Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена ролью средств массовой информации в современном мире. Относясь к одному из видов социальных институтов, наряду с институтом семьи, религии, образования и проч., масс-медиа способствуют формированию картины социальной действительности. О значимости СМИ в жизни человека свидетельствует тот факт, что две трети населения нашей страны регулярно получают информацию из таких источников, как телевидение, радио, газеты и журналы, сайты сети Интернет. Вместе с тем потребление информации масс-медиа требует определенного опыта, поскольку некритичное восприятие сведений способствует осмыслению происходящих событий такими, какими они преподнесены в готовом виде. Другими словами, речь идет о различных манипулятивных техниках, используемых СМИ для воздействия на свою целевую аудиторию.
Манипулирование связано с оказанием давления на человека, когда одна из сторон, искажая факты, пытается извлечь максимальную выгоду от другой. При этом другая сторона (субъект взаимодействия) даже и не догадывается, что его вниманием и восприятием очень умело управляют. Понимание природы манипуляции раскрыто в работах зарубежных (Д. Брайанта, Д. Рашкоффа, Р. Харриса, Р. Чалдини, Г. Шиллера и др.) и отечественных исследователей (И.М. Дзялошинского, С.Г. Кара-Мурзы, Г.Г. Почепцова, В.М. Соковнина, В.Б. Шапаря и др.). В их трудах и множестве других публикаций подчеркивается, что действенным средством противостояния манипуляции СМИ является обучение интерпретировать информацию, поступающую к человеку по различным каналам – радио, телевидению, печати, Интернету. Говоря иначе, необходимо развивать критическое мышление.
Значительный вклад в развитие представлений о формировании критического мышления внесли представители зарубежной (Б. Бейер, Х. Гарднер, Э. Глассер, Д. Джонс, Д. Курфис, Л. Мастерман, Э. Норрис, Л. Симэли, Р. Эннис и др.) и отечественной науки (Г.И. Бизенков, А.Б. Брушлинский, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, Н.И. Мерзликина, О.К. Тихомиров, И.В. Челышева, А.В. Федоров и др.). Данная компетенция особенно необходима на этапе старшего подросткового возраста, поскольку на этой стадии развития молодежь обладает автономией от взрослых, способна делать выбор товаров и услуг, может проектировать желаемый образ профессионального будущего.
Вместе с тем, как показало знакомство с литературой по проблеме исследования, современные школьники в большинстве своем некритичны к информации масс-медиа. В результате в достаточно юном возрасте у них сформирован потребительский тип поведения. Отсюда возникает противоречие между потребностью общества в подрастающем поколении, способном к самостоятельным действиям, несущим ответственность за каждый шаг, и наличной ситуацией. Необходимость разрешение противоречия позволяет сформулировать проблему: возможно ли осуществить развитие критического мышления старших подростков, способных противостоять манипуляции СМИ? Поиск ответа на вопрос актуализировал проведение настоящего исследования, темы которого формулируется так: «Развитие критического мышления старших подростков как средство противостояния манипуляции СМИ».
Объект исследования – процесс развития критического мышления старших подростков. Предмет исследования – процесс развития критического мышления старших подростков как средства противостояния манипуляции СМИ.
Гипотеза исследования – процесс развития критического мышления старших подростков будет эффективным, если разработать и реализовать программу, направленную на самопознание и саморазвитие, выработку ценностных ориентаций, умению воспринимать тексты СМИ и создавать медиатексты.
Цель исследования – разработать и реализовать программу, направленную на развитие критического мышления старших подростков как средства противостояния манипуляции СМИ. Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили сформулировать следующие задачи:
1) представить психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста;
2) перечислить манипулятивные техники, используемые СМИ;
3) осуществить исследование сформированности критического мышления старших подростков;
4) описать содержание программы, направленной на развитие критического мышления старших подростков, проанализировать результаты.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта.
Методы практического исследования: анкетирование, формирующий педагогический эксперимент.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОСТОЯНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ СМИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков
Подростковый возраст является определенным жизненным этапом, нижняя граница которого приходится на 15 лет, а верхняя завершается 17-ю годами. В психолого-педагогической литературе данный период получил название переходного. Как отмечает И.С. Кон, переломная стадия «прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации» [11, с. 232]. Окружающая среда в целом – семья, школа, колледж, вуз, другие социальные институты – приобщает «индивида к участию в общественной жизни, учит пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [12, с. 150].
По мнению И.П. Подласого, именно продолжающаяся биологическая перестройка организма оказывает влияние на поведение подростков: «они излишне жестикулируют, движения их порывисты» [20, с. 74]. Развитие организма с учетом соответствия половой принадлежности «вносит серьезные изменения в жизнедеятельность» молодых людей и «вызывает новые переживания» [20, с. 74]. Более четкому осознанию происходящего способствует то, что нервная система становится совершеннее. Однако говорить о настоящих успехах в области саморегуляции преждевременно: «процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость» [20, с. 75].
Внимание старших подростков во многом избирательно: если попавший в их поле зрения объект оказался чем-то интересным, то «они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении» [20, с. 75]. Если же информация неинтересная, то им будет сложно удержать внимание в заданных границах. Восприятие значимых лиц (родителей, учителей) остро критично. Об этом свидетельствует то, что каждый подросток «стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям» со старшими [20, с. 75]. Серьезную остроту, болезненность в этом возрасте приобретает любая фраза, даже если окружающие не имели в виду ничего плохо. Пристальное внимание к сказанному объясняется повышенной ранимостью.
На данной стадии развитие личности осуществляется в условиях сильнейших противоречий. Например, «пресловутая подростковая неуправляемость сочетается с удивительной гибкостью, пластичностью, готовностью к переменам и открытостью для сотрудничества» [18, с. 90]. В зависимости от той социальной среды, в которой будет находиться молодой человек, его развитие может продолжиться по разным сценариям – позитивному и негативному: «Этот возраст чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем жизненные выборы – в области образования, качества личных отношений, социальных ориентаций, здоровья» [18, с. 90].
Чем взрослее становится подросток, тем больше он видит противоречий, характерных для социальной действительности. Не умея объективно оценивать происходящее, не обладая всей совокупностью сведений, он стремится низвергнуть авторитеты. Это касается установленных взрослыми порядков, распространенных на какие-то ситуации правил, законов, определенных стандартов проявления поведения, духовных ценностей и проч. Такой протест является борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.
Утверждение собственной значимости происходит в деятельности. Учитывая современные условия, когда практически все современное общество переместились в пространство виртуальной среды, школьники также нашли свою нишу в доступных их возрасту видах деятельности – общении в социальных сетях, выкладывании аудио и видео контента, играх. Последнее становится не только способом структурирования свободного времени, но и поиска идентичности. Исследователь А.Л. Либерман полагает, что деятельность в подростковом возрасте должна быть «игровой по типу, социально-моделирующей по форме и общественно значимой по содержанию» [15, с. 120].
Как отмечается в материалах его работы, осознанная активность должна задавать своеобразное пространство проб, в котором старшие подростки могут показать себя в общественно значимых ролях. При этом игра должна предоставлять возможность выхода в «настоящую взрослую» деятельность. В результате у молодых людей формируется способность к осознанному выбору своего места в обществе. В контексте настоящего исследования было бы интересным обратить внимание на выводы, содержащиеся в коллективном труде, изданном под редакцией В.А. Сластёнина, который говорит, что выход во взрослую жизнь обеспечивается проблемно-личностным общением.
Задача педагога заключается в том, чтобы, опираясь на собственные силы старшего подростка и внутреннюю логику его развития, установить с ним взаимодействие как педагогическое со-бытие́, которое иначе можно именовать встречей или диалогом. И тогда обучение станет не чем иным, как созданием «динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, в рамках которых будет происходить развивающая целе- и ценностно-ориентированная встреча» [7, с. 101]. Как поясняет В.А. Сластёнин, основное предназначение этого взаимодействия состоит в побуждении к самоопределению посредством «деятельности, позволяющей быть на уровне ситуации выбора (в учении, в общении)» [7, с. 81]. Итогом самоопределения становится выстраивание «смыслового поля или внутреннего смыслового пространства» [7, с. 99], которое позволяет проектировать свое будущее.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баклажова, О.В. Развитие критического мышления подростков через медиатворчество / О.В. Баклажова // Творчество и личность: матер. науч.-практ. конф. – Донецк: ДонАУиГС, 2017. – с. 92-96.
2) Бандурка, А.М. Психология управления [Текст] / А.М. Бандурка. – Харьков: Фортуна-Пресс, 2012. – 464 с.
3) Белогородский, А.А. Манипулятивные методы в рекламе / А.А. Белогородский // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – №6. – С. 14 - 19.
4) Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст]: учебное пособие для студ. Вузов / М.Р. Битянова. – М.: Эксмо. 2010. – 576 с.
5) Быкова, О.Н. Опыт классификации приёмов речевого манипулирования в текстах СМИ / О.Н. Быкова // Вестник Российской риторической ассоциации. – 2010. – № 1(9). – С. 42-53.
6) Вишневская, Е.Ю. Развитие критического мышления у подростков в процессе изучения иностранного языка / Е.Ю. Вишневская // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 4 (61). – С. 159 - 162.
7) Воспитательная деятельность педагога [Текст] // Под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
8) Григорова, Д.Е. Особенности влияния медиатекстов молодежных телепередач на развитие критического мышления старшеклассников [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Д.Е. Григорова. – Таганрог, 2008. – 183 с.
9) Дзялошинский, И.М. Манипулятивные технологии в СМИ [Текст]: учебно-методическое пособие / И.М. Дзялошинский. – М.: МГУ, 2012. – 48 с.
10) Ким, В.В. Развитие критического мышления и профилактика фанатизма В.В. Ким // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2013. – №2 (52). – С. 77 - 81.
11) Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Книга по требованию, 2010. – 256 с.
12) Кондратьева, И.А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего образования / И.А. Кондратьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 10. – С. 14 - 15.
13) Копнина, Г.А. Речевое манипулирование [Текст]: учебное пособие для студ. Вузов / Г.А. Копнина. – М.: Флинта, 2008. – 176 с.
14) Кулюпина, Г.А. Технологии развития критического мышления подростков – пользователей библиотеки / Г.А. Кулюпина, Л.М. Курганская // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 2(6). – С. 232-236.
15) Либерман, А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков / А.А. Либерман // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 117 - 124.
16) Марушкевич, А.А. Проблемы профориентации и профессионального выбора выпускников современных школ / А.А. Марушкевич // Вестник Запорожского национального университета. Серия: Педагогические науки. – 2011. – №1 (14). – С. 208 - 211.
17) Мурюкина, Е.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» [Текст]: учебное пособие для вузов / Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева / Отв. ред. А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. – 162 c.
18) Панова, Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков / Н.В. Панова // Интеграция образования. – 2011. – № 2. – С. 88-92.
19) Пирогова, Ю.К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика [Текст]: монография / Ю.К. Пирогова, П.Б. Паршин. – М.: Международный институт рекламы, 2011. – 270 с.
20) Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 576 с.
21) Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
22) Салемгареева, Л.С. Влияние СМИ на общественное сознание лингвистическими средствами [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Л.С. Салемгареева. – М., 2007. – 158 с.
23) Соколовская, Т.А. Использование современного радио как образовательного средства в развитии профессионального самоопределения старших школьников / Т.А. Соколовская // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 2. – С. 417 - 420.
24) Спиридонова, Н.Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте [Текст]: автореферат дисс. … канд. пед. наук / Н.Ю. Спиридонова. – М., 2011. – 20 с.
25) Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст]: монография / А.В. Федоров. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.
26) Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
27) Южанникова М.А. Риторические приемы двусмысленности в наружной рекламе (к вопросу о языковой игре) / М.А. Южанникова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 6. – С. 87 - 94.