Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Теория стадиального развития мышления в раннем возрасте швейцарского психолога и философа Жана Пиаже совсем не новая: довольно скоро его работе «Речь и мышление ребенка» исполнится 100 лет. Однако почти за целый век результаты наблюдений и анализа Пиаже не только не устарели, но и получили новые обоснования. Интеллект детей развивается в соответствии с определенными Пиаже законами и проходит несколько стадий. Знать о них важно: это помогает понимать, как устроено мышление у малышей, общаться и разговаривать с ними буквально на одном языке.
Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.
Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.
В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.
С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями, кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. Интеллектуальное развитие ребенка влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.
В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.
Методики:
Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной:
Шкалы Н.Бейли отражают нейропсихическое развитие и адаптационные и когнпитивные способности, у детей разных возрастных групп.
1. Пакет методик для определения уровня внимания
2. 16 ФЛО Кеттелла
Цель работы: проанализировать особенности интеллекта и умственного развития детей раннего возраста.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста.
- Рассмотреть когнитивное развитие детей раннего возраста.
- Проанализировать когнитивное развитие детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: ребенок с родовой травмой имеет сниженное моторное развитие, по сравнению с ребенком не перенесшим родовую травму.
Глава 1. Теоретические аспекты когнитивного развития детей раннего возраста с родовой травмой
§1.1 Ранний возраст и свойственные ему образы мышления
Возраст от ноля до трех лет является одним из самых чувствительных и нежных периодов в развитии ребенка. Малыш еще тесно связан с мамой психологически и часто постоянно нуждается в ее присутствии. Со стороны может показаться, что в этот период не должно быть никаких напряженных моментов и непониманий между мамой и ребенком. Однако на деле мы очень часто сталкиваемся с множеством вопросов и трудностей, которые возникают у родителя. И капризы как раз один из них.
Жалобы на частые истерики ребенка с требованием чего-либо (игрушки, конфеты и т.п.), либо беспричинно (проявления протестов, нежелание раздеваться, кушать и др.) не редкость среди современных родителей. Попытки переключить внимание, увлечь чем-то ребенка не всегда увенчаются успехом. Ситуация часто усложняется тем, что в воспитательном процессе участвуют сразу несколько взрослых, каждый из которых придерживается своего взгляда на воспитание и постоянно критикует другого.
Что же делать в таких ситуациях, и какой подход к ребенку выбрать? Давайте попытаемся разобраться.
Начнем с того, что ответим на вопрос: что же такое истерика? Не что иное, как способ воздействия на взрослого с целью получить желаемое. В данном случае ребенок с помощью истерики пытается получить от взрослого ожидаемый предмет или выгоду.
Если ребенок находит положительный ответ на свое поведение (истерику, каприз, слезы), т.е. получает желаемое, то такое поведение закрепляется в виде механизма воздействия на взрослого. Чтобы избежать подобного закрепления целесообразнее порвать такую ассоциативную для ребенка связь и прекратить реагировать на посылаемый ребенком стимул. Самым действенным способом в борьбе против истерик является отсутствие реакции на нее. Создайте для ребенка возможность побыть одному со своими эмоциями, постарайтесь не реагировать и не поднимать панику. Нет публики, на которой можно устраивать подобный «концерт», - нет истерики. Ребенок начинает плакать только ради того, чтобы это кто-то увидел, услышал и «сжалился», как-то прореагировал. Если нет зрителей или реакции, если вы спокойны и не обращаете внимания на происходящее, смысл слез пропадает. Этот способ довольно быстро находит результат – ребенок перестает плакать и идет в дальнейшем на контакт.
Конечно, здесь вы можете сказать, что это безумно сложно, не пожалеть своего ребенка, не пойти ему навстречу и не дать то, что он просит в данный момент только ради того, чтобы малыш перестал плакать. Ведь слезы детей, а тем более собственного ребенка – душераздирающая сцена. Я с вами соглашусь, и вы будете абсолютно правы. Это сложно. Это требует определенной твердости характера, терпения, выдержки. Сформировать эти качества в себе, а еще лучше найти – можно, если к этому стремиться. Любая работа над собой, в том числе и воспитание ребенка, требует усилий. Но именно эти качества помогут вам в дальнейшем воспитать здоровую личность, которая будет чувствовать границы и различать, что можно, а что нельзя. И более того, чувствовать авторитет взрослого. У вас не возникнет в дальнейшем вопросов с уважением ребенка к вам, как к родителю. И поверьте, в большей степени именно через семью формируется данное понятие, а в меньшей - через общество. Я говорю здесь не о деспотизме по отношению к ребенку, а о здоровой родительской твердости и умении вовремя сказать «нет».
Определенный разлад в воспитании создает большое число взрослых, которые демонстрируют ребенку различные воспитательные подходы и, более того, критикуют друг друга на глазах у ребенка. Таким образом, у ребенка возникают сложности в понимании, кто выступает перед ним в качестве авторитета и на чье мнение и поведение стоит ориентироваться. Если такая ситуация осложняется тем, что при попытке наказания одним взрослым, другой часто выступает защитником, жалеет ребенка, то малыш окончательно теряет авторитет обоих взрослых, не знает на кого ориентироваться и воспринимает главным в семье… Себя! А дальше продолжает по накатанному пути: капризничать, впадать в истерики и беспричинно плакать. Это, с одной стороны. С другой - ребенок находится в ситуации, вызывающей тревогу, так как никто из взрослых уже не авторитет, и договориться при ребенке взрослые между собой не могут. Именно такая ситуация создает ощущение незащищенности и провоцирует активное поведение с командным требованием чего-либо в будущем и ожиданием, что все просьбы и пожелания всенепременно выполнят. Дабы «главный Я»! А это Я с возрастом становится все больше и больше. Требования соответственно тоже.
Именно поэтому решать вопросы с капризами и истериками необходимо как можно раньше, чтобы закрепить для ребенка понятия границ в общении с другими людьми, каких-то семейных норм и правил. И одной из главных рекомендаций на этом пути является, конечно же, гармонизация требований взрослых между собой, поиск единой стратегии воспитания и формирование взаимопонимания. Именно таким образом мы создадим для ребенка ощущение единства, безопасности и комфорта со стороны взрослых.
§1.2. Развитие интеллектуальной сферы
Основной базой для развития интеллекта детей является развитие сенсорных способностей. Для развития сенсорных способностей необходимо иметь разного рода пирамидки, матрешки с вкладышами до 5 – 7 штук, бочата с мелкими игрушками, цилиндры разной величины, палочки разного цвета, стаканчики, колпачки разных цветов и размеров, лото по разным тематикам, дидактические игры по возрасту, настольно – печатные игры, складные кубики, пазлы из 4 – 12 частей, наборы шаров и кубов разной величины и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль. 2011.
2. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М., 2012.
3. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России. // Дефектология. 2013, № 4.
4. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М., 2012.
5. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н.Павловой, М., 2010.
6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М., 2013.
7. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., 2011.
8. Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 2010.
9. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998.
10. Жарова Г.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2011.
11. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики. //Дефектология. 2013, № 4.
12. Минеева С.А. Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка. // дошкольное воспитание. 2012. № 8.
13. Морозова Е.И. Новые подходы в организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. //Дефектология. 2011, № 3.
14. Новоселова С.Л. Развитие мышления детей раннего возраста. М., 2011.
15. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 2011.
16. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 2012.
17. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.2013,
18. Развивающие игры с малышами до трех лет. // Сост. Галанова Т.В. Ярославль. 2010.