Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация и проведение предметных недель и олимпиад в условиях образовательных
организация является важным средством формирования познавательного интереса учащихся,
развития их интеллектуальных и творческих качеств. Они позволяют выявить одарённых детей,
определить склонности и способности, учащихся к определённым видам познавательной
деятельности. Также предметные могут стать оригинальным средством проверки знаний
учащихся по предмету.
Организация предметных недель и олимпиад также создаёт прекрасные возможности для
творческой деятельности, самообразования и развития профессиональных качеств учителей-
2
предметников и методистов, поскольку определяет необходимость поиска интересных форм,
методов и средств обучения.
Глава 1. Структура школьной олимпиады по географии
Форма проведения школьной географической олимпиады определяется руководителями
образовательных учреждений и самими учителями географии. Допускается проведение
межшкольной олимпиады, в которой могут принимать участие учащиеся нескольких учебных
заведений.
С учётом перечисленных актуальных требований проведения школьных олимпиад по географии
школьную географическую олимпиаду целесообразно проводить в два тура. Первый тур –
теоретический, или письменный, состоящий из двух раундов – тестового (заданий со свободным
ответом или комбинированного) и аналитического; и второй тур – в виде устного конкурса
знатоков географии [2, 4].
1.1. Теоретический тур школьной олимпиады по географии
Теоретический тур школьной географической олимпиады проводится в письменной форме по
всем параллелям. Несмотря на то, что преподавание географии как отдельного предмета
начинается только в 5-ом классе, можно проводить олимпиаду и для пятиклассников с учётом
материала по географии, пройденного ими в первой четверти и материала школьного курса
окружающего мира.
Примерные задания теоретического тура школьной олимпиады, а также варианты их решения,
ответы и критерии оценки разрабатываются методической комиссией вышестоящего уровня –
района или города. Окончательный вариант заданий составляется на основе этих методических
рекомендаций учителями географии каждого учебного заведения [8].
На выполнение заданий теоретического тура школьной олимпиады по географии должно
отводиться не более полутора часов. Если для ответа на некоторые задачи потребуются
контурные карты, необходимо обеспечить всех участников их копиями. При ответе не допускается
использование школьных географических атласов и каких-либо иных справочных изданий.
Всего в задания теоретического тура школьной олимпиады не следует включать более 5-ти – 7-ми
задач [10].
1.2. Аналитический раунд школьной олимпиады по географии
Задания для аналитического раунда школьной географической олимпиады позволяют выявить
аналитические навыки учащихся– распознавания образов (например, по фрагментам
художественных произведений), определения логических цепочек и причинно-следственных
связей (например, взаимосвязей компонентов ландшафта, их зависимость от общих планетарных
географических закономерностей). Обязательно следует включить в задание аналитического
3
раунда Олимпиады задачу на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными
критериями) различных географических объектов, стран и т.п.[10].
Всего в задание аналитического раунда целесообразно включить до 5 задач. Ответы оцениваются
по многобалльной шкале. Максимальная сумма баллов за аналитический раунд школьной
олимпиады должна быть не меньше, чем максимальная сумма баллов за тестовый раунд (ответ
на одну задачу оценивается так же, как ответ на несколько тестов). Поскольку задачи
предполагают «открытый» ответ (который должны назвать или сформулировать сами учащиеся), и
часто требуется этот ответ пояснить, обязательно следует предусмотреть поощрительные баллы
(за логику ответа на наиболее сложные задачи, проявленную географическую эрудицию и прочее)
[7].
1.3. Конкурс знатоков географии
После подведения итогов теоретического тура школьной олимпиады целесообразно провести
общешкольный конкурс знатоков географии. Его участниками могут стать победители и призёры
от параллелей старших классов (с 9-го по 11-ый). Как показывает опыт, различия в географической
эрудиции между интересующимися географией учащимися этих возрастных групп не столь
существенны, чтобы предопределить результаты конкурса. Зачастую, даже на заключительном
этапе олимпиады, лучшие результаты в конкурсе знатоков демонстрировали не учащиеся 11-х, а
10-х, 9-х и даже 8-х классов. Если имеется возможность, стоит провести и отдельный конкурс
знатоков географии для учащихся 5-х, 6-х и 7-х классов [3].
Глава 2. Материалы для проведения географической олимпиады в условиях образовательной
организации
В данной главе рассмотрим примерные задания различных направлений основных этапов
географической олимпиады.
Как правило, олимпиада по географии проводится в рамках предметной недели. В связи с этим
для учащихся 5-х классов, которые только начали знакомство с предметом «География»
организовать внеклассное мероприятие с целью повышения познавательного интереса к
окружающему миру.
В Приложении к данной работе представлена концепция внеклассного мероприятия для учащихся
5-х классов «Путешествие пингвинов».
2.1. Методические материалы для проведения теоретического тура
1. Задания на знание географической карты
Для 7 класса: Ваш товарищ проживает в себе и каждый день ходит в школу, которая располагается
на расстоянии 1150 м от дома. Изобразите его путь на плане в масштабе 1: 10000 с учётом, что
сначала он идёт через берёзовую рощу, затем переходит озеро по мосту, после чего переходит
через железнодорожные пути.
4
Для 8 класса: Расположите указанные объекты в порядке удалённости от местности, в которой вы
находитесь в данный момент времени:
1) Самая южная точка Азии
2) Точка с нулевыми географическими координатами
3) Высочайшая гора Северной Америки
4) Исток самой полноводной реки Южной Америки.
Выберите верные утверждения:
1) Экватор пересекает Гвинею
2) Экватор пересекает Эквадор
3) Северная Двина пересекает Северный полярный круг
4) Вся территория Республики Корея располагается южнее северного тропика
5) Река Амазонка пересекает экватор
2. Задания на знание программного материала
1) Для 5-7 классов: для чего в географии используются изогипсы и изобары?
2) Для 7-8 классов: охарактеризуйте следующие явления природы: сирокко, хамсин,
харматтан, самум [15].
3. Задания на распознавание образов
1) Для 7-8 классов: Соотнесите изображения государственных флагов с животными и
растениями, изображёнными на них
Флаги: Канада, Шри-Ланка, Кирибати, Ливан
Растения и животные: кедр, птица фрегат, лев, клён.
2) Для 10-11 классов:
2.2. Методические материалы для проведения аналитического раунда географической
олимпиады
1. для 7-х классов:
Егерь объезжает на лошади лесной массив квадратной формы за 4 часа со средней скоростью 10
километров в час.
1) Каков масштаб карты, если этот массив занимает на ней 400 см2?
2) Сколько дубов произрастает в данном массиве, если их среднее количество 6 деревьев на 1
гектар?
5
2. для 7-х – 8-х классов:
Пункт А и пункт Б расположены на одном меридиане. В полдень 23 сентября в пункте А Солнце
находится на высоте 74° над горизонтом, причём тени падают на север. В пункте Б Солнце
находится на той же высоте в полдень 22 декабря, причем тени падают на юг. Определите:
1) широту пункта А;
2) широту пункта Б;
3) расстояние между А и Б в градусах;
4) расстояние между А и Б в километрах.
3.Для 10-11 классов
Антиквару предложили купить старинный корабельный журнал, но он усомнился в его
подлинности. Проведите географическую экспертизу каждой записи, указав, верна она или нет и
почему.
Запись №1. 22 июня мы отплыли из Рио-де-Жанейро. В этот день, как не странно, ночь была
длиннее дня. Мы взяли курс на Гибралтарский пролив.
Запись №2. Попутный пассат быстро несёт нас к намеченной цели. Ура! Ещё немного, и мы
пересечем экватор.
Запись №3. У 18º северной широты мы попали в жестокий буран и корабль лишился части
оснастки. Это существенно замедлило скорость нашего хода.
Запись №4. Ночью после бурана матросы наблюдали северное сияние и сочли это за плохое
предзнаменование.
Запись №5. Уставшие от борьбы со стихией матросы было взбунтовались и потребовали
повернуть назад, но отказались от этой идеи, когда показалось африканское побережье. Нас
подхватили теплые струи Гольфстрима, и мы достигли Канарских островов.
Запись № 6. На Канарских островах нам пришлось долго чинить такелаж. Общаться с местными
жителями помог наш кок, уроженец Лиссабона, который говорил на одном языке с островитянами
(кроме родного, никаких других языков он толком не знал, и с нами изъяснялся на ломаном
английском, или при помощи жестов).
Запись №7. В открытом океане наш корабль встретился с цунами. Нас как пушинку зашвырнуло на
двадцатиметровую высоту и бросило обратно в пучину. Пропало без вести пять человек. Многие
ранены.
2.3.Методические материалы для проведения конкурса знатоков географии
Рассмотрим мероприятие в рамках географической олимпиады, которое может стать финальной
точкой предметной недели
Концепция мероприятия «Кругосветное путешествие»
6
Зрители приглашаются в актовый зал, интерьер которого довольно спокойный и нейтральный. Но
вскоре всё вокруг изменится: когда началось «путешествие», на мониторах появятся фото тех
мест, куда присутствующие «прибудут».
На входе гостей встречает ведущий вечера – сам Христофор Колумб, легендарный
путешественник, костюм для которого представители актива сконструировали сами. В роли
Христофора Колумба выступил представитель актива школы.
Он поприветствует всех присутствующих и сообщит о начале кругосветного путешествия.
После этих слов появится танцевальная группа и исполнит танец, состоящий из нескольких
фрагментов, как бы переходящих один в другой, – традиционных для разных стран:
1. Бразильская самба
2. Грузинская лезгинка
3. Испанский танец фламенко
4. Аргентинское танго
5. Венский вальс.
Далее ведущий скажет, что в плавание отправятся лишь те, кто определит, из каких стран
«прибыли» танцоры, и расположит эти страны в порядке возрастания их площади [16].
После того как конкурсанты справятся с заданием, ведущий-Колумб скажет, что всё готово к
большому плаванию, и сейчас все присутствующие в него отправятся.
Вначале путешествия «корабль» попал в Средиземное море. И первой страной, которую
«посетили» школьники, была Франция (после этого может быть исполнение песни на
французском языке). Во Франции конкурсантов ждёт новое задание: перечислите все объекты,
входящие в состав Французского сообщества [3].
Заключение
В настоящее время проведение географических олимпиад по географии не теряет своей
актуальности. Работа в данном направлении позволяет не только выявить уровень знаний
учащихся в этой области, но также значительно повысить их познавательный интерес к изучению
географии.
В данной исследовательской работе показано, что школьную географическую олимпиаду
целесообразно проводить в два тура. Первый тур – теоретический, или письменный, состоящий из
двух раундов – тестового (заданий со свободным ответом или комбинированного) и
аналитического; и второй тур – в виде устного конкурса знатоков географии.
Теоретический тур включает в себя задания различной структуры (на знание географической
карты, на распознавание географических объектов, на знание программного материала, на
географические знания в области краеведения и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Валуева Н.П. Роль методиста, учителя, ученика в олимпиадном движении по географии /
Н.П. Валуева // География в школе. – №2. – 2009. – С. 49 – 50.
2. Географическое краеведение: Учебное пособие для VI – IX классов общеобразовательный
учреждений / Под общ. ред. Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий
продвижения», 2007. – 240 с.
3. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. –
319 с.
4. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
В.П. Дронов, В.Я. Ром. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
5. Герасимова Т.П. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / Т.П.
Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
6. Даньшин А.И. Готовимся к экзаменам в вузы и ЕГЭ по географии. Физическая и
экономическая география России / А.И. Даньшин, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. – 3-е изд. – М.:
Айрис-пресс, 2005. – 320 с.
7. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. –
320 с.
8. Кунха С.Ф. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National
Geographic и Всероссийской олимпиады / С.Ф. Кунха, А.С. Наумов. – М.: Аст: Астрель, 2008. – 224 с.
9. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6 – 10 классы / В.А. Низовцев В.А,
Марченко Н.А. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 304 с.
10. Олимпиады по географии. 6 – 11 кл.: метод. пособие / под ред. О.А. Климановой, А.С.
Наумова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 205 с.
11. Полякова М.О. География. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие / М.О.
Полякова. – М.: Экзамен, 2006. – 366 с.
12. Программа к учебнику В.А. Коринской и др. География материков и океанов. – М.: Дрофа,
2002. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа,
2004. – 77 с.
13. Программа к учебнику В.П. Дронова и В.Я. Рома. География России. Население и хозяйство.
– М.: Дрофа, 2009. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.П. Дронова. –
М.: Дрофа, 2004. – 86 с.
14. Программа к учебнику В.П. Максаковского. Экономическая и социальная география мира.
– М.: Просвещение, 2001. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.И.
Сиротина. – М.: Дрофа, 2004. – 117 с.
8
15. Программа к учебнику География России / под ред. Алексеева А.И.; в 2-х книгах. Книга
первая. Природа и население. – М.: Дрофа, 2008. Программы для общеобразовательных
учреждений // под ред. Душиной И.В. – М.: Дрофа, 2004. – 94 с.
16. Программа к учебнику Т.П. Герасимовой и Н.П. Неклюковой. Физическая география.
Начальный курс. – М.: Просвещение, 1990. Программы для общеобразовательных учреждений //
под ред. В.И. Сиротина. – М.: Дрофа, 2004. – 53 с.
17. Резолюция Второго Всероссийского семинара-совещания организаторов олимпиад
школьников. 21 декабря 2010 года // М.: Интеллектуальный центр – Фундаментальная библиотека
МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. – 2 с.
18. Резолюция Всероссийского семинара-совещания организаторов школьных олимпиад,
вошедших в Перечень олимпиад школьников на 2009/2010 учебный год // Второй Всероссийский
семинар-совещание организаторов олимпиад школьников. 26 – 28 февраля 2010 года. –
Звенигород, 2010. – 1 с.