Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Осмысление системы исторического образования как социально-педагогического феномена предполагает уточнение таких аспектов проблемы, как ценности и цели образования, характер социального заказа на историческое образование, миссия педагогов-историков, критерии результативности образования и др.
Средствами формирования гражданской идентичности россиян, молодежи являются образовательная и мемориальная политика как направления реализации исторической политики. Под исторической политикой обычно понимается политический феномен, набор практик, способов, методов, с помощью которых политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить в массовом сознании определенные интерпретации исторических событий. В этом контексте разработка концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей историко-культурный стандарт, также является актом исторической политики.
При осмыслении феномена исторического образования полезно уточнить смысл наиболее общего понятия «история» применительно к процессу исторического образования. Под «историей» обычно имеют в виду исследования и описания прошлого как особая профессиональная сфера деятельности (историческая наука), а также образы прошлого в общественном сознании (коллективная историческая память). Эти понятия часто рассматриваются как синонимы. Однако эта точка зрения тоже является дискуссионной. Среди исследователей нет единства в вопросе о соотношении «истории» и «исторической памяти». Одни рассматривают эти понятия как синонимы, другие их противопоставляют.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу', вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому' образцу'. От ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся.
При проектировании урочной деятельности ставится задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением - умением учиться.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия. следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Изучение истории имеет целью наиболее точное отображение прошлого. В исторической науке с течением времени события утрачивают непосредственную актуальность, что позволяет историкам претендовать на объективность научного исследования этих событий. Иная закономерность характерна для исторического сознания и исторической памяти. Устная традиция передачи информации о прошлом мифологична по своей сути и направлена на некритическое восприятие образов прошлого. При этом память сохраняет и «воспроизводит» сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями, вызванными настоящим. Воспоминания о прошлых событиях воспроизводятся через призму настоящего
Исторические источники играют важную роль в формировании исторических знаний, являясь основным средством в процессе обучения истории в школе. Однако их значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно.
Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам. Это положение существует, потому что работа с ними чаще всего сводится к заданиям на определение автора документа, выделение из текста главного, прочтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится неважным и ненужным, а главная часть работы ориентирована на литературу, являющуюся уже готовой историографической интерпретацией документов. Результат такой работы с источниками зачастую оказывается противоположным поставленным целям: ребята не понимают, зачем вообще нужно читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, как показать, что источник может быть весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.
Деятельностный подход определяет новые требования к содержанию учебных программ, которые должны обеспечить высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету. Ориентировать на активные образовательные технологии, т.е. когда ученик не принимает и «проглатывает» готовые знания, а осуществляет поиск, анализ, сравнение, доказательство, отстаивание своей точки зрения. Все вышеперечисленное формируется у учащихся именно при работе с историческими источниками.
Проектно-исследовательский метод является одним из способов познания человеком окружающего мира. Исследование – это процесс выработки новых научных знаний, высший вид познавательной деятельности. Исследование краеведческое еще более значимо, т.к. оно позволяет ребенку познакомиться с важнейшими событиями Российской и всемирной истории через историю своей малой Родины, через историю своей семьи и биографические данные своих земляков.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для формирования у обучающихся навыков исследовательской деятельности и повышению интереса к истории на основе краеведческого материала.
Объектом исследования является преподавание истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – использование региональных исторических источников в преподавании истории.
Цель исследования - на основе сопоставительного анализа различных форм и методов обучения, построенных на использовании исторических источников, и обобщения преподавательского опыта, выявить наиболее эффективные формы, методы и приёмы, способствующие повышению познавательной активности и формированию ключевых компетенций учащихся в области исторических и обществоведческих знаний.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определить понятие познавательных интересов
2. Дать характеристику учебных приёмов, применяемых при преподавании истории;
3. Провести анализ современных проблем относящиеся к классово-урочной деятельности и к организации элективных курсов в условиях профильного исторического образования.
4. Проанализировать теоретические основы организации работы с источниками на уроках истории;
5. Рассмотреть сущность конкретных образовательных технологий в работе с источниками;
6. Выбрать оптимальный вариант методического решения проблемы практического применения источников в обучении истории.
История изучения проблемы. В дореволюционный период развития методики истории педагоги особо отмечали роль документа в процессе обучения истории. Так, в конце XIX века М.М. Стасюлевич предлагал создать занятия отдельно от истории по изучению документов. Но уже вначале ХХ века, историк Н.А. Рожков писал о том, что историю нужно изучать на основе документов, их следует применять в качестве самостоятельной работы, при этом ученик, анализируя документ, сделает ряд самостоятельных исследований и выводов. В советской период, а именно в 1947 году, выходит труд по методике преподавания истории в семилетней школе, авторами которого являются Н.В. Андреевская и В.Н. Бернадский, где они предлагают включить документ в урок истории, причем не как фрагмент рассказа учителя, а элемент работы над историческим документом ученика. Так, в середине 1950-х годов, документ входит в учебники по истории, и следом за этим в методической литературе, таких авторов как М.А. Зиновьев, А.А. Вагин и др. появляются различные способы включения документа в учебную деятельность, требования к документу, функции документа. В настоящее время работа с историческим документом используется практически на каждом уроке,. Современные историки-методисты трудятся над тем, чтобы обобщить материал по работе с документом на уроке истории, но также и обогатить его, вводя при этом новые методы изучения документов, при этом совершенствуя накопленный опыт. К таким авторам-методистам следует отнести М.Т. Студеникина, А.Т. Степанищева и др.
Нормативно-методическая база исследования (программы, методические разработки). В условиях освоения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, стандарта второго поколения), который включает не только предметные, но и личностные и метапредметные требования к результатам образования, вопрос о приоритетах, целях и задачах системы исторического образования актуализируется. Каждому педагогу предстоит осмыслить новые требования к педагогической деятельности, к профессии учителя и, соответственно, внести коррективы в свою повседневную педагогическую практику. Внедрение профессионального стандарта педагогической деятельности потребует от каждого педагога актуализировать свою педагогическую позицию.
В процессе работы над исследованием использовались следующие научные методы: общенаучные методы как анализ и синтез, а также метод сравнения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования в развитии преподавания истории в школе по вопросу работы с региональным историческим документом в процессе обучения истории.
Практическая значимость исследования состоит в подготовленных автором материалах, которые могут быть использованы как студентами исторического факультета по направлению «Педагогическое образование» в процессе освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания истории», а также учителями в процессе обучения истории в общеобразовательной школе: Методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Методика обучения и воспитания истории» на тему: «Использование исторического документа в процессе обучения истории в общеобразовательной школе».
Глава 1.Организационные вопросы преподавания истории в целях создания познавательного интереса учащихся
1.1.Учебные приёмы, применяемые для создания познавательных интересов
Использования понятия «познавательный интерес» вызывает необходимость формулирования его определения. В «Большом толковом словаре русского языка» семантическое значение слова «интерес» раскрывается в нескольких вариантах, что свидетельствует о его многозначности: 1) внимание, любопытство; 2) значение, важность, привлекательность; 3) содержание мыслей, забот, речи.
В качестве одного средств, способствующих повышению эмоционального восприятия объектов окружающего мира можно назвать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Включение в занятия фрагментов мультфильмов, презентаций, иллюстраций, демонстрационных опытов и т. п., которые максимально привлекают внимание детей и мотивирует их к дальнейшей познавательной деятельности.
Педагогические условия развития познавательного интереса включают в себя организацию образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата.
Культура современного урока истории заключается в том, чтобы реализация требований федерального стандарта не стала формальной, а деятельность школьников не оказалась сведенной лишь к внешним атрибутам структуры урока - обязательному формулированию темы и цели урока обучающимися и обязательному формулированию учителем проблемных вопросов и заданий.
Одним из главных критериев современного урока истории должна быть его диалогичность. Диалог-рассуждение, диалог-обоснование, диалог-дискуссия должны присутствовать на каждом этапе урока - и при изучении нового материала, и при его закреплении, и при повторении и проверке домашнего задания. Учитель должен уметь организовать диалог и при изучении фактического, и при освоении теоретического материала.
Наиболее продуктивный диалог на уроке истории возможен на основе проблемной технологии обучения. Ее внедрение должно начинаться не в старших классах, а с первых же уроков систематического курса истории в школе в пятом классе, поскольку активизация разнообразной и разносторонней деятельности младших подростков будет способствовать формированию у них устойчивого, целенаправленного интереса к истории, а
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2013.- 63 с.
2. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование 2001. – С. 64 – 68.
3. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. – 2001. № 1 – С. 24 – 33.
4. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 151 с.
5. Баранов, П.П. Профильное обучение истории: характер, объекты, содержание внутришкольного контроля/П.П. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 3. С. 56-61.
6. Барков, А.С. О научном краеведении.- В кн.: Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
7. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя / Л.С. Бахмутова. М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. 352 с.
8. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович. – М,: Педагогика, 1968. – 321 с.
9. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю . – М., Просвещение, 2002.-113с.
10. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М.: 2000. 38 с4.
11. Данилевский И. Н., Добровольский Д. А. Источниковедение. М., 2015.
12. Дубовицкая, Т. Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестник Оренбургского университета. - 2004. - № 2. - С. 75–79.
13. Евгенева, А.П. Словарь русского языка. Т. 3. М., 1999. 75 с2.
14. Ежова С.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
15. Иванов, П.В. Современное школьное краеведение //Советская педагогика. -1990.- №10.- С.9–24.
16. Игнатова, Е.В. Методические условия работы старшеклассников с документами на уроках истории различной формы, (на материале истории культуры и быта Отечества XX века): дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.В. Игнатова; Мос- ковск. гос. пед. ун-т. - Москва, 2006. 3 с2.
17. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе / А.Г. Каспржак. - М. : Новая школа, 2004. - 160 с.
18. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования (второе издание). М. 2003 – 178 с..
19. Ларина, Л.И. Элективные курсы по истории в профильной школе / Л.И. Ларина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 9. - С. 9-16.
20. Леонтович, А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – // Завуч. – 2001. - № 1 – С. 20 – 25.
21. Лернер, П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П.С. Лернер // Профильная школа. - 2004. - № 3. С. 12-17.
22. Мельникова, Е.Г., Куцына, Н.С. Атрибуция музейных предметов // Методические рекомендации по описанию музейных предметов для учащихся в рамках городской олимпиады по школьному краеведению. – авт.зам.директора МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов». – Губкин, 2014. – 96 с.
23. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.
24. Прохоров, А.П. Преподавание истории в школе. /А.П. Прохоров// «Школьная библиотека». - № 3. - 2001
25. Русина Ю.А.. Методология источниковедения. Издательство Уральского университета. 2015.
26. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – 2004. - № 1. – С. 22 – 32.
27. Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2000. - №6. – С.5-20, 26.
28. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2-х т. Т. 2. М., 2002.. 208 с.
29. Стрелова О. Что такое карты-анаморфозы? // Просвещение. Общественные науки. 2012. № 2.
30. Стрелова О.Ю. Год российской истории как политический и педагогический проекты: перспективы продолжения в сфере исторического образования и подготовки преподавателей истории // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Мат-лы Все- рос. науч. конф. / Отв. ред. проф. Я.Г. Солодкин. Нижневартовск, 2013.
31. Стрелова О.Ю. История в школе остается «полем битвы» за прошлое, потому что «войны памяти» не утихают // Проблемы современного образования. 2013. № 6.
32. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. М., 2006.
33. Строев, К.Ф. Краеведение. – М.: Просвещение, 1974
34. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002. 240. с
35. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности обучающихся: //Методический сборник. – М.: Народное образование, 1983.
36. Функ, Р.В. Программа элективного курса «История представительной власти в России» / Р.В. Функ // Образование в современной школе. - 2013. - № 12. - С. 24-31.
37. Чернова, М.Н. Работа с документами на уроках истории. М., 2008. – 225 с.
38. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., Педагогика, 1998. – 144 с.
39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
40. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. //Преподавание истории в школе. - 1971.- № 3 – С. 22 – 32.