Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день специфика языка самопрезентации в жанре интервью является малоизученным объектом в условиях постоянного становления и изменения. Данная работа помогает отслеживать изменения в языке медиадискурса на материале интервью двух достаточно известных артистов Сергея Лазарева и Жени Мильковского.
Одна из важнейших проблем в современном обществе – это проблема современной речи. Сложности норм современного русского языка, а также их постоянное изменение оказывают влияние не только на простого обывателя, но также становятся стимулирующим фактором для лингвистов, занимающихся изучением этих процессов на профессиональном уровне.
На сегодняшний день активно развивается дискурсивное изучение материалов. В этой связи большое значение придается языку медиадискуса, который является инструментом взаимодействия в обществе. Речь современного артиста оказывает огромное влияние на общество, именно поэтому исследование речи личности, которая представляет «думающую» элиту нашего общества является важным и актуальным на сегодняшний день.
Речь в современном медиадискурсе – показатель культуры общества в целом, а также уровня культурного развития в стране. Значительный вклад в исследование дискурса внесли такие ученые как В.З. Демьянков, Т. Дейк, Э.В. Будаев и др.
Язык текстов интервью, его трансформация и изменения, происходящие в нем, требуют изучения, понимания. Необходимо найти пути, приемы, методы, которые помогут сделать культуру речи артистов совершенной и приблизить ее к идеалу. Кроме того, эта тема представляется актуальной еще и в силу лексико-стилистического анализа медийных текстов, можно наблюдать их зависимость от политической и экономической ситуации в стране и других социальных процессов.
Вопросами в лексике и фразеологии занимались такие ученые, как О. П. Ермакова и М. Д. Георгий, изучением стилистических норм журналистского стиля с точки зрения семантико-стилистических коллокаций занимались Кукаркина, особенностей использования метафор в публицистическом стиле языка рассматривала в своем творчестве Н.Д. Бессарабова. Л. М. Майданова, Г. Я. Сольганик, В. В. Виноградов, Л. Е. Кройчик занимались изучением жанрово-стилистических особенностей изучаемого стиля.
Объект исследования: стратегии самопрезентации в жанре интервью.
Предмет исследования: лексико-стилистические особенности интервью артистов, отражающие особенности самопрезентации.
Цель: на основе изучения и анализа лексических особенностей языка провести сравнительный самопрезентации современных артистов в жанре интервью.
Исходя из заявленной цели необходимо решение ряда задач:
1. изучить теоретические основы исследования
2. изучение и анализ стратегий самопрезентации
3. определить лексико-стилистическую оригинальность интервью современных артистов
4. Провести сравнительный анализ
Эмпирическая база: интервью С. Лазарева и Ж.Мильковского.
При написании работы использовались следующие методы: метод обобщения, метод аналогии и системно-структурный метод, метод стилистического анализа текста.
Новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка проследить динамику развития речи на основе лексического анализа медиатекстов.
Практическая ценность работы заключается в том, что материалы, полученные в ходе исследования могут быть использованы студентами и преподавателями вузов в ходе учебного процесса на различных курсах и дисциплинах, таких как: современный русский язык, стилистика и литературное редактирование, основы журналистики.
Структура работы включает введение, две главы, Заключение, Список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения публичной медиакоммуникации языковой личности.
1.1. Понятие о публичной медиакоммуникации и ее особенностях
Основные языковые средства, которыми оперирует медиадискурс предназначены для сообщения информации, логического доказательства, а также эмоционального воздействия на аудиторию. К основным характеристикам стиля можно отнести актуальность описываемой проблематики, присутствие образности в изложении материала, использование широкого круга языковых средств изобразительности.
М. Н. Кожина [Кожина, с.182-184] выделяет специфические черты характерные для стиля языка исследуемого дискурса, исходя из его функционального предназначения: информационная функция проявляется в документальности, сдержанности, официальности, образности, логичности изложения, использовании речевых клише; функция воздействия проявляется в экспрессивности высказывания, открытой оценочности, призывности, простоте и доступности для широкой аудитории. Также можно добавить характеристики, обозначенные Д. Э. Розенталем [Розенталь, с. 35]:
Современная коммуникация стремится использовать «экономию» языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности, наличие общественно-политической лексики, фразеологии, переосмысление лексики других стилей для целей как печатных, так и теле и радиоинформационных источников, совмещение черт различных стилей, обусловленное разнообразием тематики и жанров, использование изобразительно-выразительных средств языка.
Одна их важнейших особенностей лексики является использование неологизмов. Неологизмы – это слова и словосочетания, созданные для понятий политического, научного или общеупотребительного характера, образованные по действующим в языке словообразовательным моделям и законам или заимствованные из других языков. Появление неологизмов в данном стиле можно объяснить возникновением потребности общества в новых понятиях, как результате культурного, научного, технического развития.
Необходимо также отметить, что для данного стиля характерно использование лексики всех существующих в современном русском языке функциональных стилей. В некоторых случаях происходит расширение границ лексической сочетаемости. Это придает речевому высказыванию экспрессивный и оценочный характер. Часто это лексика, употребляемая в переносном значении. Часто мы можем встретить иноязычную лексику. Л. П. Крысин отмечает особенности ее функционирования в устной речи: «употребление иноязычных слов-неологизмов часто сопровождается оговорками типа: так называемый монетаризм, как теперь принято выражаться, электорат и т. п…» [Крысин Л.П]. Особое значение придается использованию речевых клише, стандартов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Беляева Е.А. Структурно-семантические особенности аргументативного интервью // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 20. – С. 11-16.
2. Быканова М.С. Языковая личность музыканта в этнокультурном аспекте (на материале дискурсных манифестаций А.Н. Скрябина и К. Дебюсси): дисс….канд. фил. наук: 10.02.19: защищена 13.05.14 : утв. 10.11.14/ Мария Сергеевна Быканова. – Белгород, 2014. – 195 с.
3. Быкова О.Н. Опыт классификации приемов речевого манипулирования в текстах СМИ / О.Н. Быкова. // Речевое общение: Вестник Российской риторической ассоциации. – Красноярск, 2000. – Вып. 1(9). – 132 с.
4. Волошина С.В. Коммуникативная стратегия самопрезентации в автобиографическом дискурсе // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 9 (92). – С. 261-265.
5. Герасимова А.С., Иссерс О.С. Коммуникативные приёмы положительной оценки в телеконкурсах (на материале вокального шоу «голос») // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1 (23). – С. 29-36.
6. Дубских А.И. Средства реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в массово-информационном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 30. – С. 50-54.
7. Заикина Ю.А. Речевые средства реализации стратегии самопрезентации в современных политических текстах / Ю.А. Заикина. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. – 2011. – №. 9. – С. 10-12.
8. Злотникова Т.С., Слабая А.С. Творческая личность в интернет пространстве: самопрезентация и выстраивание границ // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 2. – С. 184-188.
9. Иванов, Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации / Л.Ю. Иванов // Культура русской речи. М.: Флинта, 2003. - С. 66-73.
10. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 288 с.
11. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. Омск: Изд-во ОГУ, 1999. - С. 285.
12. Карасик В.И. Самопрезентация в рекламном дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2015. – № 4 (20). – С. 32-43.
13. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. —264 с.
14. Ковригина Е. А. Реализации стратегии самопрезентации интервьюируемым (на материале американского интернет-интервью) /Е.А. Ковригина. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – №. 11. – P. 43-46.
15. Куралева Т.В. Самопрезентация как коммуникативная стратегия в английском диалоге // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2015. – № 50. – С. 30-36.
16. Курьянович А.В. Когнитивная сущность речевого жанра самопрезентация в эпистолярном дискурсе М.И. Цветаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – № 5. – С. 144-150.
17. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
18. Нестерова Н.Г. Коммуникативно-прагматические особенности этикетных речевых жанров в радиодискурсе // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 320. – С. 15-19.
19. Нестерова Н.Г. Коммуникативно–прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 353. – С. 30–33.
20. Нестерова Н.Г. Коммуникативные стратегии и тактики в спонтанном радиодискурсе // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2012. – № 2 (10). – С. 55-60.
21. Нестерюк Ю.В. Структура коммуникативной деятельности в интервью // Вестник Самарского государственного университета. – 2015. – № 1 (123). – С. 84-92.
22. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса: монография. М.: Гнозис, 2007. – С. 407
23. Паршина, О.Н. Приемы реализации стратегии самопрезентации в речи административно-политической элиты / О.Н. Паршина // Проблемы речевой коммуникации. – Вып.4. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2004. – С. 25–34.
24. Попов П.А. Имидж как инструмент самопрезентации // Научный альманах. – 2016. – № 1-3 (15). – С. 427-429.
25. Садыкова Н.А. Самопрезентация как речевая тактика // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17. – № 3. – С. 1346-1349.
26. Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 7–38.
27. Серль, Дж. Р. Что такое речевой акт? Косвенные речевые акты; Классификация речевых актов, (в кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII) / Дж. Р. Серль. М.: Прогресс, 1985. - С.25-47.