Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это связано, прежде всего, с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых обозначены требования к воспитанию и обучению детей. С учетом этого скорректированы примерные образовательные программы дошкольного образования (например, «От рождения до школы», «Детский сад 2100», «Истоки», «Детство», «Золотой ключик», «Радуга и др.). В соответствии со Стандартом в них выделена образовательная область «Социализация», которая направлена на присвоение ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, формирование начал гражданственности, любви к своей семье и Родине как основы формирования его самосознания. Значимость такого направления продиктована жизнью.
В настоящее время доказано, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы самосознания. В обществе все отчетливее оформляется убеждение, что цели воспитания необходимо выстраивать как трансформацию культуры. Сегодня становится особо востребованной духовно и нравственно развитая личность с высоким потенциалом, способная взаимодействовать с окружающими на основе соблюдения социокультурного подхода. Потребность времени нашла отражение во всех примерных образовательных программах, которые построены на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет ценностей и традиций в духовно-нравственном воспитании и рассматривается как приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры.
Эта позиция отражена в трудах К.Д. Ушинского, Е.В. Бондаревской, Р.М. Чумичевой, М.И. Богомоловой и др. Культуросообразный подход в построении воспитательного процесса предполагает обращенность к общечеловеческим ценностям; обращенность к личности, ее индивидуальности, творческому потенциалу, ориентированность на человека, который в своем индивидуальном развитии становится субъектом культуры, собственной жизни.
Объект исследования – процесс усвоения ребенком культурных норм и ценностей. Предмет исследования – влияние воспитания на процесс усвоения ребенком культурных норм и ценностей.
Гипотеза исследования – процесс усвоения ребенком культурных норм и ценностей под влиянием воспитания будет эффективным, если разработать и реализовать программу, содержание которой способствует формированию компетенций, дающих возможность детям быть на уровне человека культуры.
Цель исследования – разработать и реализовать программу воспитания, направленную на усвоение ребенком культурных норм и ценностей.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «воспитание», его предмет, функции, задачи;
2) охарактеризовать воспитание как основной культуросообразный компонент;
3) описать методику организации исследования воспитательного процесса;
4) осуществить диагностику процесса воспитания как фактора введения ребенка в культуру;
5) составить рекомендации педагогам по повышению эффективности воспитательного процесса.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (беседа, анкетирование, наблюдение; формирующий педагогический эксперимент).
База исследования – детский сад комбинированного вида. Количество детей – 10 человек среднего дошкольного возраста.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
1.1. Сущность понятия «воспитание»: его предмет, функции, задачи
Ни одно общество, на какой бы стадии развития оно ни находилось, не обходится без воспитания, поскольку главным условием выживания каждого нового поколения является усвоение опыта предков. Вот почему данному вопросу уделяется так много внимания не только в психолого-педагогических науках, но и в других областях, напрямую не связанных с воспитанием. Например, в журналистике, на что указывает даже беглый обзор телевизионных программ, участниками которых становятся авторитетные в своих сферах люди; в культурологии, где обобщается опыт работы музеев, библиотек, выставочных залов по привлечению внимания подрастающего поколения; в социологии, где говорится о необходимости волонтерской деятельности подростков и юношества для оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Направленный анализ литературы по проблеме исследования, к числу которой отнесены учебники и учебные пособия, а также публикации в специализированных изданиях, позволил прийти к мысли о том, что воспитание как общественное явление представляет собой сложный процесс. В учебном пособии Б.Т. Лихачева «Педагогика» акцентируется внимание на том, что сложность обусловлена процессом вхождения «подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья» [9, с. 28]. Благодаря воспитанию в обществе сохраняется преемственность традиций.
Как следует из текста учебника «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения», написанного А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой, под воспитанием понимают «процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса» [6, с. 136]. В этом же источнике уточняется, что в педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Их формулировки зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
По убеждению И.М. Коган, предметом воспитания является содержание воспитательного процесса, его организация, методы, приёмы, формы [7]. Цель воспитания заключается в наиболее полном культурном развитии человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Результатом воспитания становится личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, способную управлять своими эмоциями и психикой, умеющей адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде. В учебнике «Педагогика», написанного В.А. Сластёниным [13], перечислены следующие задачи воспитания:
1) философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
2) приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, выработка своего отношения к ним;
3) раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (сочувствия, милосердия, доброты, взаимопонимания);
4) развитие нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии [13, с. 369].
При этом задачи воспитания ставятся исходя из требований общества, связанных с подготовкой ребенка к взрослой жизни. Систему этих требований принято называть социальным заказом. В самых общих чертах социальный заказ можно определить как воспитание человека, нужного и полезного обществу. Говоря иначе, социальный заказ выражает общественный идеал исторической эпохи. Социальный заказ оказывает влияние на содержание воспитания, под которым понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть ребенок в соответствии с поставленными педагогом целями и задачами.
В работе А.В. Мудрика «Воспитание как составная часть процесса социализации» [10] перечислены следующие функции воспитания:
планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей через воспитание как социальный институт или другие социальные институты;
подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественным культуре и перспективам;
обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности и обновлению, соответствующее регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений, то есть обеспечение выполнения ими желательных действий;
способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов общества и интересов половозрастных, этноконфессиональных и социально-профессиональных групп как необходимое условие внутренней сплоченности общества [10, с. 10].
Ценность воспитания заключается в его преемственности, непрерывности, последовательности, благодаря чему осуществляется передача культурного опыта, знаний, трудовых умений и навыков от поколения к поколению. Сохранение преемственности, непрерывности последовательности позволяет обогащать коллективный социальный опыт, усваиваемый через организационные формы. Если исходить из понимания того, что формой называют внешнее очертание, наружный вид, контуры чего-либо, внешнее
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бердяев, Н.А. Человек и машина [Текст] / Н.А. Бердяев // Философия свободы. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 608 с.
2) Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО МПСИ, 2011. – 176 с.
3) Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст] / Е.В. Бондаревская: монография. – Ростов н/Д: РГПУ, 20155. – 32 с.
4) Гасанова, Р.Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста: монография [Текст] / Р.Х. Гасанова. – Уфа: ИРО РБ, 2011. – 144 с.
5) Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования [Текст]: учеб. пособие / В. И. Беляев; под общ. ред. В.И. Беляева, В.А. Мижерикова. – 2-е изд. –М.: Юрайт, 2018. – 333 с.
6) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
7) Коган, И.М. Предмет, задачи и принципы психологии воспитания. Лекции по психологии воспитания // Слово: образовательный портал. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44935.php. – Дата обращения: 28.12.2018.
8) Кутьина, Н.Б. Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой: Программа [Текст] / Н.Б. Кутьина. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 208 с.
9) Лихачев, Б.Т. Педагогика: учебное пособие [Текст] / Б.Т. Лихачев. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-М, 2012. – 607с.
10) Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации [Текст] / А.В. Мудрик // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2008. № 3(10). – с. 7-24.
11) Немов, Р.С. Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими // Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с.
12) Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
13) Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студ. вузов [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2014. – 576 с.
14) Словарь-справочник по теории воспитательных систем [Текст] / Сост. П.В. Степанов. – изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 229 с.
15) Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Владос, 2015. – 226 с.
16) Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни [Текста] / Г.А. Цукерман. – М.: Московский центр качества образования, 2003. – 128 с.
17) Чумичева, Р.М. Культурная идентификация детей дошкольного возраста путем приобщения к национальной культуре [Текст] / Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. – 2006. № 6. – с. 72-80.
18) Шиянов, Е.Н. Гуманистическая педагогика в России: становление и развитие [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Шиянов, Н.Б. Ромаева. – М.: Народное образование, 2007. – 336 с.