Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которой посвящена данная курсовая работа, связана с тем, что далеко не все образовательные организации в полной мере соответствуют всем критериям, которые обеспечивают конкурентоспособность. Это связано с тем, что многие из них имеют давнюю историю существования, и выстраивают свою рыночную позицию на основе советского экономического мышления, что очень негативно сказывается на их адаптации в современном обществе.
Для того, чтобы предотвратить подобную ситуацию, необходимо проводить качественный стратегический анализ, который позволит выявить риски и те внешние факторы, которые могут повлиять на деятельность образовательной организации – как положительно, так и отрицательно.
В данной курсовой работе рассматриваются результаты стратегического анализа АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», на основе которых разрабатываются меры по совершенствованию его конкурентной политики.
Цель исследования – провести стратегический анализ АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования».
Объект исследования – деятельность АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования».
Предмет исследования – стратегический анализ АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Раскрыть сущность стратегического анализа.
2. Выявить специфику проведения стратегического анализа в образовательной организации.
3. Дать общую характеристику АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования».
4. Описать результаты стратегического анализа деятельности АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования».
5. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по результатам стратегического анализа.
База исследования: Автономное некоммерческое общество «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования».
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, SWOT-анализ, PEST-анализ, классификация, синтез.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и использованных источников и списка терминов.
Глава 1. Теоретические основы проведения стратегического анализа в образовательной организации
1.1. Сущность стратегического анализа
Стратегический анализ нужен для того, чтобы обеспечить менеджеров нужной информацией для разработки стратегии компании. На практике компании сталкиваются с одной из фундаментальных проблем стратегического управления.
Когда компания пытается проводить стратегический анализ, то сразу же встает вопрос о том, а что, собственно, должен включать в себя стратегический анализ, какая информация должна быть на выходе этого анализа, и какая информация нужна менеджерам для разработки стратегии .
Было сделано много попыток как-то формализовать этот процесс, то есть определить стандартные форматы стратегического анализа, следуя которым компания гарантированно обеспечит себя необходимой информацией для разработки стратегии.
Но проблема заключается в том, что инструментов стратегического анализа достаточно много, и в тоже время нет никакой гарантии, что если их все использовать, то компания сможет разработать какую-то правильную стратегию. Процесс разработки стратегического плана, в данном случае, как и принятие любого другого решения, в принципе полностью не формализуем .
Методики стратегического анализа могут только помочь систематизировать информацию для принятия решения, но само решение остается за менеджерами .
Итак, когда компания приходит к пониманию необходимости внедрения стратегического управления и начинает делать первые шаги в этом направлении, то можно сказать, что она сумела решить первую фундаментальную проблему стратегического управления.
К наиболее распространенным методикам стратегического анализа можно отнести следующие :
– SWOT-анализ;
– PEST+M-анализ;
– анализ продуктового портфеля компании (матрица BCG или матрица McKinsey);
– анализ проблемного поля компании.
Здесь нужно четко отдавать себе отчет в том, что для разработки стратегии, с одной стороны, информации не должно быть мало, но, с другой стороны, ее не должны быть много. Помимо этого, также важен и временной фактор.
1.2. Специфика проведения стратегического анализа в образовательной организации
В условиях внедрения новых образовательных стандартов, которые выдвигают специфические требования к результатам освоения образовательной программы, необходимо сканировать среду образовательной организации с целью выявления сильных и слабых сторон как в методике преподавания, системе управления образовательным учреждением, так и в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта .
Стратегическое управление образовательной организацией в условиях рыночной экономики находится в стадии становления, значительными шагами на пути внедрения нового вида управления стали Приоритетный национальный проект «Образование» (2005) , Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010) , Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (2014) .
Именно эти правительственные инициативы потребовали от образовательной организации погружения в методологию модернизации, способности формулировать долгосрочные цели своего инновационного развития, целостного видения индивидуальной траектории развития. Возникает необходимость проводить анализ образовательной организации для выявления рисков, плюсов и минусов учреждения. Это позволяет выстроить путь развития организации, открыть несколько вариантов устранения отрицательных сторон.
Качественный комплексный стратегический анализ внешней среды образовательной организации может помочь избежать негативные факторы, действующие извне на образовательную организацию. Стратегический анализ как внешней, так и внутренней среды организации должен осуществляться регулярно и комплексно. Анализ внешней среды организации, осуществленный вместе с исследованием ее внутренней среды обеспечивает грамотный выбор стратегии деятельности образовательной организации .