Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Литературное чтение определяется ФГОС НОО одним из базовых гуманитарных предметов в начальной школе, посредством которого следует осуществлять воспитание гармонически развитой личности. Это особенно актуально в сегодняшней реальности, когда компьютеризация большинства сфер нашей жизни вытесняет традиционное чтение и ослабляет интерес к нему. Как следствие, снизилась культура чтения.
Чтение всегда присутствовало в жизни человека – с первых детских книжек, прочитанных ребенку в раннем детстве родителями, до сложных философских и научных произведений, требующих для своего понимания определенной возрастной зрелости и житейской мудрости, сознательности при прочтении.
Вопросами сознательного чтения занимались многие педагоги и психологи, такие как М.П. Воюшина, Р.Н. Бунеев, М.Р. Львов, Л.А.Ефросинина, М. И. Оморокова.Их исследования показывают, что научить читать можно каждого ребенка, но при этом не все дети могут определить сущность прочитанного.
В связи с этим необходимо найти в процессе обучения такие средства, которые позволят сделать процесс формирования читательских умений более эффективным. Считаем, что на уроках литературного чтения таким средством может стать драматизация как форма творческой интерпретации художественного произведения.
Таким образом, проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: насколько эффективным может быть использование приемов драматизации на уроках литературного чтения для формирования читательских умений?
Вышеизложенные факты позволили нам сформулировать объект и предмет исследования.
Объект исследования – развитие читательских умений обучающихся 2 класса.
Предмет исследования: драматизация как средство развития читательских умений обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения.
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс уроков литературного чтения, направленный на развитие читательских умений обучающихся 2 класса.
Гипотеза исследования: уровень развития читательских умений обучающихся 2 класса повысится при выполнении следующих условий:
1. на уроках литературного чтения будут применяться приемы драматизации:
-анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
-постановка «живых картин» (индивидуальных и групповых);
-работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики;
-чтение по ролям;
2. в результате творческой работы реализуется коллективный проект постановки мини-спектакля.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1.Описать понятие читательских умений и способы их развития.
2.Изучить возможности современных программ по литературному чтению в формировании читательских умений младшихшкольников.
3.На основе анализа методической литературы вывить сущность понятия «драматизация» и раскрыть особенности использования приемов драматизации на уроках литературного чтения.
4.Определить уровень развитиячитательских умений обучающихся 2 класса.
5. Провести комплекс уроков литературного чтения с использованием приемов драматизации:
-анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
-постановка «живых картин» (индивидуальных и групповых);
-работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики;
-чтение по ролям,
направленных на развитие читательских умений обучающихся 2 класса.
6.Проанализировать результаты выполненной работы
Методы исследования. Для решения поставленных задач использована совокупность следующих методов:
• метод описание теоретического материала;
• метод анализа практического материала исследования;
• эмпирический метод.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при использовании средств драматизации.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: исследование осуществлялось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения "Лаголовскаяобщеобразовательная школа" Ломоносовского района Ленинградской области, 2 класс, 21 обучающийся.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЕМА ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА
1.1. Понятие читательских умений и способы их развития
Понятие «читательские умения» мы начнем определять через понятие «чтение», так как ФГОС НОО предъявляет ряд требований к овладению чтением обучающимися начальной школы. Согласно данным требованиям, у обучающихся начальной школы должно быть сформировано «…1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении[47, c.65];
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации…» [1, c.65] . Эти требования направлены на развитие читательских умений обучающихся начальной школы по предмету Литературное чтение.
Литературное чтение определяется ФГОС НОО одним из базовых гуманитарных предметов в начальной школе, через который следует осуществлять воспитание гармонически развитой личности.
Это особенно актуально в сегодняшней реальности, когда компьютеризация большинства сфер нашей жизни вытесняет традиционное чтение и ослабляет интерес к нему. Как следствие, снизилась культура чтения.
Но именно через чтение ребенок с раннего возраста знакомится с традициями и культурой своего народа, народов других стран, обогащается его лексический запас, формируются грамматические навыки.
Читать, по определению Даля, значит «…воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя.» [5,c.41]
Отечественный педагог, Л.Д. Мали[ 9, c.64] относит чтение не просто к одному из видов человеческой деятельности, но и к деятельности творческой.
Обратимся к определению чтения современным педагогом-методистом М. П. Воюшиной: «…Чтение – сложная деятельность, в которой различают техническую сторону – процесс перекодирования письменной речи в звучащую, и содержательную сторону – постижение смысла прочитанного.
Первоначальный навык чтения ученик приобретает на уроках обучения грамоте, к концу обучения по азбуке или букварю школьник должен овладеть слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами.
В дальнейшем техника чтения совершенствуется на всех уроках и в обыденной жизни, но на литературном чтении может выделяться специальное время на формирование отдельных качеств навыка чтения, поскольку программа этой школьной дисциплины содержит требования к уровню техники чтения[11,c.54].
Содержательная сторона чтения зависит от специфики читаемого текста, поэтому чтение может рассматриваться и как речевая деятельность (если читается учебный или научный текст), и как эстетическая деятельность (если читается художественное произведение).» [ 4,c.64].
По мнению профессора Н. А. Рыбникова, навык чтения представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя непрерывную цепь психофизиологических действий и операций: «восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержанием; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. п.[34,c.90]»
И далее Н. А. Рыбников подчеркивает, что «весь этот сложный процесс осуществляется с точки зрения определенно поставленной цели, в соответствии с которой из этого сложного комплекса выдвигаются на первый план те или другие моменты. Там, где этот процесс оказывается адекватным поставленной цели, мы имеем и правильный конечный результат, т. е. правильное прочтение».
Определимся с понятием «навык» и «умения», обратившись к педагогическому энциклопедическому словарю:
Навык - действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные[32,c.98].
Перцептивный навык - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
Интеллектуальный навык - автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык - автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшегося ранее.
Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов.
Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.
Навыки характеризуются и разной степенью обобщённости: чем шире класс объектов, по отношению к которым навык может быть осуществлён, тем более он обобщён и лабилен[13,c.87].
Умения - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, умения может образовываться и без специальных упражнений в выполнении к.-л. действия.
В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень умений означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия.
При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума. (Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим-Бад)[17,c.98].
Применительно к педагогике термин «читательские умения» употребляется в методической литературе в широком и узком значении.
В широком значении читательские умения охватывают всю литературно-учебную деятельность школьников (умения анализировать и оценивать произведение, речевые умения, библиографически
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве [Текст] / Л.Н. Абрамовская // Человеческий капитал. – 2013. - №11. – С. 108-112.
2. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: Учебник / Антонова Е.С., Боброва С.В. – 4-е изд., стереотип.
– М.: Академия, 2014. – 464 с.
3. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
4. Астафьева, О.В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум [Текст] / О.В. Астафьева, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова, Т.Н. Рыжкова. – М.: Издательство: Академия, 2014. – 320 с.
5. Батурина, Т.А. Формирование читательских умений у младших школьников // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23922611 (дата обращения: 18.12.2016).
6. Белина, Е.В. Влияние целей и задач современного урока литературного чтения на формирование культуры чтения младшего школьника // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26029631 (дата обращения: 18.12.2016).
7. Богданович, Е.Е. Формирование читательского умения средствами технологии продуктивного чтения // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25055003 (дата обращения: 18.12.2019).
8. Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению [Текст] / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – №4/14. С. 50-55.
9. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Методическое пособие [Текст]. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 304 с.
10. Ефросинина, Л.А. Сборник программ к комплект учебников «Начальная школа XXI века» [Текст]. – 3-е изд. дораб. и доп./Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2011. – 127 с.
11. Жесткова, Е.А. Читательская компетентность младших школьников и условия ее формирования // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22084858 (дата обращения: 18.12.2019).
12. Иванов, Н. Н. Творчески-интерпретационные умения в системе читательских компетенций школьников [Текст] / Н. Н. Иванов, И.В. Борисенко // Ярославский педагогический вестник. – 2014 – № 1. – С. 89-93.
13. Итоговые контрольные и проверочные работы (чтение) [Текст]// Начальная школа. – 2015. – №4. – С.28.
14. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение [Текст]. Рабочие программы. 1- 4 классы. /М.В.Бойкина, Л.Ф. Климанова. - М.:«Просвещение», 2014.–36 с.
15. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение и стандарты: УМК «Школа России». I класс [Текст] // Начальная Школа. – 2014. – № 9. – С. 25-29.
16. Климова, Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21352334 (дата обращения: 18.12.2019).
17. Козлова, Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения через моделирование [Текст] / Н.Ю. Козлова// Методист. – 2013. – № 8. – С. 50-56.
18. Колганова, Н.Е. От читательской компетентности младшего школьника к культуре личности // Научная электронная библиотека
ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27334671 (дата обращения: 18.12.2019).
19. Колганова, Н.Е. Педагогические условия формировани основ читательской компетентности младшихшкольников [Текст]/ Н.Е. Колганова// Вестник ТГУ. – 2013. - № 3. – С. 106-111.
20. Колганова, Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой [Текст] / Н.Е. Колганова // Начальная Школа. – 2013. – №3.– С. 38-42.
21. Кольчикова, Н.Л. Формирование читательских компетенций школьника в процессе литературного образования [Текст] / Н.Л. Кольчикова
// Вестник ТГПУ. – 2013. – №4.– С. 177-180.
22. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс [Текст] / Сост. С.В. Кутявина. – 4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015. – 80 с.
23. Кочетова, П.Б. О воспитании эстетического чувства при чтении художественной литературы / П.Б. Кочетова [Текст] // Начальная школа – 2013. – №11. – С. 32-34.
24. Курганская, А.В. Содержание литературного образования в начальной школе // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26559396 (дата обращения: 18.12.2019).
25. Литературное чтение. 1-4 классы. Оценка достижения планируемых результатов. Часть 1. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. ФГОС [Текст] / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 152 с.
26. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
27. Малаева, М. С. Формирование читательской компетентности младших школьников // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25605125 (дата обращения: 18.12.2019).
28. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения [Текст]: учебное пособие/ Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с.
29. Маслова, А.И. Литературное образование младших школьников: приемы и методы // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26559396 (дата обращения: 18.12.2019).
30. Методика обучения литературному чтению [Текст]: учебник для студ. Учереждений высш. Проф. Образования / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
31. Методика обучения русскому языку и литературному чтению [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. — 468 с.
32. Методика преподавания литературы [Текст]: Учебная хрестоматия- практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Б.А. Ланин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
33. Налимова, Т.А. Организация работы с дополнительными источниками информации на уроках литературного чтения [Текст] / Т.А. Налимова // Начальная Школа. – 2016. - № 8. – С. 28-32.
34. Нечаева, Н.В. Азбука [Текст]: Учебник по обучению грамоте / Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец. – 11-е изд., исправленное. – Самара: Учебная литература: ИД «Федоров», 2011. – 112 с.
35. Никитина, Л.А. Технология литературного образования и речевого развития [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.А. Никитина. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 109 с.
36. Оморокова, М.И. Основы обучения чтению младших школьников [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 128 с.
37. Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно: 2 – 4 классы [Текст]: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Оморокова. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 48 с.
38. Первова, Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы [Текст] / Г.М. Первова // Начальная Школа. – 2014. – № 3. – С. 17-19.
39. Полухина, С.И. Литературное развитие учащихся на основе анализа художественного произведения [Текст] / С.И. Полухина // Научный руководитель. – 2014. - № 2. – С. 1-7.
40. Праздникова, Г.З. Новая книга о педагогике чтения [Текст] / Г.З. Праздникова // Начальная Школа. – 2014. – № 8. – С. 84-85.
41. Романичева, Е.С. Введение в методику обучения литературе [Текст]: Учебное пособие / Е. С. Романичева, И. В. Сосновская; Е.С. Романичева, И.В. Сосновская. – Москва: Флинта, 2012. – 205 c.
42. Рыжкова, Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогика» / Т. В. Рыжкова. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
43. Сальникова, О.А. Коммуникативный аспект обучения чтению [Текст] / О.А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. –№3. – С. 39-42.
44. Сильченкова, Л.С. Прием дискретного чтения и целостность текста художественного произведения [Текст] / Л.С.Сильченкова, О.О. Тришкина // Начальная школа – 2013. – №6. – С. 33-37.
45. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» [Текст] / Под ред. Л.О. Савчук, О.П. Москвина. - 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2010. - 165 с.
46. Свиридова, В.Ю. Литературное чтение [Текст]: Учебник для 3 класса в 2 частях./В.Ю. Свиридова - Самара: «Учебная литература, 2012. – 172 с.
47. Узорова, О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению [Текст] / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 222с.
48. Ходякова, Л.А. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений) [Текст] / Л. А. Ходякова, А.В. Супрунова // Наука и Школа. – 2015. – № 6. – С. 87-94.
49. Чикишева, О.В. Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников: теоретический аспект исследования [Текст] / О.В. Чикишева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015.– №1. – С. 116-120.
50. Шкуро, М.Э. Использование текстов художественных произведений при формировании универсальных учебных действий [Текст] / М.Э. Шкуро // Начальная школа – 2013. – №7. – С. 18-20.