Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития творческих способностей младших школьников является одной из основных педагогических проблем, которые с течением времени не утрачивают своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.
В наше время до сих пор не выработана единая точка зрения на содержание и структуру творческих способностей, существует терминологическая неопределенность данного понятия, практически отсутствуют исследования, данного явления.
Проблемой творческих способностей занимались многие ученые, к их числу относятся такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лука, Б.М. Теплов и многие другие.
Главным, из исследователей творческих способностей является советской психолог Б.М. Теплов. К главным его трудам относится монография «Психология музыкальных способностей». В ней Теплов предложил новую структуру музыкальных способностей, которая включает в себя такие компоненты, как ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями. Большое значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей.
Давая определение способностей, Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака.
Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Музыкальная деятельность даёт младшим школьникам возможность снять психологическое напряжение или, наоборот, активизировать чрезмерно заторможенную эмоциональную сферу, при этом создаёт приподнятое настроение, повышает работоспособность. Кроме того, творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор, а, значит, делает духовно богаче в целом.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроке музыки.
Предмет исследования - развитие творческих способностей.
Цель работы: изучить вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие творческие способности в психолого-педагогической литературе;
• Рассмотреть проблему формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
• Проанализировать возможности развития творческих способностей младших школьников на уроках музык.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретические основы формирования творческих способностей
1.1. Понятие творческие способности в психолого-педагогической литературе
Проблема развития творческих способностей детей давно интересует специалистов различных областей знаний, среди них психологи, философы, и, конечно педагоги. В последнее время к этой теме значительно возрос интерес, так как общество заинтересовано в людях активных и креативных, способных мыслить нестандартно, ставить перед собой проблемы и быстро, качественно их решать. Еще в прошлом веке советский философ Александр Лук, специалист по теории творчества, писал: «талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» . На данный момент проблема развития творческих способностей одно из основополагающих направлений в обновлении содержания образования. Принципы, составляющие основу данных обновлений, предполагают не только развитие творческих, креативных способностей, но и индивидуализацию образования с учетом интересов и склонностей учащихся к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Творчество давно стало объектом многих исследований, однако пути его познания, также бесконечны, как и само творчество. Раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность, очень полезно как для развития творческих способностей, так и для общего развития детей.
Вопросы творчества и творческих способностей рассматривались многими отечественными психологами и педагогами: Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготским, В. Н. Дружининым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым.
Способностями Б. М. Теплов называл определенные индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения .
Способности возникают на основе задатков, врожденных особенностей индивидуума. Они не могут возникнуть вне деятельности. На развитие любых способностей влияют темперамент, самооценка человека, мотивация к той или иной деятельности.
Чтобы говорить о творческих способностях обратимся к понятию «творчество». В психологическом словаре творчество определено как «практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действий, материальные продукты» .
И.П. Волков, соединил понятия «творчество» и "способности". Он считает, что творческие способности - это «способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности». Общие творческие способности включают в себя специальные: музыкальные, литературные, художественные и т. д.
В. Н. Дружинин понимает творчество как активность личности. А способность человека к такому роду активности есть креативность. По мнению Д. Б. Богоявленской «показателем творческих способностей считается интеллектуальная активность, сочетающая в себе общие умственные способности и высокий уровень мотивации к исследовательской работе» .
Творчество, с точки зрения Д. Б. Богоявленской, является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности.
Теоретический анализ взглядов отечественных психологов на понятие «творческие способности» дает основания сделать вывод о том, что творческие способности возникают и развиваются в процессе деятельности и как отмечает В. Н. Дружинин «для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности» .
В своих работах Л.А. Большакова определяют творческие способности как некое «сложное личное качество, которое отражает способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, что также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям» . Таким образом, творческие способности трактуются исследователем как высокая степень увлеченности, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
О.И. Мотков в свою очередь под творческими способностями понимает «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях» , то есть определяет их как нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
В исследованиях Б.М. Теплова мы видим, что под творческими способностями понимаются «определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения» .
В.Д. Шадриковым же творческие способности понимаются, как «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности» .
В педагогическом энциклопедическом словаре творческие способности определяются как «способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе/Э.Б. Абдуллин. -М., 1983.
2. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х кн.6 Кн.2: (Текст)/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова –М.: 5 за знания, 2006. -224 с.
3. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. -М.: Академа, 2002.
4. Белоцерковец Н.И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36. – С. 149-153
5. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника //Завуч начальной школы. – 2001. – № 2
6. Булучевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся (Текст)/ Ю.С. Булучевский – Л.: Музыка, 1977. – 216 с.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Издательство «Питер», 2012
8. История искусства (Электронное средство учебного назначения)/ Министерство образования российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003 .- 2 СD
9. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности», URL // http: // cyberleninka.ru / article / n / suschnost - ponyatiya - tvorcheskie – sposobnosti
10. Критская, Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя( Текст) / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002.-207 с.
11. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2014
12. Мещерякова Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: Олма–Пресс, 2004
13. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М.: «Треугольник», 2014
14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991
15. Олешков М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины // М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. – М: Компания Спутник + , 2006
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007
17. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы / ж-л «Внешкольник» № 2, 2015 год.
18. Рябенко, Н.Н. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя (Текст)/ Н.Н. Рябенко. – М.: Айрис-пресс, 2006.-112 с.
19. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. (Текст)/Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.
20. Теплов В.М. Избранные труды. – В 2-х т. – Т. 1. – М.: Просвещение, 1985
21. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Дис... кандидата пед. наук. – Челябинск, 2002
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] . - М. : Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
23. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука, 1991