Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном обществе происходят значительные социально-политические и экономические преобразования, которые существенно влияют на образовательную сферу. Эти преобразования выступают в роли мощного толчка, который влияет на образовательные требования, в результате чего возникает потребность в изменении и пересмотре существующих стандартов. Сегодня, в курсе английского языка, первостепенную значимость приобретает такое преобразование образовательного процесса, которое обеспечит школьникам не только определенный уровень знания английского языка, но и коммуникативную готовность. Именно это качество и определяет в дальнейшем готовность к эффективному общению, активному усвоению школьного курса иностранного языка, а после окончания школы, способствует осуществлению профессиональной деятельности и переводит акцент с количественных показателей образования к качественным характеристикам [1].
Цель обучения иностранному языку сводится к формированию коммуникативной готовности, то есть способности и готовности школьников к осуществлению иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителем языка.
Актуальность такого подхода к обучению не вызывает сомнений, поскольку XXI век можно охарактеризовать как время необыкновенно энергичного взаимодействия культур. Возникают новые отношения, среди которых особое место занимает необходимость межкультурной коммуникации, которая, по определению Тер-Минасовой означает общение людей, представляющих разные культуры [18].
В связи с этим немаловажную роль в методике преподавания имеет грамотное планирование курса иностранного языка, а также своевременный контроль качества образования. Проблема контроля качества образовательных достижений учащихся, анализ и контроль методического обеспечения учебной дисциплины, учебных программ, в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с переходом обучения от традиционно-урочной системы к личностно-ориентированной и компетентностной системе [14].
Проблематика исследования. Сегодня, в связи с меняющимися требованиями к качеству образования, уровню овладения иностранными языками, первостепенная значимость отводится системе контроля качества образования. Под контролем качества следует подразумевать комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Управление качеством образования, мониторинг образовательных достижений школьников в процессе обучения, являются важными составляющими системы оценки качества образования.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что оценка качества образования на уроках иностранного языка является важным этапом планирования, повышения эффективности образовательных процессов. Для повышения качества образования важно применять современные информационные технологии, способствовать саморазвитию педагога в образовательной организации, совершенствовать методическую работу, разрабатывать и внедрять авторские модели оценки качества образования.
Цель исследования – рассмотреть систему оценки качества образования на уроках иностранного языка в начальной школе для дальнейшей разработки авторской модели оценки качества образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы оценки качества образования при помощи современных информационных технологий.
2. Охарактеризовать процесс роста педагога в системе методической работы.
3. Оценить состояние управления процессом саморазвития педагога в образовательной организации на примере оценивания знаний на уроке иностранного языка.
4. Провести экспериментальную работу по реализации оценки качества образования на уроке иностранного языка в начальной школе.
5. Провести анализ существующей практики оценивания качества образования.
6. Описать опыт реализации авторской модели оценки качества образования.
7. Рассмотреть динамику повышения качества знаний на уроке иностранного языка в начальной школе.
Объект исследования – система оценки качества образования в начальной школе.
Предмет исследования – особенности оценки качества образования на уроках иностранного языка в начальной школе.
Методы исследования: аналитический (при изучении научных источников); метод сравнительного анализа (при обработке исследуемого материала); приём сопоставления и обобщения (при подведении итогов и определении результатов исследования).
Новизна исследования. Обобщены литературные и статистические данные, касающиеся особенностей оценки качества образования на уроках иностранного языка в начальной школе.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при оценке качества образования на уроках иностранного языка, при подготовке лекций, практических и семинарских занятий для педагогов, лиц, оценивающих качество образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования качества образования на уроках иностранного языка в начальной школе
1.1. Теоретические основы оценки качества образования при помощи современных информационных технологий
Проектирование, разработка и внедрение информационных технологий в различных предметных областях в условиях внедрения ФГОС третьего поколения обеспечит эффективное управление учебным процессом, эффективную оценку качества образования. Использование ИКТ в учебном процессе способно сформировать единую образовательную среду для работы внутри учебной группы на занятиях, вне уроков и за пределами учебного заведения [14].
Повышаются возможности для индивидуализации работы школьников, а также совместной работы педагогов. ИКТ могут активно использоваться при проведении регулярных занятий, являются базой подготовки к контрольным работам и экзаменам. В результате использования ИКТ существенно расширяется арсенал педагогических средств для организации самостоятельной работы школьников с использованием новых информационных технологий [2].
В настоящее время информационно-компьютерные технологии (ИКТ) представляют собой довольно значимый фактор, способствующий развитию и прогрессу цивилизации. Компьютерные технологии широко применяются практически во всех сферах деятельности человека. ИКТ уже давно признаны ведущим фактором развития взаимоотношений в обществе, средством межкультурной коммуникации. Они являются основой общественных отношений и средством формирования новой сферы в сознании личности и общества в целом [3].
В условиях модернизации современного общества все большую значимость приобретает информационно-образовательная среда [4].
Современная информационно-образовательная среда (ИОС) должна обеспечивать:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
• личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни.
С точки зрения образовательного процесса, информационно-образовательная среда - это открытая педагогическая система, главная задача которой - формирование творческой личности, развитой как интеллектуально, так и социально. Информационно-образовательная среда неразрывно связана с человеком как субъектом образования. В отличие от понятия «информационное пространство», понятие «среда» включает в себя субъекта, являясь сферой жизненной активности личности, её развития и образования [5].
Каковы основные составляющие компоненты информационно- образовательной среды?
1. Это компоненты на бумажных носителях: учебник, рабочие тетради.
2. Это компоненты на цифровых носителях: электронное приложение к учебнику, электронные наглядные пособия, электронные тренажёры.
3. Это Интернет-среда: Интернет школа, мультимедиа коллекция, методическая поддержка учителя (программы, конструкторы уроков и другое).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтухова, М.К. Деятельностная технология на уроке иностранного языка. // Традиции и инновации в методике обучения иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2007. – С.153-161.
2. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика./ Д.А. Белухина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 448с.
3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 229 с.
4. Битянова, М. Р. Практическая психология в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 296 с.
5. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. 2007. № 8. С. 71–78.
6. Воробьев О., Кулаков В., Мкртчян Н. Проблемы кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. – 2004 - № 4..- С.114.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.
8. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого- теоретический аспект). Проблемы качества образования. М., 2004.
9. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования. М.; Уфа.2005.
10. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография [Текст]/Г.А.Игнатьева. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 344 с.
11. Кадырова С. А. Развитие критического мышления на уроке иностранного языка/ С. А. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 777-780.
12. Казакова, Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): автореф. дис. … пед. наук / Е. И. Казакова. – СПб., 1995. – 32 с.
13. Кирдянкина, С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. – Хабаровск, 2011. – 24 с.
14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. – Электрон. текст. дан. – Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации, 2009. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minecactivity/sections/strategicPlaning/concept/doc1193835322297.
15. Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. – СПб. : Экспресс, 2013. – 365 с.
16. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования [Текст] – Екатеринбург: издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.
17. Тамочкина О.А. Формирование коммуникативной готовности будущих бакалавров направления подготовки туризм средствами английского языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – С.73-77.
18. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М: Из-во Московского университета, 2014. – С.165-237.
19. Ушаков К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации. //Директор школы.-1996. - №5., с.4-5.
20. Чебанная И.А. Понятие и структура компетенций выпускников в условиях профессионального образования // Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – Вып. 55. – С. 62-65.
21. Чебанная И.А. Профессиональные компетенции и технологии их формирования в условиях колледжа // Современные образовательные технологии. Матер. Всеросс. научно-практ. конф. – Тверь: ТГТУ, 2008.
22. Чебанная И.А. Совершенствование содержания деятельности колледжа по формированию профессиональных компетенций выпускника. Метод. рекомендации. – Георгиевск, 2007. – 26 с.
23. Чебанная И.А. Теоретические подходы к определению профессиональных компетенций выпускников СПО // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 99–103.
24. Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций специалиста средствами информационно-коммуникационных технологий // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 103–105.
25. Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций средствами интеграции содержания общего образования и среднего профессионального образования // Актуальные проблемы инновационной деятельности в средней и высшей школе. Межвуз. сб. науч. ст. – Ставрополь: Литера, 2008. – Вып. 3. – С. 86–92.