Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Своевременное овладение правильной речью является основой
дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью становится полноценным
участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может
быть развита только при условии сформированной связной речи, при полноценном формировании
всех сторон речи (импрессивной, экспрессивной) [1].
При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать
свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И, наоборот, при
несвязной речи ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция,
3
замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи
важно, чтобы речь ребенка была связной, и он обладал достаточным словарным запасом, понимал
значение слов, обозначающих предметы, действия, те или иные явления, умел понимать смысл и
содержание обращенной к нему речи, предложений, высказываний. Для того чтобы быть понятым
собеседником, ребенок должен сам уметь правильно применять слова для обозначения того, что он
хочет сказать, должен уметь правильно строить сове высказывание, составлять предложение, текст,
которые будут понятны собеседнику, что составляет имплицитную сторону речи [3].
Важно уметь говорить с правильной интонацией, выражением, что создается при помощи
экспрессивной стороны речи. Импрессивная и экспрессивная стороны речи находятся в тесной
взаимосвязи, и составляют две стороны единого процесса формирования связной речи, без которой
невозможна полноценная коммуникация.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей развития речи у детей младшего
школьного возраста
1.1. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности
ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам,
переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Приходится школьный
младший возраст на период с 6 до 11 лет. На это время приходится обучение ребенка в начальных
классах. Как правило, ребенок переходит из детского сада в школу, при этом происходит смена
коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку.
На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо
учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных
предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Широко известны работы Леонтьева А.Н.,
который в своих исследованиях отмечает, что различные возрастные категории имеют ведущий тип
деятельности. В младшем школьном возрасте формируются также новые виды деятельности, новые
формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве
базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий
[4].
Преподаватель должен помнить о том, что в младшем школьном возрасте у детей изменяются и
перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения
личности ребенка. Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст является одним из
самых ответственных этапов жизни. К числу психологических новообразований мышления младшего
школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций
и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности.
Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на уроках математики, при
тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы
взаимодействия со школьниками [12].
На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и
изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует
4
информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период
происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни [5].
В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом
является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом
для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного
характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с
познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка.
Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень
важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее
развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются. Неизменным
при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито у детей еще с
дошкольного возраста [14].
1.2. Условия и этапы формирования связной речи у детей младшего школьного возраста в норме и
при патологии
У детей младшего школьного возраста развита связная речь. Под связной речью в наше время
понимают развернутое, грамматически и лексически правильное, логически законченное
высказывание, которое имеет смысловую нагрузку и завершенность мысли. Связная речь состоит из
грамотно построенной композиции, которая состоит из последовательных предложений [10].
Важным элементом связной речи является монологическая речь. Под монологической речью
подразумевают связную речь одного человека, который излагает свои мысли, или дает какое-либо
сообщение, преподносит факты. Монологическая речь имеет цель – коммуникативную. Именно на
этом элементе в первую очередь делается акцент при обучении, так как это один из самых трудных
этапов обучения и один из самых сложных видов речевой деятельности. Младшие школьники при
нормальном речевом развитии, понимают, что их высказывание будет понятно окружающим только
в том случае, если речь будет связной, последовательной. Все последующие элементы должны
плавно исходить из предыдущих. Монолог становится понятен слушателям тогда, когда все его части
взаимосвязаны и взаимообусловлены [2].
Развитие связной речи является первым и самым важным условием успешности дальнейшего
обучения. И это не случайно, ведь человек, который не способен выразить свою мысль понятным
языком, не сможет отвечать на поставленные вопросы, писать сочинения, делать пересказы и
изложения, понимать тексты, рассказы, сообщения, новости. Только обладая хорошо развитой
связной речью можно давать развернутые ответы на сложные вопросы, смотреть и понимать
телевидение, читать газеты и журналы. Кроме того, дети, обладающие связной речью, способны
грамотно, последовательно и полно отвечать на все вопросы, ребенок может быть понят
преподавателем, одноклассниками, окружающими. Такому учащемуся будет легче излагать свои
собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, понимать и
воспроизводить смысл произведений литературы. Учащийся сможет дискутировать, аргументировать
собственное мнение. Также это является залогом успешного дальнейшего изучения и
совершенствования речи [11].
5
Глава 2. Эмпирическое исследование нарушений импрессивной речи у детей младшего школьного
возраста
2.1. Организация и результаты эмпирического исследования импрессивной стороны речи у детей
младшего школьного возраста
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в норме
у детей младшего школьного возраста хорошо развиты такие умения, как умение понимать значение
слов, обозначающих предметы и действия; умение понимать предложения; умение корректировать
семантически неверные предложения. У детей с речевыми нарушениями (с нарушением
импрессивной стороны речи), эти умения развиты недостаточно и находятся на низком уровне.
Цель исследования – выявить особенности речи детей младшего школьного возраста в норме
и при нарушениях импрессвной стороны речи, провести сравнительный анализ.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования;
2. Определить выборку;
3. Исследовать специфику речи детей с нормальным речевым развитием (учащиеся массовой
школы);
4. Исследовать специфику речи детей с нарушениями импрессивной стороны речи (среди
учащихся коррекционной школы для детей с речевыми нарушениями);
5. Провести сравнительный анализ, сформулировать выводы.
Для проведения эмпирического исследования, направленного на подтверждение или
опровержение выдвинутой гипотезы, использовалась методика исследования импрессивной речи,
взятая из набора методик Г.М. Льдоковой. В исследовании принимали участие учащиеся 1 класса
массовой школы с нормой речевого развития, которые составили контрольную группу, а также
учащиеся специальной коррекционной школы для детей с речевыми нарушениями
(экспериментальная группа).
2.2. Программа коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с патологией
импрессивной стороны речи
Ряд современных исследований доказывает, что максимального эффекта в развитии речи ребенка
удается достичь при конструктивной деятельности ребенка и взрослого. Совместная деятельность
стимулирует ребенка на разговор, тем самым способствуя развитию речи, познавательного интереса,
пополнению словарного запаса. Одним из эффективных способов развития речи является программа
по развитию речи в процессе лепки из глины [23-25].
В ходе занятий по лепке рекомендуется все время стимулировать ребенка к разговору. При этом
целесообразно заранее составить примерный план беседы. Каждая беседа должна быть
тематической и увлекательной для ребенка. Беседа взрослого с ребенком на личностные темы на
фоне индивидуальной деятельности младшего школьника состоит из двух фаз [14].
6
I фаза ожидания: ребенок получает глину и ему предлагалось посидеть рядом со взрослым и
полепить, взрослый в течении 10 минут не вмешивается в действия ребенка, ожидая проявление
инициативы испытуемого [26].
II фаза стимуляции: если в течении этого времени ребенок сам начинает разговор, взрослый
отвечает на его вопросы, поддерживает общение. Если ребенок работает молча, то во второй фазе
взрослый обращается к ребенку, смотрит его изделие, задает вопросы [27].
Дома ты лепишь из пластилина?
А кто тебе помогает? Мама, папа?
С кем ты больше всего любишь играть дома? Почему?
Есть у тебя дома домашние животные?
Расскажи про свою собаку, какой у нее характер?
Что тебе больше всего в ней нравиться?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь ребенка была связной, и он обладал
достаточным словарным запасом, понимал значение слов, обозначающих предметы, действия, те
или иные явления, умел понимать смысл и содержание обращенной к нему речи, предложений,
высказываний. Для того чтобы быть понятым собеседником, ребенок должен сам уметь правильно
применять слова для обозначения того, что он хочет сказать, должен уметь правильно строить сове
высказывание, составлять предложение, текст, которые будут понятны собеседнику, что составляет
имплицитную сторону речи [3]. Важно уметь говорить с правильной интонацией, выражением, что
создается при помощи экспрессивной стороны речи. Импрессивная и экспрессивная стороны речи
находятся в тесной взаимосвязи, и составляют две стороны единого процесса формирования связной
речи, без которой невозможна полноценная коммуникация.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М., 2002.
2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М.: 1998.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым
недоразвитием. М., 2002.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.,1985.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. М., 1998.
6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных
учреждений. М., 2000.
7
7. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями
произношения. М.: 1984.
8. Капинос В. И.Развитие речи: теория и практика обучения: 5—7 кл.: /В. И. Капинос, Н. Н.
Сергеева, М. С. Соловейчик. 2-е издание. — М.: Линка-Пресс, 1994 —196 с.
9. Коваленко О.М. Использование лексики различной степени обобщенности в целях
диагностики и коррекции ОНР III уровня у детей 7-8 лет. // Практическая психология и логопедия.
2004. № 4.
10. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975.
11. Льдокова Г.М. Лабораторный практикум по специальной психологии. – Елабуга: Изд-во ОАО
«Алмедиа», - 2007. – 64 с.
12. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с
речевыми нарушениями.М.: Творческий центр, 2005.
13. Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи у младших школьников. – М., 1989
г.
14. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. СПб., 2003.
15. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. Пособ. Для логопедов, воспитателей детского
сада, учителей начальных классов, студентов пед. Училищ. / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд.
М.: 2005.
16. Основные теории преподавания К. Д. Ушинского - М., 1980.
17. Поваляева А.М. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: 2001.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Спб.: Питер, 2002.
19. Смирнова Л.И. Логопедия. Занятия с детьми 7-8 лет с общим недоразвитием речи. Пособие
для логопедов и воспитателей – М.: – Мозаика – Синтез, 2003 г.
20. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития речи детей раннего и
дошкольного возраста. М., 2005.
21. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе.- М., 1986.
22. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: 2001.
23. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: 1987.
24. Фомичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 2000.
25. Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т II. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селеверстова. М., 1997.
26. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию
связной устной речи у детей: III период обучения. – М., 1995.
8
27. Якубинский Л.П. О диалогической речи. Русская речь/ под.ред. Л.В. Щербы// Издание
фонетического института практического изучения языков.- 1923.