Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В изучении языка педагоги в первую очередь обращаются к основным понятиям фонетики. Фонетическая тематика изучается отчасти в начальной школе, более основательно в пятом классе, а затем только повторяется в рамках обобщающих уроков или внеурочных занятий в старшей школе. Но вместе с тем, неправильное усвоение фонетических знаний ведет за собой ошибки в области грамматики, синтаксиса, морфемики и т. д. Неумение быстро производить анализ звукового состава слова, оценивать позицию фонемы как сильную или слабую неизбежно приведет к трудностям в усвоении письма, его графической и орфографической правильности.
Кроме того, усвоение знаний о фонетических единицах и фонетических средствах языка является основой для совершенствования устной речи ребенка. Знание фонетики позволяет трактовать звуки, оттенки речи, силу интонирования, понимать орфоэпические нормы и по назначению использовать выразительные средства языка.
Таким образом, актуальность исследования преподавания фонетики заключается в том, что фонетические знания служат фундаментом для изучения всего остального языкового материала в школьном курсе, и ошибки, допущенные в результате изучения этого раздела, влияют на все дальнейшее обучение школьника и его культурное развитие.
Научная новизна исследования заключается в обобщении и анализе практических материалов, используемых на современном этапе в преподавании темы фонетики.
Объект исследования – изучение фонетики учениками старших классов.
Предмет исследования – возможности рабочей тетради по фонетике в процессе передачи детям фонетических знаний и место тетради среди других методических средств.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка эффективной модели использования рабочей тетради по фонетике в 5 классе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Определить роль фонетических знаний в системе языкового образования школьника среднего звена.
2. Изучить лингвистические и методические основы организации изучения фонетики в старших классах.
3. Сформировать практические рекомендации по работе в рамках фонетического образования.
В ходе исследования использованы такие методы как обобщение методического опыта, описательный метод в работе с лингвистическими единицами, метод систематизации.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике повышения уровня преподавания темы фонетики в рамках повторения в старших классах.
Теоретическая значимость курсовой работы определяется тем, что представленные аналитические и систематизирующие данные по фонетическим тетрадям для школы дают возможность для новых исследований в области методологии языка.
Методологической базой исследования послужили работы Виноградова В. А., Бабайцевой В. В., Пашковской С. С., Осипова Б. И., Рамзаевой Т. Г. и других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Первая глава посвящена вопросам методологии учебного курса по русскому языку и месту фонетики в этом курсе, вторая глава освещает содержательные аспекты раздела фонетики, в третьей главе представлены рекомендации для педагога по изучению фонетики и даны примеры упражнений для разных ступеней изучения раздела. Список литературы состоит из 30 источников.
Глава 1. Значимость раздела фонетики и особенности его изучения в старших классах
1.1. Фонетика в целостной системе изучения языка
Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение [8, с. 55]. Теоретическое значение заключается в том, что фонетический ярус является основным ярусом языка, на котором строится языковой корпус: морфемы, слова, и предложения реализованы в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение как лексического, так и грамматического строя языка.
Фонетика является единственной дисциплиной, предметом которой выступает изучение звуковой стороны языка. Остальные дисциплины обращают внимание на специфику структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.
Основная цель изучения фонетики заключается в решении практических задач, т.е. в развитие у учащихся прочных навыков правильного произношения слов русского языка [37, с.172]. Коммуникативная функция определяет значение правильного произношения, т.к. искажение произносимых звуков, неверная постановка ударения или неверное использование интонации могут усложнить понимание или стать причиной неправильного понимания высказывания.
Фонетика занимается изучением таких элементов языкового строя как: звуки с их различными акустическими свойствами, слоговое строение, словесное ударение, паузы, ритм, интонация. Однако основным предметом её изучения является звук, рассматриваемый в трёх аспектах: акустическом, физиологическом, функциональном. Все три аспекта изучения отражены в школьном курсе фонетики.
С физиологической точки зрения звук рассматривают как продукт работы органов речи - артикуляции [1, с.53]. Звуки различны по своим физическим свойствам, в зависимости от положения голосовых связок, языка, губ и мягкого нёба. С такими понятиями, как органы речи и их строение, работа органов речи, различия в способах образования гласных и согласных звуков учащиеся знакомятся в ходе наблюдений и обобщающих бесед. Следует отметить, что школьная фонетика не даёт подробного материала об артикуляции, который при обучении родному языку не несёт особой практической значимости.
Звуки речи рассматриваются слуховыми органами как физические явления с акустической точки зрения. На слух воспринимаются и различаются такие физические свойства звуков, как высота, сила, длительность, тембр, наличие тона и шума.
На уроках, посвящённых изучению фонетики, учитель должен научить учащихся определять звуки речи в процессе восприятия слова на слух, а уже затем знакомить их с письменным обозначением. Кроме того, должно осуществляться систематическое целенаправленное сопоставление звуков и букв. Процесс реализации этих принципов способствует развитию у учащихся речевого слуха.
Необходимо, чтобы изучение фонетики было связано с обучением нормам произношения звуков в словах, сочетаний звуков в различных частях слова, с нормами постановки ударения в словах. Результатом реализации этого принципа становится формирование у учащихся орфоэпических умений и навыков.
Важно сформировать у учащихся базовые понятия для успешного усвоения орфографии: гласные - ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, шипящие согласные, оглушенные и озвончённые согласные. В результате будет осуществлена практическая направленность в изучении фонетики - подготовка учащихся к изучению орфографии.
При изучении раздела фонетика используются разные приёмы и методы обучения. Характер изучаемого материала определяет их выбор и применение. Целесообразно использовать слово учителя (объяснение или рассказ) при знакомстве учащихся со звуковой системой языка и его качествами. При изучении роли звуков в речи и их акустико¬физиологических свойств, а также обозначения звуков на письме обычно используют методы беседы, наблюдения, анализ языковых явлений с элементами проблемного обучения. Учителя применяют на уроках фонетики элементы программированного обучения, например алгоритмизацию [22, с.12]. Метод беседы применяют на всех этапах обучения фонетики и графики. Для усвоения учащимися новых понятий учитель проводит эвристическую беседу, суть которой заключается в правильной постановке вопросов и подведении учащихся к формулированию выводов.
При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, фонетический разбор, группировка слов с определенными звуками, установочное чтение. Организуя метод наблюдения, учитель должен учитывать принцип от звука к букве.
Учителю необходимо обращать должное внимание на речь. Интерес к изучению фонетики можно создавать с помощью использования игровых заданий. Путём использования поисковых и игровых задач у учащихся бу
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Айтберов A.M. Фонетика и фонология русского языка: теория и практика обучения. Учебное пособие. Махачкала, 1998. - 48 с.
2. Алпатов В. М. История лингвистических учений: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Языки славянской культуры, 2001. - 368 с.
3. Алгазина H.H. Формирование орфографических навыков. Текст. / H.H. Алгазина. М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
4. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Асташова Н. А. Аксиологическое образование современного учителя: Методология, концепция, модели и технология развития: Дис. д-ра пед.наук. Брянск, 2001. - 496 с.
6. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учеб для 5-9 кл. общеобразоват. Учеб. заведений. Текст. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Просвещение, 1992. - 256 с.
7. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. СПб., 2000. – 237 с.
8. Виноградов В. А. Теоретические аспекты фонологии и обучения языку / В. А. Виноградов // Лингвистика и обучение языку. – М.: Academia, 2003. – С. 369
9. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф., Берестов В. Д. Русская азбука в двух частях. – М.: Просвещение, 2004. – 118 с.
10. Демидова К. И. Научные аспекты и основные теоретические понятия раздела «Фонетика. Графика» на уроках русского языка в 5 классе // Филологический класс. 2003. №9. С.31-33
11. Еремина С. А. Историко-культурный и литературный комментарий на уроках русского языка: глагол и глагольные формы // Филологический класс. 2012. №2. С.84-88
12. Жинкин Н. И. Речь, как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 160с.
13. Златоустова Л. B. Особенности слогоделения в русской речи // Сборник трудов X сессии Российского акустического общества. М., 2000. - 102 с.
14. Каплун O. A. Грамматическая компетенция как составляющая коммуникативной компетенции // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №4. С.331-338
15. Кашина Н. В., Пятова Е. А. К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 1 // Филологический класс. 2011. №25. С.54-60
16. Князев С. В. О связи особенностей артикуляционной базы говора с характером противопоставления глухих и звонких, твердых и мягких согласных / / Современные русские говоры. М., 1991.
17. Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский литературный язык. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. М., 2005. – 74 с.
18. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286с.
19. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьев // Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – С. 105–107.
20. Лихтман P. M. О фонетической позиции // Фортунатовский сборник. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию Московской лингвистической школы 1897-1997 гг. М., 2000.
21. Лишманова Т. Е. Опыт соотнесения звуков с терминами в московских школах // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2009. №4. С.132-135
22. 31. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 2000. – 168с.
23. Осипов Б. И. Теория фонемы антропоцентрический аспект фонетики. Размышления над книгой В. В. Колесова «Русская историческая фонология» // МИРС. 2013. №3. С.4-10
24. Прищепова И. В. Об умении обучающихся с дизорфографией и их сверстников с нормальным речевым статусом находить в словах ударные слоги // Теория и практика общественного развития. 2014. №13. С.94-96
25. Репкин В.В. Школьный учебный словарь. – М.: Астрель, 2005. – 671 с.
26. Руделев В. Г. Опыт проблемного курса (о книге профессора А. Л. Шарандина «Проблемный курс современного русского языка. Фонетика и графика». Тамбов, 1999) // Вестник ТГУ. 1999. №4. С.97-102
27. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И.М. Румянцева – М.: ПЕРСЭ : Логос, 2004, 238 с.
28. Сальникова Т. П. Методика обучения грамоте. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 с.
29. Толкачева И. В. Причины возникновения нерегулярных лексикализованных фонетических изменений в русских народных говорах // Вестник ННГУ. 2011. №2-1. С.345-350
30. Федорова Н. А. Семантическая фонетика в ее отношении к гидронимам // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №12-3. С.248-251