Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни, развитие их физических качеств. Содержание образовательной области «Физическое развитие» ориентировано на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьбы, бега, мягких прыжков, поворотов в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, освоение подвижных игр по правилам; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарны ми нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [4]
Нельзя не отметить того факта, что в сфере физкультурного образования детей дошкольного возраста акцент смещается на развитие двигательных качеств, умений и навыков ребенка, а вопросы воспитания его личностных качеств лишь декларируются в заявлениях о содействии их формированию.
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ценности здорового образа жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Значимость этого вопроса в том, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в старшем дошкольном возрасте. В исследованиях современных ученых, таких как H.A. Андреева, В.А. Деркунская, Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева, С.Б. Шарманова доказано, что именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к своему здоровью, его сохранению и укреплению.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование ценностей здорового образа жизни.
Цель исследования – изучить и проанализировать формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Методы исследования – изучение специализированной литературы, наблюдение и анализ.
База исследования – ДОО №5.
Гипотеза исследования - Формирование основ здорового образа жизни является одной из важнейших задач дошкольного образования.
Практическое значение проведенного исследования. Данное исследование может служить основой для формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка
1 Теоретические аспекты формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Здоровый образ жизни: понятия и компоненты
Условия, в которых живет и развивается ребенок, важны для правильного формирования его здоровья и полезных жизненных навыков. С возрастом потребности и возможности ребенка изменяются, вместе с этим должны изменяется и условия, и методы их выполнения. Поговорим о здоровом образе жизни для детей. Фото: depositphotos.com. Условия воспитания здорового ребенка Здоровый образ жизни ребенка подразумевает: правильный, продуманный режим дня; полноценное, рациональное питание; разностороннее и целенаправленное развитие физических данных, закаливание; предоставление условий для гармоничного нервно-психического развития; соблюдение правил личной гигиены.
Для родителей важно систематизировать запас знаний, необходимых для воспитания здорового малыша, проявить терпение при осуществлении многолетнего процесса. Кроме того, люди из ближайшего окружения ребенка должны личным примером способствовать выработке правильного отношения к здоровью и его сохранению. Детский распорядок дня Режим дня для ребенка должен представлять собой досконально продуманный и оптимизированный родителями алгоритм действий, который неукоснительно соблюдается. Он определяет стиль и ритм жизни не только самого ребенка, но и всей его семьи. Такой подход создает предпосылки для максимальной работоспособности, а также сопротивляемости организма.
При составлении распорядка дня для детей надлежит помнить, что он должен вобрать в себя все виды предполагаемой деятельности (игры, учебу, отдых); урегулировать их в соответствии с суточным ритмом и возможностями ребенка; длительность активных фаз должна быть посильной, не вызывать переутомление; их нужно чередовать с отдыхом, обеспечивая полное физическое и эмоциональное восстановление. Одним из важнейших принципов формирования здорового образа жизни ребенка является ежедневное следование режиму дня. Недопустимы частые изменения, а переход к новому распорядку должен осуществляться плавно и постепенно. Рациональный режим дня для детей состоит из шести основных компонентов: прием пищи, гигиенические процедуры; учебная деятельность; игровая деятельность; прогулки на свежем воздухе; отдых; сон. Продолжительность каждого этапа зависит от личных и возрастных особенностей детского организма. Так, для новорожденного физиологическая потребность сна составляет 16-17 часов. Дневная фаза в этом возрасте довольно продолжительна, однако к 6-7 годам она постепенно сокращается. Продолжительность ночного сна также уменьшается, к 17-18 годам приближаясь к взрослой норме (8-9 часов). Рациональное питание детей
В детском возрасте начинает формироваться устойчивый пищевой стереотип. Рациональное питание – одни из основных внешних факторов, влияющих на гармоничное развитие ребенка: его жизнедеятельность, рост, состояние психо-физического здоровья. Для того чтобы выработать в сознании ребенка представление о здоровом образе жизни и здоровом питании, создать внутреннюю мотивацию, направленную на сохранение своего собственного здоровья, родителям надлежит личным примером воздействовать на его сознание. В ежедневном рационе семьи должны фигурировать исключительно натуральные продукты. Необходимо отказаться от еды с химическими добавками, которые подрывают здоровье детей. Пища ребенка должна быть сбалансированной, то есть полностью соответствовать потребностям и энергозатратам организма. Особый подход нужен к детям, которые плохо едят. Необходимость в сравнительно большом количестве энергии у детей объясняется тем, что процесс обмена веществ у них протекает достаточно бурно; все органы и системы находятся в стадии роста, развития, формирования; ребенку присуща большая подвижность. На протяжении всего периода взросления происходит созревание, совершенствование центральной нервной системы, формирование и эволюция высшей нервной деятельности, интеллекта, эмоций. При этом ребенок очень чувствителен к любым отклонениям в рационе питания, которые влекут за собой нарушение обмена веществ и связанные с этим болезни: сахарный диабет, ожирение, атеросклероз и др. Физическое воспитание и закаливание ребенка В первые годы жизни дети учатся управлять своим телом. Они непрерывно двигаются и, тем самым познают мир, а значит, развиваются. Физическая активность – естественная потребность ребенка, особенно дошкольника. В этом возрасте главная задача родителей, стремящихся приучить ребенка к здоровому образу жизни, – совершенствовать его двигательные умения, а по мере его взросления, изменять характер, интенсивность, цель активных физических нагрузок. Наряду с ежедневной зарядкой и занятий спортом, детям полезно закаливаться с первых дней жизни. Делать это требуется с учетом их возрастных особенностей. Эффект от воздушных или водных процедур достижим только при неукоснительном соблюдении основных правил: индивидуальный подход; поэтапность, планомерность; положительный настрой ребенка. Следует помнить, что если малыш часто бывает возбужден, активен, то ему показаны успокоительные процедуры, а меланхоличному ребенку помогут взбодриться тонизирующие холодные обливания.
Дошкольный возраст всякий раз числился на самом деле оригинальным: такового скорого становления человек более не тянет ни разу – за семилетний этап дальнейшей жизни, его составление добивается большущих высот, собственно, что делается вероятным спасибо особенным детским вероятностям – психологического и физиологического становления. Здоровый тип жизни считается почвой для всестороннего становления малыша. Привитые человеку здоровые привязанности в дошкольном возрасте делаются почвой для воспитания и формирования мнения ценностей здорового вида жизни. Элементы здорового облика жизни малыша дошкольного возраста схожи с образом взрослого человека, но есть определенные различия, присущие как один для возраста 5-7 лет.
Дошкольный возраст относится к примеру называемым определяющим периодам в жизни малыша. На протяжении всего этого возраста доводится наращивание силы и подвижности нервных процессов, формирование высокой нервной работы [3]. Формирование — процесс придания формы чему-нибудь; в широком смысле под формированием понимают любой процесс, в котором чему-нибудь придается прочность, законченность, определенный тип или же чего-нибудь проделывают, организовывают, переоформляют, соединяют. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с взлетом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно как один в предоставленном возрасте родители и педагоги зачастую сталкиваются с данными проявлениями в поведении детей, как смена настроения, завышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей имеют все шансы следить эти реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, проделывают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.) [21].
Значение – термин, применяемый для указания на человечное, общественное и культурное смысл конкретных явлений реальности. Значение — значимость, значимость, полезность, полезность чего-нибудь. Наружно значение выступает как свойство предмета или же появления. Впрочем значимость и полезность присущи им не от природы. Здоровый тип жизни (ЗОЖ) – это опыт человека, который заключается в возможности исполнять особые воздействия (или напротив, отречься от выполнения таковых), нацеленные на сбережение и совершенствование его самочувствия, и профилактику болезней.
Значение — значимость, значимость, полезность, полезность чего-нибудь. Наружно значение выступает как свойство предмета или же появления. Значимость и полезность присущи им не от природы, не в мощь внутренней структуры объекта самого по для себя, а считаются личными оценками определенных качеств, которые вовлечены в сферу социального бытия человека, человек в их заинтересован или же проверяет надобность. Система ценностей считается ежедневными ориентирами в общественной реальности человека. Заключение трудности формирования ценностей здорового вида жизни вызвана возрастанием и переменой нрава нагрузок на организм малыша в связи с усложнением социальной жизни, наращиванием рисков техногенного, экологического, психического нрава, собственно, что имеет возможность воздействовать на самочувствие малыша [14].
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Алямовская В.Г. Современные подходы и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2013. №3.19 с.
2. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. СПб.: Детство-пресс, 2014. 144с. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. М.: АСТ, 2013. 128 с.
3. Абольянина С., Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания/ Дошкольное воспитание/ №4.2012.
4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / М.: Мозаика-синтез, 2012.
5. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры. 1995. №4. С. 5-11.
6. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников Текст: пед. наук / C.B. Барбашов. Омск, 2010. 389 с.
7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в детском саду. / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. 298с
8. Волкова Н.А. Копилка воспитателя. Картотека. Часть 1. — Челябинск, 2018. — 151 с.
9. Вопросы дошкольной педагогики 2018 №05 (15)
10. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Аркти, 2013.
11. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей //Гуманитарные и социальноэкономические науки. 2009.
12. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010
13. Новикова И.М. Изучение способностей становления само охранительного поведения в условиях мегаполиса / Экология и промышленность России. 2012.
14. Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. М., 2014. 18с.
15. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития / Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 6
16. Образование и воспитание 2018 №02 (17) - апрель
17. Ошкина А.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников: автореф.дисс.кан.пед. наук. – СПб, 2009г. – 25с
18. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. / Л.Н. Павлова. М.: Айрис-пресс, 2014. - 20 с.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 208 с
20. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков /А.Г. Сухарев. М.: Медицина, 2013. 270 с.
21. Сысоева Е.Ю. Духовное здоровье личности как основная цель педагогики искусства. //Наука и культура России. Материалы IX Международной научнопрактической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. / Е.Ю. Сысоева, 2012. - С. 179-182.
22. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2018. Выпуск 2 (май - август)