Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня молодежь становится свидетелем многочисленных изменений в стране и обществе. Ее отношение к этим изменениям, к России, ее месту в мире обусловлено не только эффективностью реформ, но и духовными ценностями, которые заложены в период первичной социализации. Фиксируемые в ходе опроса настроения респондентов свидетельствуют, что современная российская молодежь имеет существенный запас «патриотической прочности», однако жизненные реалии и вытекающие из них рациональные соображения заметно влияют на желание молодых людей связывать свои жизненные планы и стратегии с Россией.
Компетентностный подход - подход к построению воспитательной системы, характеризующийся, во-первых, отражением ожидаемых результатов, а во-вторых, построением программы как совокупности регламентирующей документации с определением цели, ожидаемых результатов, содержания и путей реализации поставленных целей.
В структуре ключевых компетенций представлены пять сфер человеческой деятельности: познавательная, гражданско-общественная, социально-трудовая, бытовая, культурно-досуговая. ключевые компетенции опираются на универсальные знания, умения, на обобщенный опыт творческой деятельности и т.п.
Состав ключевых компетентностей содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в Концепции модернизации российского образования. Исследуемый вопрос в педагогической науке достаточно дискуссионный, и часто среди них используют следующую классификацию: ценностно-ориентированные, учебно-познавательные, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В связи с этим все более актуальным становится вопрос о молодежной политике в области патриотического воспитания, нынешний уровень которой явно не отвечает задачам формирования настроений патриотизма. Необходимо разрабатывать, развивать и поддерживать программы, направленные на введение молодежи в историко-культурное пространство страны, акцентируя внимание на важности и необходимости подобных знаний для любого гражданина, формируя четкую осознанную гражданскую позицию молодежи, чтобы для нее проживание здесь было приоритетной ценностью. Человек, осознающий, что корни его неразрывно связаны именно с этой страной, и что здесь он может жить достойно, является самым надежным носителем гражданского самосознания и истинным патриотом своей страны.
Приоритетными направлениями современного исторического образования являются обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию прав на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся является развитие и воспитание гражданина и патриота России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся включают в себя освоение ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом и т.д.
В пункте 1 статьи № 3 «Об основных принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о гуманистическом характере образования воспитании гражданственности и патриотизма. В настоящее время, когда современное российское государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-¬общественный заказ на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать гражданственность и патриотизм. Важное место в вопросах патриотического воспитания отводится современным образовательным организациям.
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность образовательных организаций по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.
Одно из важных мест в воспитании человека патриота своей страны отводится школьным курсам истории и обществознания. Содержание школьного учебника истории само по себе должно играть воспитывающую роль.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 04.02.2010 г., Пр-2711.
3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 г. № 03-255. О введении федеральных государственных стандартов общего образования».
5. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 от 26.09.2011 г. № 2357.
6. Алексашкина Л.И., Ворожейкина Н.И. Учебные проекты по истории в основной школе // ПИОШ. 2012. № 10. С. 23-29.
7. Алексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней школе // ПИОШ. 2009. № 6. С. 23
8. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории // ПИОШ. 2008. №5. С.18.
9. Алямкин А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих: Материалы III Международной научно-практической конференции / Редкол.: В. А.Кузьмищев, О. А. Мазур, Т. Н. Рябченко, А. А. Шатохин : в 6 т. - Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том I: Культурология. Педагогика. - 527 с.
10. Афанасьева М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М. Л. Афанасьева. - М., 2008. - 23с.
11. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт эсхатологической метафизики. Царство Духа и царства кесаря. - М.: Республика, 1995. – 181 с.
12. Беспалова Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества. Автореферат докторской диссертации по философии. Российский Государственный педагогический Университет им. Герцена, СПб., 2011 - 26 с.
13. Бодалев A.A. Основы социально–психологической теории. – М., 1995. – 256 с.
14. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2008 – 280 с.
15. Бузский М. П., Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества - Волгоград: Прин Терра, 2008. - 88 с.
16. Бушкова Т. И., Павловец Е. А., Цветкова В. А., Якушкина М. С. Организационно-педагогическое сопровождение развития самостоятельной деятельности субъектов воспитательного пространства школы. - СПб.: УРАО ИОВ, 2011. – 160 с.
17. Быков А. К. Закономерности воспитания как научно-педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2012. №7. – С.44-51
18. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников. Автореф. дисс. ... док. пед. наук: Улан-Удэ, 2011. - 41с.
19. Волжина О.И. Развитие идеи гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект). Дисс.... канд. пед. наук. М., 1991. – 176 с.
20. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007 - С. 155-159.
21. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект - Волгоград, 2001. - 112 с.
22. Гармаев Б.Б. Природа патриотизма и формы его проявления // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 6. - С. 120-124.
23. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2008. - 320 с.
24. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1995. – 96 с.
25. Гаязов, А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. М.А. Галагузова. - Екатеринбург: СВ-96, 2001. - Вып.4. - С. 359-371.
26. Гаязов, А.С. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2000. - 197 с.
27. Гладилина И.П. Проблемы воспитания патриотизма в педагогической науке и практике // Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодёжи: материалы Международной научно-практической конференции (21-22 марта 2007 г.). - М., 2007. - С. 145-162.
28. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде: системно-деятельностный подход: автореф. дисс. ... доктора. пед. наук: 13.00.05. - Тамбов, 2011. - 50 с.
29. Глазунова И. Н.. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно¬воспитательной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Липецк, 2002. - 174 с.
30. Завражин С.А., Пронина Е.А. Из опыта изучения уровня сформированности гражданских качеств у современных подростков //Актуальные проблемы педагогики. Владимир, 1999. Вып. 3. С. 97-98
31. Карандышев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. – 80 с.
32. Квятковский, Ю.П. Национальная безопасность страны и патриотическое воспитание молодежи // Народное образование. - 2010. - № 4. С. 121-124.
33. Крюкова Т.Л. Молодежь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2008. № 2 (2). URL: http://psystudy.ru
34. Кусмарцев М. Б. Феномен российского патриотизма и современное образование // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 4. - С.116-121.
35. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня //Педагогика. – 2006. № 3 – С.17-22
36. Любимов Л. Гуманитарное образование в школе: императивная роль //Общественные науки. 2012. № 1. С. 14-16.
37. Микрюков В.Ю. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота //Воспитание школьников. - 2006. - № 1. - С. 103-107.
38. Муртазалиев А.М. Проблемы правовой социализации молодежи //Материалы республиканской научно-практической конференции «Правовое воспитание молодежи в современных условиях»: г. Махачкала, 11 декабря 2008 г.
39. Рёдель А.И. Духовность в структуре российского менталитета: К вопросу о социокультурной трансформации российского общества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - М., 2003. - 173 с.
40. Сидельников А.А. Исследование условий и результатов формирования исторического сознания старшеклассников. СПб., 2012. С. 16-24.
41. Суржко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты. //Народное образование. – 2005. № 4. – С. 34-36.
42. Филонов Г. Гражданственность в структуре самосознания личности //Воспитание школьников. – 2004. № 6. – С. 2-6.
43. Хамитова Г.Щ. Правовой нигилизм молодежи как социальная проблема современного российского общества: Дисс. ... канд. соц. наук. Уфа, 2010 – 157 с.
44. Человек и образование в современной России (социологические очерки). // Сб. статей / Под. ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. - СПб., изд-во СПбГУ, 2008. - 448 с.
45. Чуйков О. Е. Формирование в условиях молодёжных общественных организаций: социокультурный аспект. Автореферат на соискание учёной степени кандидата социологических наук. М., 2010. -31 с.
46. Шнуренко Т.И., Степанова Г. С. Психология межпоколенной преемственности и трансформации ценностных ориентаций. Воронеж, 2011. – 96 с.
47. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе. М.: АРКТИ, 2012. - 82 с.