Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию и повышению уровня эстетической культуры детей, необходимо разработать программу направленную на воспитание чувств человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, при этом учитывать те условия, которые должны выполняться для повышения уровня эстетической культуры.
Формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), особенно важно в старшем дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Цель исследования: охарактеизовать процесс формирования эстетической культуры старших дошкольников
Объект исследования: эстетическая культура старших дошкольников
Предмет исследования: условия формирования эстетической культуры старших дошкольников средствами русской народной сказки.
Гипотеза исследования: условия формирования эстетической культуры детей включают:
• правильную организацию педагогической работы.
• использование потенциала достижений разнообразных форм культуры и искусства.
Цель и гипотеза данной работы были реализованы посредством решения следующих задач:
1.Изучить теоретические аспекты формирования эстетической культуры и выделить условия повышения эстетической культуры старших дошкольников.
2.Провести опытно-педагогическую работу по формированию эстетической культуры
3.Проанализировать опытно-педагогическую работу и дать методические по организации формирования эстетической культуры детей.
Теоретическую основу исследования составили взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на проблему эстетической культуры. (Б.М Неменский, М. Каган, Л.П. Печко, Д.Б. Лихачев);
современные подходы к пониманию проблемы формирования эстетической культуры детей (Т.С. Комарова, Л.И. Божович, и другие);
методические разработки современных авторов по проблеме формирования эстетической культуры детей в старшем дошкольном возрасте. (Т.Н.Волкова, О.С.Богданова, О.А. Соломенникова)
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение
- беседа
- математические и статистические методы
База исследования: (указать)
Практическая значимость исследования: Разработаны методические рекомендации по формированию эстетической культуры старших дошкольников.
Глава 1.Теоретические положения организации эстетического воспитания старших дошкольников средствами русской народной сказки
1.1.Эстетическое воспитание: понятие, факторы и условия, методы и средства
Эстетическое воспитание - это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного.
Задача эстетического воспитания - формировать эстетический идеал. Прекрасное, по своей сути есть жизнь в наших понятиях. Эстетический идеал - это образ совершенства. Для эстетического освоения мира необходима практика и творческая деятельность. Виды этой деятельности могут быть достаточно разные: создание красоты через труд, эстетическое поведения, эстетическо-познавательная деятельность, творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность - это две взаимосвязанных направления педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом формируется его эстетическое отношение к действительности. Методами эстетического воспитания являются: разъяснение; анализ произведений искусства, предметов и явлений; решение эстетических задач; упражнения в искусстве; положительный пример; поощрение и т.д. [11, с.42]
Формы эстетического воспитания: беседы; лекции на эстетические темы; кинолектории; вечера поэзии; встречи за круглым столом; дискотеки и танцевальные вечера. Средства эстетического воспитания в разнообразной эстетической деятельности применяется комплекс эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания. Проникая в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, воспитанник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия, так называемого живого созерцания. Труд активно влияет на эстетическое развитие следующими путями: процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и наслаждения. Человека радует результат его труда. Эстетически-воспитательные возможности игр очень богаты. [14, с.60]
В нынешней литературе термин «эстетическое отношение к миру» определяется, как способность человека оценивать явления действительности через понимание прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Это - способность отразить собственное мироощущение, духовный мир в поведении и образе жизни.
Философский словарь устанавливает понятие эстетического как отношение человека к миру, в коем в концентрированном виде заключена суть человека как свободного и осмысленного создания.
В философии эстетическое отношение изучается как феномен, обеспечивающий гармоническое единство внешнего мира и сокровенного мира личности. Видят необходимость рассматривать эстетическое отношение к миру как универсальный способ взаимодействия человека с окружающей действительностью в целях решения проблемы самореализации М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, А.Г.Столович и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 382 с.
2. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008. 70 с.
3. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Наука, 2010. 215 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/ Д., 2016. 173с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2013. 320 с.
6. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2012. 315с.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2014. 96 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2015. 534 с.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2014. 384 с.
11. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 2012
13. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение. 2013. 240 с.
14. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие. М.: Владос, 2013. 268 с.
15. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2008., 591 с.