Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы развития логической операции классификация у детей старшего дошкольного возраста посредством обучающей математической игры
1.1. Особенности развития логической операции, классификация в психолого-педагогических и методических исследованиях
Информация, которую получает человек посредством изучения окружающего мира, предоставляет возможность представлять не только внутреннюю, но также внешнюю сторону предмета, представлять предметы, несмотря на их отсутствие, предвидеть их трансформацию во времени, при этом устремляя мысли в бесконечные далее и микромиры. Все это становится возможным благодаря использованию мышления.
Логическое мышление состоит из нескольких компонентов: – умение выявлять структуру, состав и организацию частей и элементов, а также ориентироваться на наиболее существенные признаки явлений; – умение выявлять взаимосвязь объекта и предмета, видеть их трансформацию стечением времени; – умение осуществлять логические операции, при этом осознанно их аргументируя .
Развитие основных приемов мышления детей дошкольного возраста имеет тесную взаимосвязь с ходом интеллектуального развития ребёнка, так, известный российский физиолог И.М. Сеченов писал: «... корни мысли у ребёнка лежат в чувствовании. Это вытекает уже из того, что все умственные интересы раннего детства сосредоточены исключительно на предметах внешнего мира, а последние познаются преимущественно при посредстве органов зрения, осязания и слуха» . Мыслительная деятельность ребёнка в дошкольном периоде формируется вначале в сторону действия. Она основана на восприятии и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно констатировать, что у ребенка на данном этапе развития имеется только «наглядно-действенное» мышление либо «сенсомоторный интеллект».
Следующий этап в развитии мышления имеет отношение к овладению речи ребёнком . Обобщающие функции мышления в начале опираются на примитивную чувственную абстракцию, которые формируются в действии и оперируют вначале в детском восприятии. Восприятие ребёнка приобретает все более осознанный характер, обобщающие функции мышления вначале опираются на примитивную чувственную абстракцию, которая формируется в действии и оперирует вначале в детском восприятии. Простейшие взаимосвязи и взаимопроникновения с чертами, присущи также мышлению взрослого человека; данное мышление содержит в себе отличительные черты, которые не только качественно, но и количественно отличают его от более зрелого мышления. Отличительные черты данного раннего детского мышления связано с тем, что это мышление подчиняется законам логики восприятия, в которое оно входит.
С.Л. Новосёлов также подчёркивает то, что развитие мышления начинается с действия. Вначале ребёнок оперирует с различными предметами, при этом, не учитывая их отличительных чёрт. А ребёнок осуществляет только те или иные реакции либо функции над встречающимся на его пути предметом; продукты данного манипулирования для ребёнка сначала обретают случайный характер, побочные результаты его деятельности, которые не имеют для него никакого самостоятельного значения. Только с того времени, как результаты деятельности ребёнка формируются в его сознании в некоторую самостоятельность и его действия начинают зависеть от объекта, на который она нацелена, действия ребёнка обретают осмысленный характер.
Целесообразные предметные действия, которые направлены на объект и устанавливаются со специфической задачей, выполняют роль первых интеллектуальных актов ребенка . А.А. Люблинская придерживается того мнения, что мышление ребёнка естественным образом зарождается в самом восприятии действительности с той целью, чтобы далее все в большей степени выделиться из него. Перед ребёнком возникает множество различных впечатлений, в зависимости от их соответствия потребностям ребёнка, от их яркости что-то из этих впечатлений выделяется для ребёнка. Ребёнок начинает подмечать определённые качества, которые устанавливают то, что он воспринимает.
Данные выделения некоторых качеств имеют неразрывную связь с непроизвольным абстрагированием от остальных качеств, которые остаются за границами поля зрения ребёнка . В дошкольном возрасте осваиваются понятия, это связано с тем, что в этот период интенсивно развивается речь ребёнка. Несмотря на то, что они остаются на простом уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие включает большинство взрослых. Уже к пятилетнему возрасту дети могут лучше применять понятия, производить с ними различные действия в уме .
В дошкольный период всем детям приходится решать все более разнообразные сложные задачи, которые требуют выявления и применения отношений и связей между различными явлениями, предметами и действиями. Во время игры, рисования, конструирования, при выполнении различных трудовых и учебных заданий, ребёнок не только применяет заученные ранее действия, но и непрерывно трансформирует их, при этом получая новые результаты. Дети выявляют и применяют зависимость между степенью влажности глины и её податливостью при осуществлении лепки, между устойчивостью конструкции и её формой, между высотой, на которую подпрыгивает мяч, и силы удара и т.п. Постепенно формирующееся и развивающееся мышление предоставляет детям возможность заранее предугадывать результаты своих действий, а также планировать их.
Со временем, по мере развития познавательных интересов, любознательности мышление все в большей степени применяется детьми для освоения окружающей действительности, которая выходит за границы задач, возникающих в результате их собственной практической деятельности. Ребёнок начинает устанавливать перед собой различные познавательные задачи, осуществляет поиск объяснений выявленным явлениям. Дети дошкольного возраста используют своего рода различные эксперименты в целях выявления заинтересовавших их вопросов, наблюдают за различными явлениями, думают о них, и делают соответствующие выводы.
Ближе к окончанию дошкольного периода, формируется тенденция к установлению, обобщению связей. Их появление имеет достаточную важность для последующего развития интеллекта, несмотря на тот факт, что дети достаточно часто осуществляют неправомерные обобщения, в недостаточной степени учитывают особенности явлений и предметов, опираясь только на яркие внешние признаки. Всем детям в этот период свойственно проявление высокого уровня познавательной потребности, они задают множество вопросов, в которых наглядно видно их стремление по-своему разграничивать явления и предметы, находить общее и различное в живом и неживом, в современном и прошлом, добре и зле.
Детям предоставляется возможность по рассуждать и о таких явлениях, не связанных с их личным опытом, но о которых они узнают из различных рассказов взрослых, прочитанных им произведений. Разумеется, далеко не все рассуждения детей имеют логичный характер. Достаточно часто дошкольники удивляют взрослых неожиданными выводами и сопоставлениями. Так оформляется первая исходная форма теоретического мышления ребёнка . От выявления самых простых, прозрачных, которые лежат на поверхности отношений и связей предметов дети плавно осуществляют переход к пониманию достаточно сложных и скрытых зависимостей. В качестве важнейшего вида таких зависимостей выступают отношения причины и следствия. Различные исследования показали, что дети трёхлетнего возраста способны выявить только те причины, которые заключаются только в свойствах самих этих предметов. В старшем дошкольном возрасте дети начинают называть в качестве причин явлений не только особенности, которые сразу бросается в глаза, но и менее заметные, постоянные их свойства.
Изучение тех или иных явлений, своего непосредственного опыта различных действий с предметами, предоставляет возможность старшим дошкольникам конкретизировать представления о причинах различных явлений, достигать при помощи рассуждений более правильного понимания. Именно в этом возрасте дети начинают задавать вопросы о происхождении различных явлений и предметов. Данные вопросы приобретают значительный принципиальный характер. К периоду пяти-семи лет ребенок предпринимает попытку осмыслить такие сложные явления, как жизнь, смерть. Ребёнок задаёт вопросы и в том случае, когда он хочет убедиться в правильности своих рассуждений. Он задаёт вопрос взрослому, с той целью, чтобы тот признал его компетентность. Чем старше ребёнок становится, тем больше становится таких вопросов.
Ребёнок осуществляет поиск целесообразности в окружающей действительности, предпринимает попытку выявления назначения предметов, подходит к выявлению связей между назначением объекта и его внешними признаками. Понимание причин, которые связаны с тем или иным объектом, постепенно нарастает на протяжении всего дошкольного периода. Развитие понимания причин тех или иных явлений осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, ребёнок от установления внешних причин осуществляет переход к выделению внутренних, скрытых причин.
Во-вторых, глобальное, недифференцированное понимание причин постепенно заменяется на более точное дифференцированное объяснения. В-третьих, дошкольник отражает не единственную причину одного явления, а некоторую общую закономерность . К окончанию дошкольного периода дети приобретают способность решать достаточно сложные задачи, которые требуют понимания определённых физических и других отношений и связей, умения применять знания об этих отношениях и связи в новых условиях. Расширение множества задач, которые доступны мышлению ребёнка, имеет взаимосвязь с освоением все более новых знаний, приобретённых в результате собственной деятельности, собственных наблюдений.
В этой связи можно сказать о том, что получение новых знаний является не самоцелью умственного воспитания, а инструментом и одновременно условием развития мышления. Ребёнок осуществляет анализ собственного опыта, устанавливает связи знакомого и незнакомого. Всё это ведёт его к осуществлению своеобразных умозаключений. Усвоение новых знаний осуществляется в процессе мышления, представляет собой решение различных мыслительных задач. Ребёнок просто не сможет понять объяснение взрослого, не сможет извлечь какого-либо урока из собственного опыта, если не сможет осуществить различные мыслительные действия, которые направлены на выделение связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успешность его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно входит в содержание дальнейшего развития мышления и применяется в различных мыслительных действиях ребенка для осуществления решения возникающих в последующем задач .
Таким образом, можно сказать о том, что в основе развития мышления лежат формирование и совершенствование различных мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями научится владеть ребёнок, зависит то, какие знания в дальнейшем он сможет усвоить и каким образом он сможет их применить. Овладение мыслителями действиями в дошкольный период осуществляется согласно общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того факта, каковы данные внешние действия и как осуществляется их интериоризация, мыслительные действия ребёнка, которые формируются, принимают либо форму действия со знаками, либо форму действия с образами. Становление у ребёнка качественно нового мышления имеет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Общая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – М. : Академический Проект, 2012. – 496 c.
2. Баширова Т.Б. Организационно-содержательные основы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития. - Иркутск: ГАУ ДПО ИПКРО, 2014. – 70 с.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе [Текст] / М. М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Дрофа, 2013. – 78 с.
4. Вартан В.П. Логическое развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ, 2007.- 150с.
5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; изд. 3–е, испр. и доп. - М. : Мозаика – Синтез, 2005. - 143 с.
6. Вейль Г. Математическое мышление [Текст] : сборник : пер. с англ. и нем:- М: Наука, 1989. - 400 с
7. Вераксы Н.Е., Коморовой Т.С., Васильевой М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы ФГОС. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
8. Венгер Л.А. Домашняя школа. - М. : Просвещение, 2012. - 29 с.
9. Волкова Н.А. Копилка воспитателя. Картотека. Часть 1. — Челябинск, 2018. — 151 с.
10. Вопросы дошкольной педагогики 2018 №05 (15)
11. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
12. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. — Казань, 2003.
13. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. — 528 с
14. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г.– Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения./Под ред.А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
16. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.
17. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера. – 2008.
18. Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка [Текст] / Пиаже. Жан. – М. : Римис, 2008. – 416 c.
19. Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания: учеб. для студентов вузов: рек. УМО вузов РФ по психолого-пед. образованию/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Академия, 2012. − 257 с.
20. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников [Текст] / Вопросы психологии. – 1984. № 2. – С. 52 – 60.
21. Кийк С.Н. Сравнительная характеристика уровня развития мыслительных процессов старших дошкольников // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 3.
22. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. – 518 с.
23. Математика до школы [Текст] : пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: / А. А. Смоленцева О.В. Пустовой. – СПб. : «Детство-пресс», 2013. – 191 с
24. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) / Под ред. В.Г. Колесникова. – Вып. 7. – М., 1994. – 53 с. 13
25. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др.– М.: Изд. центр МИРОС, 2001.- 208 с.
26. Михайлова З. А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх [Текст] /З.А. Михайлова, Е. А. Лукьяненко // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 233 с
27. Михайлова З. А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М. : Юнити Дана, 2012. – 212 c. 16. 14.
28. Модель психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными возможностями и потребностями: Материалы городского обучающего научно-практического семинара на тему: «Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста». (Санкт-Петербург, сентябрь 2015) / Под. общ. ред. Н.А. Вершининой. – СПб.: Изд-во «Свое издательство", 2015. - 86 с
29. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. — М., 2004.
30. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1 июня 2018 г.): в 2 ч. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2018. – Ч. 1. – 183 с.
31. Образование и воспитание 2018 №02 (17) - апрель
32. Орлов Р. Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии [Текст] / Р. Б. Орлов. – М. : Юпитер, 2015. – 263 с. 18
33. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. / Л.Н. Павлова. М.: Айрис-пресс, 2014. - 20 с.
34. Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 июля 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – 228 с
35. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 208 с
36. Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования в поликультурном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 28 ноября 2014г. — Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ»; Издательство «Аспринт», 2014. — 408 с.
37. Сысоева Е.Ю. Духовное здоровье личности как основная цель педагогики искусства. //Наука и культура России. Материалы IX Международной научнопрактической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. / Е.Ю. Сысоева, 2012. - С. 179-182.
38. Тихоненко А. В., Трофименко Ю. В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач [Текст] // Начальная школа, 2007. – № 4. – С.23-26
39. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2018. Выпуск 2 (май - август)
40. Развитие логических операций мышления у детей дошкольного возраста. - https://scienceforum.ru/2015/article/2015008393