серой и бессодержательной. Ему скучно в школе, дома, с ребятами. Он постоянно нуждается
в том, чтобы кто-то (или что-то) извне развлекал и забавлял его. Такой ребенок живет с постоянным
чувством неудовлетворенности. Чаще всего слабоуспевающие и недисциплинированные школьники
– это дети без сформированных и развитых интересов. Если нормальный ребенок ни в одном
предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не выполнила своей
задачи. Он отмечал, что у каждого учителя-предметника должны быть несколько учеников, которым
дают дополнительную литературу, дополнительные задания.
2.2. Анализ условий эффективности формирования учебных интересов у младших школьников
Важным условием формирования учебных интересов, является применение различных
нетрадиционных форм организации занятий, нетрадиционных методов проверки домашнего
задания, стимуляция самостоятельной деятельности младших школьников. Вместо традиционных
уроков рекомендуется применять следующие формы уроков [16]:
1. Урок – викторина
2. Урок – конкурс
3. Урок – сказка
4. Урок – путешествие
5. Урок – аукцион
6. Урок – встреча
7. Интегрированный урок
8. Урок – игра
9. Комбинированный урок
6
10. Урок – деловая игра.
В ходе обучения преподаватель обязательно должен проводить контроль знаний, в ходе которого
определяются те моменты, на которых стоит акцентировать внимание для достижения целей,
выясняются моменты, которые остаются сложными и непонятными для учащегося младшего
школьного возраста. Наиболее эффективными можно признать нестандартные методы проверки
домашнего задания [17]:
- Прием «активного слушания», в ходе которого отвечает один ученик. Остальные учащиеся
выступают в роли «Экспертов». При этом они внимательно слушают, обобщают данные, заполняют
карту ответа одноклассника. В карте отмечаю плюсом и минусом правильные и неправильные
ответы. Учащиеся в своих картах оценивают ответ товарища, выставляют общий балл за ответ. Затем
учитель собирает бланки ответа и в результате дальнейшего анализа видит основные проблемы
учащихся, возникшие в ходе выполнения домашнего задания.
- «Блиц – опрос по цепочке». Суть этого метода состоит в том, что один школьник задает вопрос
второму, второй – следующему и так по цепочке. Учитель контролирует корректность заданных
вопросов, степень соответствия теме. Отводится время на ответ – несколько секунд. Если ученик не
отвечает, право ответа переходит к следующему учащемуся. Рекомендуется выяснить, кто желает
принять участие в опросе. Необходимо предоставлять школьникам младших классов право
отказаться от участия в таком опросе. Также рекомендуется выбрать из учащихся «судью», который
будет контролировать правильность ответов и время, затраченное на ответ.
- «Верю – не верю» - прием, который находит применение на любом этапе урока. Один из учащихся
или учитель приводит высказывание, а остальные учащиеся (или один учащийся) должен согласиться
либо опровергнуть приведенное высказывание, приведя аргументы в пользу своей точки зрения.
- «Да - нет» - игра, в ходе которой учитель загадывает какое – либо утверждение или определяет для
себя ход решения задачи. Учащиеся задают наводящие вопросы и получают от учителя ответ: да или
нет. Таким образом, ученики могут оценить правильность выполнения заданий, проверить ход своих
мыслей. Основной задачей является необходимость систематизировать имеющуюся информацию,
выделить главное, составить корректный вопрос, позволяющий получить максимум необходимой
информации. Здесь важна стратегия, задавать огромное множество вопросов, не имеющих
отношения к задаче бессмысленно. Для усиления способности к мышлению и выработки стратегии,
рекомендуется ограничить количество вопросов, которые могут быть заданы в ходе решения задачи,
что позволит учащемуся более тщательно подойти к анализу информации, более четко
сформулировать вопрос.
- Диктант «Для шпиона» - средство, позволяющее развить зрительную память, провести тренировку
внимания, выработать умение отвечать за принятое решение и конечный результат. Класс разделяют
на несколько групп, диктант также разделяют на несколько частей. Листок с текстом задачи
помещают на стене как можно дальше от команды, для которой он предназначен. Каждый из членов
команды подходит к стене и начинает читать и запоминать задачу. Потом задачу решает команда.
Команды соревнуются. Выигрывает та команда, которая максимально быстро и максимально точно
решит задачу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7
Нами были проанализированы особенности развития учебных интересов младших школьников,
были выделены психологические особенности и особенности учебных интересов детей младшего
школьного возраста.
Установлено, что учебный интерес представляет собой интерес, направленный на познание,
получение новых знаний и информации для дальнейшего активного применения полученных знаний
в процессе жизнедеятельности.
Под познавательной активностью принято понимать активное стремление учащегося к познанию,
обретению навыков и умений, которые формируются на базе морально – волевых усилий.
Двигательной силой познавательной активности является учебный интерес, на базе которого и
формируется активность человека.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. – М.:2013. – 250 с.
2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Гос. учеб.-педагогич.
изд-во, 1935. – 356 с.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии./
Л.С.Выготский. – М.: – 1966. – 541с.
4. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
5. Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – 2018. - № 7. – С. 12.
6. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.:
Академия, 2015. – 464 с.
7. Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности // Математика в школе. – 2016. -
№ 6. – С. 26.
8. Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке//
Сов.педагогика, 2016. - №6. – С.12.
9. Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 2016. – 456 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М., 2013. – 200 с.
11. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и
обществоведения в школе.- 2015.- № 9.- С. 69.
12. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных
отношений// Психологический журнал. - 2016. - № 4. - С.3-13
13. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы
школьников // Народное образование. – 2017. - № 6. – С. 45.
14. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и
обществоведения в школе.- 2017.- № 7.- С. 28.
8
15. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего
школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.– Ростов н/Д: Феникс, 2017.– 246 с.
16. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная
школа. – 2017. - № 8. – С. 36.
17. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. – 2015. -
№ 6. – С. 41.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник
для студ. вузов. – М.: Академия, 2016. – 452 с.
19. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – М.: ВЛАДОС, 2017. – 688
с.
20. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. – 1998. - № 3. – С. 44.
21. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Рос. пед. агентство, 2015.
22. Проклюшина С. А. Как научить детей учиться// Математика в школе.- 2018.- №1.- С. 28.
23. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте //
Начальная школа. – 2013. - № 7. – С. 19.
24. Тупичкина Е. А., Крючкова И. В. Виды самостоятельных работ в условиях развивающего
обучения// Начальная школа.-2016.- № 5.- С. 10.
25. Хакунова Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых// Начальная
школа.- 2013.- № 1.- С. 70.
26. Шамаев В. К. Задания на дом отменяются// Вечерняя средняя школа.- 2015.- № 6.- С. 16.
27. Эльконин, Д. Б Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — М., Воронеж,
2013. – 230 с.