Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Здоровое поколение – одно из главных достижений любой нации. От состояния здоровья человека зависит успех его учебной, профессиональной и творческой деятельности, реализация потенциальных физических и интеллектуальных способностей. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
Тенденцией последних лет является рост числа детей с нарушениями психического и физического развития. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды, наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
Наше правительство предоставляет всем детям право на получение бесплатного общего образования. За малый промежуток истории страна перешла к открытой модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди которых максимальное развитие приобрел инклюзивный подход к обучению. Данное понятие подразумевает пребывание вместе в образовательных учреждениях учеников, имеющих нормальное развитие и детей с отклонениями. Общее воспитание и развитие - острое затруднение, значит, для решения подобных вопросов лучше всего опираться на теорию и практику, которая уже есть у общества в наличии, что поможет сделать настоящую образовательную, а главное социальную интеграцию.
В крупных, областных городах действуют клубы и секции по различным видам спорта для инвалидов, в том числе и для детей. В малых городах еще большая редкость наличие подобных возможностей. Поэтому проведение физкультурно-массовых мероприятий с участием людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение к участию детского контингента, является сегодня одним из доступных и востребованных направлений работы по социализации детей с ОВЗ, изменению общественного мнения в отношении людей с ограниченными возможностями, инклюзивному образованию.
О проблемах внедрения инклюзивного образования в образовательное пространство России писала Ведихова Д.С., уделяя особое внимание важности усовершенствования государственной политики в сфере инклюзии и разработке собственной модели введения детей с ОВЗ в образовательное пространство общеобразовательной школы. Зарубежный опыт применения инклюзивного образования описывают такие исследователи, как Микайлова У.Т., Иттерстад Г., Ливенцева Н.А., Савина А., Золотовицкая Я., Корепанова И.А., Мякшин Н. и др. Жуков В.В. в своей работе «Кто стучится в класс ко мне?» и Ясина И. в своей статье «Ждать милости от государства?» рассматривают вопросы, касающиеся особенностей совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ. Худоренко Е.А. в своем труде «Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии» приводит анализ положения детей-инвалидов в России и указывает на важность инклюзивного образования, которое может поспособствовать их социализации.
Объект исследования: инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Предмет исследования: организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ОВЗ и здоровых сверстников.
Цель исследования: изучить особенности организации и проведения инклюзивных физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ОВЗ и здоровых сверстников.
Задачи исследования:
• Рассмотреть понятие и особенности инклюзивного образования;
• Вывить характерные черты инклюзивного обучения детей с ОВЗ на уроках физической культуры;
• Разработать проект проведения инклюзивных физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ОВЗ и здоровых сверстников.
Методы исследования: носят теоретический характер.
Методологическая база: (Микайлова У.Т., Иттерстад Г., Ливенцева Н.А., Савина А., Золотовицкая Я., Корепанова И.А., Мякшин Н. и др.).
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты включения детей с ОВЗ в образовательный процесс школы
1.1. Инклюзивное образование в современной школе
29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Где в пункте 27 ст. 2 Закона говорится, что «Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В настоящее время инклюзивное (включенное) образование – понимается как процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нормально развивающихся детей. Такая форма обучения позволяет ребенку с особенностями развития общаться со сверстниками, расширять свои представления об окружающем мире. Таким образом, осуществляется социализация детей с ОВЗ .
К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как физическом, так и психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни. Основная классификация делит таких детей на следующие группы:
• с расстройством поведения и общения;
• с нарушениями слуха;
• с нарушениями зрения;
• с речевыми дисфункциями;
• с изменениями опорно-двигательного аппарата;
• с отсталостью умственного развития;
• с задержкой психического развития;
• комплексные нарушения.
Необходимость инклюзии обосновывается как гуманистическими положениями о принятии обществом любого ребенка, вне зависимости от его психофизических особенностей, так и социально-экономическими причинами.
Одним из важных направлений деятельности по созданию условий для социальной адаптации лиц с ОВЗ служит своевременное оказание коррекционной помощи на ранних этапах онтогенеза. При этом инклюзивное образование детей с ОВЗ будет осуществляться не стихийно, а в соответствии с закономерностями развития личности в детском возрасте.
В настоящее время в России инклюзивное образование получает все большее распространение. Однако его широкое внедрение может привести не к равенству прав, а к проблемам. Подлинная инклюзия предполагает организацию в общественном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями .
Проблема инклюзии сложна как в научном, так и в практическом плане. С одной стороны, инклюзивное образование – положительное направление, которое дает возможность безболезненно социализироваться детям с особыми потребностями в образовании; с другой – это вопрос морального, материального, финансового и кадрового плана.
Основная проблема современного этапа инклюзии в России – профессиональная и психологическая неготовность учителей массовых школ к включению детей с ОВЗ в обычный класс. Так же актуальной становится проблема психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.
Можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в общеобразовательном учреждении: непрерывность, системность, индивидуализация, междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения .
Основными формами работы педагогов инклюзивного образования служат консультирование, патронаж и тренинги.
Но также в инклюзивном образовании можно выделить свои достоинства и недостатки. Достоинствами можно считать то, что дети с ОВЗ демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах; в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ; в инклюзивной среде у детей с ОВЗ улучшаются навыки и академические достижения; в инклюзивных классах дружба между детьми с осо
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. Том 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физкультуры. / Под ред. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
2. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. / Под ред. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
3. Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 320 с.
4. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с
5. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебник. Под общ. ред. проф. Л.В.Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
6. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. / Под редакцией д.м.н. С.Ф.Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2003. – 184 с.
7. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – М.: Спорт-Академ-Пресс, 2002. – 140 с.
8. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под редакцией проф. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2000. – 152 с.
9. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. Авторы-составители О.Э.Аксенова, С.П.Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
10. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Под редакцией Н.А.Гросс. – М.: Советский спорт, 2005. – 235 с.
11. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: Учебно-методич. пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 152 с.
12. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2004. – 108 с.
13. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения. (Методические рекомендации). – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 65 с.
14. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами АФК– М: Советский спорт, 2004. – 104 с.
15. Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник для студентов мед. вузов. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2006. – 598 с.
16. Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешева Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. - 2000, № 4
17. Воспитательная система специальной (коррекционной) школы VIII вида: [Текст]: коллективная моногр. / Н.Е. Разенкова, О.В. Паршукова, С.А. Лагутина, Е.Д. Рукавицина, И.И. Доровских, Т.В. Гребенщикова, С.Л. Савченко - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010.-242 с. Рецензенты: Н.Г. Коновалова д-р мед. наук, профессор ; Л.Ф.Резанова к.п.н., доцент.
18. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития.- М., 2004. - 134 с.
19. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.
20. Евсеев С.П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. – М.: Сов. спорт, 2010. – 316 с.
21. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 57.
22. Габидуллина, Г.Р. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях / Г.Р.Габидуллина // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22.10.2012). - Стерлитамак, 2012. - С.4-28.
23. Емельянов, Е.И. Государственная политика регулирования и нормативно-правового обеспечения в сфере физической культуры и спорта жителей Башкортостана с ограниченными возможностями / Е.И.Емельянов, Г.М.Юламанова / Адаптивная физическая культура. – 2007. - № 3 (31). - С.23-25.
24. Шомысова, Е.Е. Адаптивная физическая культура в Республике Коми: история, современность и перспективы развития / Е.Е.Шомысова // Адаптивная физическая культура. – 2007. - № 1 (29). - С.36-40.
25. Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России. http://www.msr.nso.ru/sites/msr.nso.ru/wodby_files/files/document/2015/01/documents/alehina_sost_tendenc.pdf
26. Пасичник М.О., Сунагатова Л.В. Комплексная реабилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры // Молодой ученый: Ежемесячный научный журнал. №12 (47) / 2012
27. Сунагатова Л.В., Марченкова У.А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Молодой ученый: Ежемесячный научный журнал. №12 (47) / 2012