Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Организация сюжетно-ролевых игр в условиях ДОУ – довольно важная тема в настоящее время. В связи с часто меняющимися условиями социальной среды происходит действие различного рода стрессовых факторов, при этом дети дошкольного возраста особенно уязвимы. Интересные и оригинальные игры призваны вызывать у них положительные эмоции, ослабляя тем самым негативное действие стрессоров. Кроме того, позитивное взаимодействие во время игр способствует социализации, совершенствованию коммуникативных навыков. Подготовка и участие в сюжетно-ролевых играх содействует развитию интеллекта и творческих способностей дошкольников. Вот почему яркие и интересные сюжетно-ролевые игры обязательно должны присутствовать в их жизни. В связи с вышеперечисленным тема данной исследовательской работы является актуальной и перспективной.
К современным сюжетно-ролевым играм, проводимым в дошкольных образовательных организациях, существует ряд требований. Во-первых, они должны отвечать безопасности детей, сохранению их здоровья. Во-вторых, игры в детских садах призваны решать задачи образования, развития и воспитания, способствовать формированию научного мировоззрения. Так, одним из компонентов сюжетно-ролевой игры может стать интеллектуальная викторина, соответствующая развитию детей определённого возраста. Темы для игр должны осуществлять экологическое, морально-нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание дошкольников. Также в процессе подготовки и проведения игр необходимо совершенствовать физические качества воспитанников детского сада, такие как быстроту, ловкость, силу и координацию. Сюжетно-ролевые игры, осуществляемые под руководством воспитателей, призваны развивать память, внимание, познавательный интерес дошкольников.
Согласно современным требованиям ФГОС дошкольного образования, в процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования необходимо создавать условия благоприятного всестороннего развития детей. В ходе общения во время игры в дошкольной образовательной организации между детьми начинают устанавливаться дружеские отношения. Начало дружбы между детьми – это важный фактор их социализации. Дружеские отношения в раннем возрасте формируют гуманные чувства, развивают коммуникативные навыки, способствуют позитивному отношению детей к жизни.
Особенности развития личности ребёнка при организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ рассматривались в работах различных отечественных педагогов, таких как Л. С. Выготский, Л. В. Куликов, Р. С. Буре, А. С. Макаренко, Е. П. Ильин [2, с.88; 4, с.37]. Данные авторы приводили множество аргументов в пользу того, что в дошкольных образовательных организациях должны быть созданы все необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр. В ходе общения со своими сверстниками дети приобретают навыки коллективного взаимодействия, в игре они оказывают помощь и поддержку друг другу, что часто приводит к установлению тёплых межличностных взаимоотношений. Также игры являются важным средством развития интеллектуальных, творческих, физических и коммуникативных качеств дошкольников.
Проблема. Несмотря на имеющиеся возможности в ДОУ, процесс организации сюжетно-ролевых игр здесь не всегда является эффективным, что проявляется в росте числа детей с агрессивным отношением к окружающим, в том числе и к своим сверстникам. Кроме этого, в группах есть дети, которые боятся общения со сверстниками, не играют с ними. Всё это заставляет педагогов обратиться к поиску эффективных методов, которые могут быть полезными в решении данной проблемы. Педагоги считают, что большое значение для всестороннего развития детей в ДОУ является создание здесь центров сюжетно-ролевых игр – базы, включающей в себя необходимое для игр оборудование, а также методические материалы для педагогов.
Влияние сюжетно-ролевых игр на формирование личности дошкольников рассматривается на протяжении длительного времени. Однако работ, посвящённых организации центров сюжетно-ролевых игр в группах дошкольной образовательной организации, к настоящему времени недостаточно, в связи с чем необходимы новые исследования в этом направлении.
Цель и задачи исследований.
Цель данного исследования: проанализировать возможности центров сюжетно-ролевых игр, организованных педагогами ДОУ, для всестороннего развития личности дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературных источников и интернет-ресурсов, в которых отражены особенности развития дошкольников, а также основы организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ.
2. Проанализировать психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольников в процессе игровой деятельности
3. Охарактеризовать сюжетно-ролевые игры как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
4. Выявить благоприятные условия для организации центров сюжетно-ролевых игр в ДОУ.
5. Провести обзор основных направлений работы Центра сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования: сюжетно-ролевые игры для дошкольников
Предмет исследования: организация центра сюжетно-ролевых игр для воспитанников средней группы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме.
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольников в процессе игровой деятельности
К детям дошкольного возраста относятся дети в возрасте 3-7 лет, посещающие младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст имеет важное значение как в физическом, так и в психическом развитии: наряду с изменением деятельности различных систем организма начинают активно формироваться новые психологические механизмы деятельности, поведения и общения. Это период начала установления дружеских отношений со сверстниками прежде всего в процессе игровой деятельности.
К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям дошкольников, связанных с развитием их взаимоотношений в процессе игровой деятельности. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста в процессе их участия в сюжетно-ролевых играх и общения со сверстниками, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения [12, с.47].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок-дошкольник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность [18, c.82].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных организациях. М.: ТЦ «Сфера», 2011. –218 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2011.- 284 с.
4. Васильева А.И. Учим детей наблюдать. - М., 2008.- 384 с..
5. Виноградова М.Р. Воспитание бережного отношения детей к живой природе. – М., 2009.- 284 с.
6. Виноградова Н.А., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: - М.: АРКТИ, 2011. – 378 с.
7. Витман С.Л. Педагогика: учебное пособие - М.: Корн, 2011. – 344 с.
8. Гусева Г.С., Ситникова Е.А. Инновационные педагогические технологии. - М., 2011. – 186 с.
9. Глушкова Е.С. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников - М.: УГЛ, 2010. – 186 с.
10. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система детского сада - М.: ГЛК Бук, 2011. – 218 с.
11. Дерябо С.Д. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2013 – 110 с.
12. Иванов С.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М: Академия, 2009. – 84 с.
13. Кадимкович Е.А. Педагогический анализ.- Минск: Красико-Принт, 2007. – 234 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. - М., 2012. – 268 с.
15. Кочемасова Е. Е. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для самых маленьких. - М.: Баласс, 2014. –С. 35-36;
16. Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 194 с.
17. Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2011 – 174 с.
18. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., Педагогический поиск, 2008, - 166 с.
19. Маханева М.Д., Козлова Т.М., Скворцова О.В. Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 148 с.
20. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 –226 с.
21. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 284 с.
22. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. – 184 с.
23. Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: М., 2012. – 172 с.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 264 с.
25. Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009 – 384 с.