Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Развитие познавательной активности старшего дошкольника происходит в процессе деятельности и контакта детей со взрослыми, коллективе сверстников. Игровая деятельность в таком аспекте имеет большое значение, в частности дидактическая игра. О. В. Беккер определяет дидактическую игру как разновидность игры с правилами, которая специально создана педагогической школой для обучения и воспитания детей.
В современном обществе особую актуальность приобретает изучение и анализ состояния проблемы становления личности ребенка дошкольного возраста. Существует множество психологических трудов, в которых раскрываются результаты исследования по изучаемому вопросу (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина; Е.В. Субботский, Д.Б. Эльконин, и др.). Имеются отдельные исследования и ценностно-потребностной сферы личности детей и подростков (В.А. Постоева, А. А. Федорова, В. Сайко).
На сегодняшний день четко прослеживается характерная тенденция к росту инноваций в сфере образования, а также формированию полноценно развитой, нравственно устойчивой и духовно обогащенной личности как члена общества. В настоящее время, по мнению некоторых ученых, обществу необходимо отказаться от функционального образования, которое полностью трансформирует жизнь человека только в рамках подготовки к предстоящим социальным функциям. Сегодня важно обеспечить в процессе воспитания и обучения полноценное развитие личности на пути к утверждению высоких нравственных ценностей и идеалов. В этих условиях современные дошкольники должны обладать определенными качествами, а именно компетентно владеть способами добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики. Такая задача требует целенаправленного развития познавательной активности уже в дошкольном возрасте.
Однако, не смотря на актуальность проблема изучения влияния дидактической игры в условиях современного технологического процесса оказывается малоизученной.
Таким образом, отсутствие теоретической проработки в сочетании с потребностями современной психолого-педагогической практики определяет важность и актуальность изучения проблемы познавательной активности детей дошкольного возраста.
Познавательная активность является одним из основных критериев отношения человека к миру и формирования целостного и ценностного образ мира дошкольников, образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношения к реальности. Она встречается в целях, идеалах, интересах, убеждениях и других аспектах сформированной личности
Такой подход открывает перед педагогом новые возможности для внедрения в практику методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей.
Проблема исследования: какое методическое сопровождение дидактической игры в ДОО для детей старшего дошкольного возраста будет влиять на формирование познавательной активности ребенка.
Цель исследования – изучить влияние дидактической игры на познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования познавательной активности.
В соответствии с целью исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы по проблеме формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить дидактические игры и особенности методики включения ее в занятия в ДОО;
3. Рассмотреть особенности детей старшего дошкольного возраста
4. Изучить и проанализировать влияние дидактической игры на формирование и развитие познавательной активности
Методы исследования:
-теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, систематизация.
Теоретическая значимость исследования представлена в продолжении изучения существующих теорий в психологии, дальнейшем более глубоком изучении каждого из взглядов ученых, а также представлении собственного взгляда на проблематику. Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа В.Г. Асеева, Л.А. Блохиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Пиянзина, С.Л. Рубинштейна. В этих работах рассматриваются некоторые механизмы их формирования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста
Структура работы представлена следующими компонентами: введением, двумя главами: теоретического и практического характера, а также заключением и списком литературы.
Глава 1 Теоретический аспект вопроса формирования познавательной активности детей 6-ого года жизни через использование дидактической игры в ДОО
1.1 Характеристика понятия дидактическая игра, познавательная активность в трудах отечественных и зарубежных психологов
На протяжении всей жизни человека происходит его социализация. Семья, детский сад, школьный класс, компания сверстников, студенческая группа, коллектив предприятия – все эти социальные группы, с которыми контактирует личность, являются носителями различных систем ценностей. В области психологического знания познание рассматривается через понятие «ценностные ориентации». Понятие ценностных ориентаций было введено в социальную психологию, а впоследствии – и в социологию, как аналог философского понятия системы ценностей и их разграничение между этими науками обычно происходит по параметрам «общее – индивидуальное», «реально действующее – рефлекторно сознаваемое» и т.п.
«Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей …»[Артюхова Ю.В., 1999].
В социологии под понятием «ценностные ориентации» имеются ввиду «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости» [Рубинштейн, 2006].
Специфика системы процесса познания определяется одновременно индивидуальным и социальным опытом, что отражает двойственную функцию:
1. основа формирования и сохранения определенных установок, которые позволяют занять определенную позицию, становясь частью сознания.
2. выступает в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению целей связаны с формирование личности, усвоенными в ходе социализации и ставшими неотъемлемой частью ее личностной структуры.
На современном этапе изучения рассматриваемой проблемы сложилось несколько взглядов на понятие «ценностные ориентации» и познавательная активность:
1) отношение личности к:
а) жизненным ценностям;
б) объектам окружающей действительности;
2) стремление, интерес личности к познанию;
3) направленность личности на познание;
4) представление личности о жизненных ценностях;
5) установка личности на познавательную активность.
Истоки возникновения концепции ценностных ориентаций относят к учению У. Томаса, где впервые употреблялось определение понятия как переживание личностью значимости какого-либо явления. Также теоретической основой понятия принято считать учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии. Проблематику понятия «ценностные ориентации» раскрывают и работы Д.Н. Узнадзе, отражающие фиксированные социальные установки. Однако наиболее уточняющим и расширяющим значение понятия является исследование М.Рокича, которое проводилось в 60-70 годы, на основе авторского метода прямого ранжирования ценностей.
В отечественной науке большой вклад был внесен такими учеными как А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с
3. Аверьянова Е. В. Разработка методики исследования ценностных ориентаций дошкольников // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей / Под науч. ред. Е. С. Романовой, С. М. Валявко. М.: Изд. «Спутник+», 2010. С. 10–18
4. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
5. Большой толковый словарь русского языка. / Сост.и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
6. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод.пособие / Роза Семеновна Буре. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 80 с.
7. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб.для вузов. М.: Трикста, 2006. С. 122.
8. Гладких Л. П. Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни / Л. П. Гладких //Вестник ПСТГУ. — 2008. — Вып. IY: Педагогика. Психология. — С. 84–91.
9. Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.— URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1329/ (дата обращения: 18.05.2018).
10. Егорова М.С. Из жизни людей дошкольного возраста.- Спб: Алетейя, 2001.-239с.
11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высших и средних пед. учеб.завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: academa, 2003. — 173 с.
12. Козлова С. А. Я — человек: программа соц. разв. ребенка / С. А. Козлова. — Москва: Шк. пресса, 2004. — 48 с. — («Дошкольное воспитание и обучение» — прилож. к журналу «Воспитание школьников»; вып. 33
13. КрайгГ. Психология развития: Пер. С англ. - - СПб.: Питер, 2000. -992с.
14. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников Экспериментальная психология2012. Том. 5, № 2. С. 83–95
15. Молодцова Т. Д., Шалова С. Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 82- 86.
16. Нестерова М. Г. Механизмы передачи социального опыта и усвоение ценностей общества ребенкомдошкольником в условиях семьи // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань: Изд.-полиграф. центр «Глобус», 2006. С. 81–82.
17. Орехова О. А. Методика диагностики дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики», СПб.: ИМАТОН, 2010.
18. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002.
19. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. Типология развития. Монография. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
20. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
21. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3. СПб.: Речь, 2007.
22. Примерная общеобразовательная программа развития воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа -2100» «Детский сад-2100». — 2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://super-sad.org/svedeniya-o-mdou-detskij-sad-5-yablonka/obrazovanie
23. Саганенко Г. И., Гегер А. Э., Степанова Е. И. Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей // Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2011. № 32. С. 75-103.
24. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: ACADEMIA, 2003.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf
26. Шалова С. Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Интернет-журнал Науковедение, 2012. № 3 (12). С. 47.
27. Цели и ценности: сущностные сопоставления / О.С. Анисимов // Мир ... Ред. Д.И. Фельдштейн. – 2008. – №4 (56) октябрь-декабрь 2008. – с. 178-189.