Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире остро стоит проблема эстетического развития,
которое тесно связано со всеми сторонами воспитания. Через формирование эстетических
чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и
оценок оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания. Все это
помогает обеспечить комплексный подход и ведет к гармоничному развитию детей [1].
О том, что образование школьников должно быть направлено на «формирование общей
культуры», в том числе развитие эстетических качеств, сказано в Новом законе «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1).
Необходимо уже с младшего школьного детства учить ребенка замечать
прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира искусства. Так же очень
важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них
потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу,
общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать
художественно-творческие способности детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
ЖИВОПИСНЫМ ТЕХНИКАМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Роль живописи в воспитании и развитии учащихся 6 класса
Живопись оказывает эстетическое, нравственное, преобразующее воздействие на человека
[3].
Ряд ученых отмечают положительное воздействие живописи на сознание и психику
человека: она способствует расслаблению, снятию усталости, глубинной релаксации,
позволяет отвлечься от повседневных проблем и заглянуть в самые потаенные уголки
своей души. Живопись оказывает оздоровительное воздействие на организм, снимает
стресс, излишнюю эмоциональную нагрузку, предотвращает эмоциональное выгорание,
2
хронический стресс, синдром хронической усталости, некоторые психические и
неврологические расстройства [9].
Применение живописных техник в школе, связано с необходимостью развивать детей
всесторонне, обеспечивать высокий уровень культуры, способствовать гармоничному
развитию общества в целом и каждого отдельного ребенка [4].
Живопись обладает способностью пробуждать и воспитывать в человеке глубокие
человеческие чувства и эмоции, осознанность, чувство ответственности. С самого раннего
возраста внутренний мир ребенка необходимо обогащать чувством прекрасного, добра,
любви. При этом происходит развитие личности ребенка, формирование различных
качеств. Под действием эстетических чувств происходит формирование определенного
отношения к тому или иному явлению окружающей реальности, происходит нравственное
и эстетическое воспитание. Именно на основе формирования положительного отношения
к окружающим, доброжелательности, можно говорить о формировании у ребенка
нравственно-эстетического отношения [11].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию ребенка, поскольку именно оно
является основой для формирования личности ребенка. Гармоничное развитие во многом
определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее
место отводится вопросам нравственного и эстетического воспитания. В первую очередь
необходимо стремиться сформировать у ребенка эстетические чувства, в основе которых
лежит понимание красоты, умение отличать красивое от уродливого. Из этих
элементарных навыков в дальнейшем формируется более углубленного понимание и
чувствование мира, умение отличать добро от зла, желание противостоять злу [5].
Ребенка нельзя научить правде, красоте, любви. Это можно только чувствовать. При этом
подобные чувства формируются на основе эмоционального восприятия действительности,
эмоционального протеста против ужасного, некрасивого, зла, лжи и насилия. Дети,
обладающие развитыми эстетическими чувствами, умеют ценить красоту, добро, видят и
ценят прекрасное в людях и окружающем мире. Таким людям не свойственна агрессия,
ненависть, они не склонны к ксенофобии и экстремистским действиям, ценят
справедливость, доброжелательны. Такие люди обладают высоко развитыми
патриотическими чувствами, любовью к Родине, близким, слабым.
1.2. Основные принципы обучения детей живописным техникам на уроках
изобразительного искусства
В настоящее время подходы к обучению существенно изменились. Переход от
традиционной системы к личностно – ориентированной предусматривает существенные
изменения непосредственно в организации педагогического процесса, планировании
учебного материала, методического обеспечения. Важное значение имеет определение
формы организации занятия. Компетентностный подход в системе образования
предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора
знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения
комплексом компетенций, адаптирующего школьника к действительности [3].
Основной целью образования становится не сумма знаний, а набор необходимых
компетенций в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и других сферах.
Главными становятся способность к самообразованию, социальная активность, умение
отстаивать свои взгляды, правовая культура и т.д., т.е формирование общих компетенций,
как способности успешно действовать на основе практического опыта и умений общих
для многих видов профессиональной деятельности. Актуальной педагогической
проблемой является научное обоснование и практическая реализация возможностей
формирования профессиональных компетенций у школьников в контексте максимального
приближения учебной деятельности к профессиональной [4].
Программа обучения школьников изобразительной деятельности перед учителем ставит
следующие учебно–воспитательные задачи: воспитание у учащихся практических
3
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение декоративных
рисунков. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого отношения к рисованию.
Всего этого можно достичь при условии использования основных принципов обучения
детей изобразительному искусству.
Дидактические принципы обучения.
В ходе реализации непосредственно учебного процесса рекомендуется следующее:
использовать новейшие методики обучения, применять приемы моделирования с целью
повышения запоминаемости, применять рациональные методики проверки домашнего
задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество
обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий. Педагогу
рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом
процент мультимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио – визуальных средств
[12].
Целесообразно проводить урок в неформальной обстановке, в виде пресс –конференций,
круглых столов, семинаров, что позволяет существенно повысить уровень открытости
учащихся не только для общения, но и для получения новых знаний. При отсутствии
рамок и ограничений в виде стандартной системы обучения возникает более высокая
способность к запоминанию информации, активному участию в обсуждениях. При
активном участии и переработке полученной информации возможно не только ее
механическое запоминание, но и дальнейшее применение в практических целях.
Рекомендуется прорабатывать различные ситуации, касающиеся темы урока, решать
практические и ситуационные задачи. Именно этот прием дает человеку возможность
максимально усвоить информацию, расширить кругозор, развить профессиональное
мышление [7].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
ЖИВОПИСНЫМ ТЕХНИКАМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Приемы и методы обучения живописным техникам
Существует большое разнообразие методов обучения школьников живописным
техникам. Рассмотрим те приемы и методы, которые чаще всего применяются в процессе
обучения учащихся 6 класса [7; 9;12-15; 19].
Растяжение цвета
Необходимо взять краску, растворенную в воде. Раствор должен быть достаточно
насыщенным. Постепенно добавляем краску, стремясь к тому, чтобы оттенок постепенно
менялся с темного на светлый. Движения кисти должны быть направлены слева направо.
Допускаются движения сверху вниз. Можно применять различные варианты движений и
оттенков, благодаря чему упражнение может быть довольно разнообразным. Для того
чтобы передать объемные характеристики изображаемого объекта, нужно выполнять
движения не в горизонтальном или вертикальном направлении, а в круговом направлении.
Смешение или «вливание» цвета в цвет
Берем несколько оттенков красок, наносим мазки таким образом, чтобы
происходило смешение цветов, и один цвет накладывался на другой. Выполняем
движения до тех пор, пока краска не высохнет. Для выполнения упражнения требуется
бумага, смоченная водой.
Комбинация приемов работы акварельными красками как по влажному, так и по сухому
листу бумаги
Указанное сочетание приемов позволяет выполнить работы различных жанров и
направлений. При этом используются портреты, пейзажи, иллюстрации, натюрморты в
качестве объекта для отработки.
Упражнения на создание колорита
4
Под колоритом подразумевают гармоничное сочетание цветов в картине, которое
объединяется и создает различную тональность. При помощи колорита можно передать
настроение картины. Так, смешивая различные цвета, художник может раскрыть перед
зрителем свой внутренний мир, свои переживания, передать мысли, идеи и тончайшие
движения своей души. При помощи цвета можно сделать картину веселой или грустной,
изобразить печаль или придать нотки ностальгии, сделать так, чтобы у зрителя ликовала
душа или плакало сердце.
Колорит обладает наиболее выраженным потенциалом в выражении чувств и эмоций,
позволяет раскрыть весь спектр и все многообразие человеческих чувств и переживаний,
коснуться самых глубин человеческого сознания и чувств, вызвать в человеке ответный
резонанс.
2.2. Методическая разработка по изобразительному искусству на тему «Цветы»
Тема: Цветы
Цель: Дать представление об искусстве составления букетов цветов.
Задачи:
Образовательная – познакомить с наиболее распространенными летними цветами,
научить рисовать цветы.
Развивающая – развивать творческие способности и эстетический вкус.
Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться
окружающим миром.
Форма проведения: Практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
• Словесный (беседа, загадки, стихи, объяснение)
• Наглядный (иллюстрации художников)
• Практический (выполнение практического задания)
Оборудование для педагога:
• репродукция произведения П. П. Кончаловского «Сирень»;
• образец педагогического рисунка «Букет цветов» (карандаш, акварель);
• краски, палитра, кисти, простой карандаш, ластик, вода.
Оборудование для учащихся: акварель, альбом, кисти, простой
карандаш, ластик, вода [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение школьников изобразительному искусству, живописным техникам – сложный и
трудоемкий процесс. Для того, чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо,
прежде всего, правильно организовать урок, разработать программу обучения, составить
план, четко установить цели, задачи курса и каждого отдельного урока, сформулировать
ожидаемые результаты. Кроме того, в ходе обучения необходимо проводить тщательный
контроль полученных знаний, стимулировать практическое применение полученных
знаний на практике. Периодически должны проводиться опросы, тестирование, проверка в
устной и письменной форме. Также должны применяться специфические подходы к
обучению: например дидактические материалы. Должны рассматриваться практические и
ситуативные примеры [12]. Обязательно должна быть обеспечена наглядность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С. С. О цвете и красках. - М, «Искусство», 1962 г.
2. Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись.
Композиция. - М., «Просвещение», 1981г.
3. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., «Искусство», 1977г.
4. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М., «Искусство», 1985г.
5. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: Учеб. Пос. – М.; Высш. Шк.,1997 г.
6. Козлов Н. Г. Композиция. - М., «Просвещение», 1968г.
5
7. Кузин В. С. Наброски и зарисовки. - М., «Просвещение», 1981г.
8. Кузин B.C. Психология, - М.; Просвящение 1982 г.
9. Кузин В. С.Психология / уч. для худож. училищ – М.; 1974 г
10. Маслов Н. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. Учебное пособие для студентов худ.граф. фак-ов педагогических институтов 3
издание М.: А ГАР 2000.
11. Маслов Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству. -М.,
«Просвещение», 1984 г.
12. Никодеми Г. Б.; “Техника живописи”- М.:Изд-во ЭКСМОПресс, 2002г.
13. Непомнящий В. М. Перспектива в композиции. - Чебоксары, 1970г.
14. Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование, применяемые в
изобразительном искусстве. - М., «Просвещение», 1988г.
15. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
Учебное пособие для студентов худ.граф. фак-ов педагогических институтов 3 издание
М.: А ГАР 2000 г.
16. Ростовцев Н.Н. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на
занятиях рисования: Учебное пособие для студентов художественнографического факультета педагогических институтов. М.,
«Просвещение», 1987 г.
17. Сластенин В.А. Педагогика. – М.; Школа-Пресс. 1998 г.
18. Сокольникова A.M. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: учебное пособие для студентов
педагогических вузов Живопись. Уроки изобразительного искусства.М.,
19. Сокольникова A.M. Изобразительное искусство учебник для уч. 5-8
классов. Академия 1989 г.
20. Соколова О. Секреты композиции. – М.; Астрель – 2002 г.