Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Василий Макарович Шукшин вошел в историю отечественного искусства и культуры как гениальный актер второй половины XX века, ярчайший писатель, выделявшийся даже на фоне талантливейших «писателей-деревенщиков» 60-х годов, и кинорежиссер, стоявший особняком в тогдашнем кинопроцессе и потому не оставивший после себя ни талантливых последователей, ни бездарных подражателей. Сам Шукшин неоднократно говорил о том, что надо как-то определиться, выбрать что-то одно. В последние годы он склонен был отдать предпочтение писательству, хотел оставить Москву, уехать на Алтай. Однако и сразу после смерти в 1974 году, и, тем более, сегодня, очевидно, что все наследие Шукшина удивительно цельное, а каждая грань его уникального актерского, писательского и режиссерского таланта принадлежит одному «бриллианту» искусства России.
Благодатные процессы и в жизни, и в искусстве, имевшие место во второй половине 50-х, начале 60-х годов ХХ века, названные «оттепелью», вызвали к жизни феномен Василия Шукшина. Ощущение трагедии минувшего времени, связанной с войной и «культом», и надежды на возрождение духовной самостоятельности человека, породило новую литературу и новый кинематограф. Вершиной последнего стал фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), в котором это ощущение «трагедии и надежды» было воплощено в традиционном для русского, но чуждого советскому искусству, мотиве «вины и искупления». Шукшин оттолкнулся от завоеваний художников периода «оттепели» и пошел дальше. Он показал сначала на страницах своих рассказов, а затем и в фильмах не просто героев из народа, а тех, в ком органично уживались и современные черты, и те, что были сформированы в недрах многовековой русской истории.
Герои Шукшина - обыкновенные люди, проживающие обыкновенную жизнь, незначительные повседневные житейские ситуации. За ними писатель обнаруживает значительное: богатство внутреннего мира, неизбывное трудолюбие, удивительную чуткость и доброту «маленького» человека, его отзывчивость и неистребимое тяготение к красоте и гармонии. Только на первый взгляд они кажутся простыми. Образно сам писатель выразил свое представление об их «простоте»: «Солнце - оно тоже просто встает и просто заходит. А разве это просто!» («Солнце, старик и девушка»).
Старики В. Шукшина разные, но у них одно корневище – Русь крестьянская.
1. Особенности прозы В. Шукшина
Прав В. Быстров, утверждая, что каждого, кто пытается овладеть "сложностью простоты", присущей шукшинским рассказам, неизбежно гнетет смутное беспокойство, что за рамками предложенного "прочтения" остается нечто важное. Беспокойство это лишь тогда овладевает, когда начинаешь понимать, что наше бессилие объяснить прозу Шукшина не случайно, "рассказы его именно так и сделаны, чтобы не поддаться натиску расхожей логики" .
Чтобы развернуть обобщающую художественную мысль в пределах малой формы, писателю необходимо было сделать её исключительно ёмкой и многозначительной, проникнуть в суть изображаемого, обнажить глубинные закономерности самой жизни. Ведь только из неё, из жизни, Шукшин-реалист черпал материал для изображения.
Следуя традициям А.П.Чехова, Шукшин предельно концентрирует "жизнеописание" человека. Интерес к личности выливается в стремление пластично запечатлеть неоднозначный, противоречивый характер. Психологический анализ поднимается на уровень пусть и сокращенного, но проникновенного изображения «текучих» душевных состояний и настроений. Рассказ Шукшина, как и рассказ Чехова, выразителен в передаче разных форм движения - динамики переживания, нюансов поведения и мироощущения, течения, а, вернее, стремительного развертывания жизненных ситуаций.
Роднят их и принципы раскрытия художественной идеи, в основе которой лежит умозаключение "от простого к сложному". Оба писателя мелкий, бытовой, типичный факт возводят "ко всему строю человеческих отношений во всем мире". При этом логика обобщающей мысли непосредственно увязывается с логикой индивидуального характера.
Главными составляющими многослойного и многоцветного художественного мира Шукшина, как верно отмечает В.А.Апухтина, являются земля и человек.
«Земля - образ конкретный и поэтически многозначный в творчестве В.Шукшина. Этот всеобъемлющий образ естественно становится центром содержания творчества Шукшина: образной системы, основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики»» .
«Земля у Шукшина - образ и исторический. Ее судьба и судьба людей едины и разорвать эти вечные связи невозможно без трагически необратимых катастроф и гибельных последствий» .
Автор "Земляков", "Сельских жителей", "Калины красной" в новых исторических условиях 6070 годов художественно исследует сложнейшие, глубинные взаимосвязи человека и земли, привнося в "вечную" для русской литературы тему свой взгляд, свое понимание проблемы. Старуха Маланья ("Сельские жители"), Анисим Квасов ("Земляки"), Матвей Рязанцев ("Думы"), Степка из одноименного рассказа, Иван Попов ("Из детских лет Ивана Попова"), Минька и Кондрат Лютаевы ("И разыгрались же кони в поле") и многие другие герои Шукшина кровными узами связаны с родной землей, её просторами и красотой. Она - "малая родина" - и фон их жизни, и источник раздумий конкретно-практических, этических, философских.
Другое определяющее свойство художественного мира Шукшина - динамичность и поражающее разнообразие, пестрота жизненных "случаев", рассказанных в традициях устной народной поэтики, "без прикрас", "просто", как если бы в деревенской избе на посиделках "вязалась" история за историей, ситуация за ситуацией. Калейдоскоп судеб, воспоминаний, драм, трагедий, юмористических сцен, выстроенных по своим сюжетным и композиционным законам, часто "без начала" и "конца", с опущенными звеньями повествования.
Художественный мир рассказов Шукшина - будто единое мозаичное полотно, фрагменты которого дополняют друг друга и не могут друг без друга создать целостной картины народной жизни. Элементы этого яркого, динамичного мира сцеплены между собой внутренними связями: интонациями живой разговорной речи, использованием подтекста, переплетением ситуаций и коллизий, образом родной земли, типами характеров, использованием в разных повествованиях "дополняющих" средств изображения.
Конкретный рассказ (всегда предельно лаконичный) не в силах вместить в себя все слагаемые поэтики Шукшина, их можно прочувствовать и осознать только в общем контексте его творчества, сборника или цикла.
Это в полной мере относится к принципам раскрытия характера. "Многолюдный и "многошумящий", динамичный и живописный» человеческий мир запечатлел Шукшин. "Создается иллюзия полной естественности его совершенного единства с реальностью" . "Реальность", иными словами, ситуации и обстоятельства, в которых оказываются герои Шукшина, самые разнообразные и, как правило, житейские. Если иметь ввиду сборник "Земляки", это: встреча двух стариков ("Земляки"), разговор старика Наума Евстигнеича, хворавшего "с похмелья" с "квартирантом", восьмиклассником Юркой ("Космос, нервная система и шмат сала"), ночные раздумья Матвея Рязанцева ("Думы"), история "незрячего певца" Гани Козлова ("В воскресенье матьстарушка"), "пустозвонство" Макара Жеребцова, "въедливо" учившего людей "добру и терпению" ("Макар Жеребцов"), "завиральная история" Броньки Пупкова про "покушение" на Гитлера ("Миль пардон, мадам!"), поездка в лес "за дровишками" Наума Кречетова с зятем ("Волки"), тайная и безответная любовь инвалида Кольки ("Нечаянный выстрел"), предсмертные "прозрения" Сани Неверова ("Залетный"), приобретение микроскопа столяром Андреем Ериным ("Микроскоп"), горестная история Спирьки Расторгуева, у которого, как говорят в народе, "ум и сердце не в ладу" ("Сураз"), семейная драма Ивана Петина от которого "сбежала жена" ("Раскас"), "эпизоды" одной поездки Василия Егорыча Князева ("Чудик") и др.
Однако простые и непростые, бытовые, семейные или социальные ситуации у Шукшина лишь внешний слой художественного целого, за которым всегда скрываются другие, глубинные, эмоционально-смысловые
Список литературы