Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в связи с модернизацией школьного образования России разработаны федеральные государственные стандарты второго поколения, которые ориентированы на развитие и формирование универсальных учебных действий, реализацию идей компетентностного подхода, усиление воспитательного потенциала. В настоящее время уже приняты стандарт и примерные программы для основной школы.
Современный этап развития российского общества ставит перед школьным образованием качественно новые цели: динамичность, переход к экономике, основанный на знаниях, усиление требований к креативности мышления, стремительный рост разнообразной информации – формирует в качестве важнейшей школьной образовательной цели обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно разрешал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь.
На сегодня специалистами отмечается снижение познавательного интереса детей к урокам географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Многие учащиеся географию считают предметом не столь важным. По результатам анкетирования школьники предмет географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин. И, возможно поэтому мотивация обучения снижается, снижается качество знаний.
Примерно 4,5% от общего числа сдававших ЕГЭ в этом году выбрали географию в качестве дополнительного экзамена.
Значит ли это, что современные школьники нужные знания предпочитают интересным, или школьная география, перейдя в разряд социальных наук, стала скучной?
Цель курсовой работы: исследовать ведущие способы организации современного урока географии. Задачи, реализующие поставленную цель в работе:
— осмыслить сущность интеграции как одного из основных способов организации урока географии;
— раскрыть суть дифференциации и ее возможности в построении уроков географии;
Глава 1 Современный урок географии
1.1 Особенности современного урока географии
Долгое время образование во многом базировалось на достижениях мировой и российской дидактики, методах и формах вербальной передачи знаний, когда учитель являлся основным информатором и контролером учеников. Вызовы, перед которыми оказалось современное человечество, показали, что передача знаний требует совершенно других подходов.
В 21 веке главным ресурсом становиться – человек. Человек креативный, обладающий системой знаний, умений, навыков, инициатив, профессионал своего дела. Поэтому определяющая задача современной системы образования формирование у ученика способности и потребности в непрерывном образовании длиною в жизнь. Это привело к смене самой парадигмы образования, которая отражается в Концепции модернизации российского образования в Положении о том, что “Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода “мерило” современного качества образования”.
В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:
1. Социальные (социально-трудовые) (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.
2. Поликультурные (общекультурные и ценностно-смысловые) – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.
3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.
4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
5. Саморазвитие и самообразование (личностного самосовершенствования) – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.
6. Продуктивной творческой деятельности (учебно-познавательные).
Компетентности подход заключается в том, чтобы соблюдать целостность обучения и освоение мастерства применения полученных знаний на практике. Знания, получаемые в школе, должны быть максимально приближены к жизни, к потребностям, к профессии. Это позволит выпускникам школ найти свое место в современном обществе.
Новая рубрика «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» в Стандарте школьного географического образования, заставляет задуматься учителя над новыми практическими заданиями, которые ученик может эффективно выполнять, применяя полученные знания.
На уроках используются различные виды работ направленные на усиление практической направленности школьной географии. Это работа с учебником, географической и научно-популярной литературой, работа с картами и картосхемами, работа со статистическими материалами, наблюдение за окружающей средой, работа с ресурсами ГИС и Интернет, учебные проекты, практикумы, работа на местности, съемка местности.
1.2 Формирование ключевых компетенций на уроке географии
Формирование ключевых компетенций возможно только при использовании инновационных форм организации обучения. Элементы игровых, блочно-модульных, уроки с использованием элементов технологии критического мышления, ИКТ активно использую при проведении уроков географии.
Использование на уроках ЛОС (листов опорных сигналов) и СЛС (смысловых логических схем) дает возможность научить школьника отбору главного, осмыслению закономерностей природных процессов. Взаимная заинтересованность, понимание целей и задач, взаимное доверие, возникающее во время работы над созданием ЛОС, создает ситуацию успеха для ученика и как результат максимальное усвоение материала.
Работая с учебником, картами, ребята самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и составляют таблицы, в схемы, сохраняют и передают информацию участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. На таких уроках ученики самостоятельно определяют цели и порядок работы, планируют свою деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Находят свои ошибки и проблемы, анализируют и критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность, развивает критическое мышление.
Работу по модульной технологии начинаю с 6 класса. Необычность процесса обучения создает благоприятный морально-психологический климат в классном коллективе, изучать новый материал становится интересней, ребята учатся без «двоек», а это повышает мотивацию, увеличивается стремление учеников к самообразованию, вырабатывается длительный стойкий интерес к предмету.
В 7-11 классах социальные, поликультурные, коммуникативные компетентности формируются на уроках с использованием ИКТ. Ребята создают компьютерные презентации по темам: «Природа материков»,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы и музыки на уроках русской литературы//РЯШ. – 1989. – № 6.
2. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания. – М., 1991.
3. Алексеева Л. Воспитательные аспекты дифференцированного обучения//Воспитание в школе. – 1993. – № 4.
4. Александрова Е.А., Алешина М. Элементы индивидуализации учения//Шк.технологии. – 2005. – № 2.
5. Артеменкова И.В. Роль дифференцированного подхода в развитии личности//Начальная школа: до и после.- 2004. –№ 4.
6. Ахмадшина Л.М. Об использовании метода проектов на уроках литературы//Наука и школа. – 2007. – № 4.
7. Беспалько В.П. Программное управление индивидуально-познавательной деятельностью//Информатика и образование. – 1995. – № 3.
8. Беленький Г.И. Интеграция? (Русский язык и литература)//Литература в школе. – 1998. – № 8.
9. Белова О.И. Игры на уроках литературы в 4-5 кл. – Л., 1984.
10.Белова С.В. Программа элективного курса «Литературно-художественные диалоги»//С.В. Белова. Элективные курсы гуманитарной направленности. – М., 2006.
11.Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М., 2005.
12.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе. – 1996. – № 5.
13.Беляков Н.В. Дифференцированное обучение как средство повышения уровня литературного развития учащихся//Русская словесность. – 2004. – № 5.
14.Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа/М.Богуславский//1 сентября. – 2007. – 13 января.
16.Волжанина Н.В. Литературные вечера для старшеклассников. – М., 2004.
17.Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1981.
18.Громцева С.Н. Поиск новых путей. – М., 1990.
19.Гордеева Н.Б. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы//Педагогика. – 2002. – № 7.
20.Десницкий В.А. Методика преподавания литературы как наука//Ученые записки Государственного педагогического института им.Герцена. Т.2. – Л., 1936.
21.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.-М.,2001.
22.Долгунов В. Этот сложный процесс познания: [индивидуализация и дифференциация]//Педагогика.2000, №4.
23.Дыханова Б. Игра в слова на уроках литературы//Литература. – 2006. – № 13.
24.Донцова О.В. Компьютерная подготовка уроков литературы//Литература в школе. – 2005. – № 6.
25.Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективности и преемственности общего и профессионального образования//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 5.