Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Качественная подготовка слабовидящих детей к самостоятельной жизни возможно только на основе осуществления целенаправленной коррекционной работы, которая активизирует и формирует компенсаторные возможности человека с глубокими нарушениями зрительной функции.
Гуманное общество должно особое внимание уделять проблемам инвалидов, в частности незрячих, сделать все для их успешной социально-трудовой и психологической реабилитации, адаптации к условиям самостоятельной жизни, интеграции в обществе. Первоочередная роль в решении этих задач принадлежит системе специального обучения и воспитания слепых и слабовидящих молодежи.
Формирование готовности незрячих школьников к успешной интергации в общество принципиально связано с специальным образованием.
Основной теоретической концепцией коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых и слабовидящих детей является изучение и понимание слепого ребенка с ее тяжелой психологической системой, которая формируется в данном возрастном периоде (школьный возраст) и отражает индивидуальную структуру дефекта; система компенсации, которая создалась на фоне возрастных психологических особенностей ребенка.
Общие законы слепых и зрячих детей определяют и общие принципы их обучения. В связи с этим основные дидактические принципы обучения зрячих детей действительны и для слепых и слабовидящих детей. Однако, они изменяются, преломляются через призму специфических особенностей психического и физического развития детей с нарушениями зрения, создавая свою систему принципов, к которым относятся дидактические и специфические принципы.
Ведь сама специфика школьного обучения базируется на реализации основных принципов общего и специального обучения в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми. Коррекционная работа в школе для слепых и слабовидящих детей определяется и детерминируется целым рядом факторов как социального, философского, так и психолого-педагогического направления.
Основные принципы обучения базируются на понимании взаимоотношений общего и особенного в развитии слабовидящего ребенка: соотношении биологического и социального обучения и развития, связи первичного и вторичного дефектов, времени их образования, условий воспитания и др. Многофакторность детерминации коррекционно-воспитательного процесса определяет сложную систему обучения многогранность его структуры на разных этапах обучения слабовидящих детей. Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – обучение слабовидящих школьников.
Предмет исследования – дифференциация обучения в школах для детей с нарушениями зрения.
Цель исследования – изучение особенностей процесса обучения слабовидящих школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть коррекционную направленность обучения детей с недостатками зрения.
2. Проанализировать особенности дифференцированного обучения в школах для детей с нарушениями зрения.
1. Коррекционная направленность обучения детей с недостатками зрения
1.1 Основные аспекты коррекционной направленности обучения детей с особенностями развития
В основе принципа коррекционной направленности процесса обучения слепых и слабовидящих детей лежит учения о первичных и вторичных дефектах.
Степень и характер вторичных отклонений и общая картину аномального развития обнаруживает возникновение первичного дефекта, его глубину и качество социальной условия развития и обучения ребенка.
Наличие первичного дефекта еще не определяет важность аномального развития и не является фатальным. Влияние дефекта на развитие ребенка измеряется тем, насколько удается современными средствами наиболее полноценно обеспечить возможное для ребенка общение с окружающей средой, потому, что в основе аномального развития лежит тот или иной вид нарушения познания окружающей действительности и социального общения, то есть нарушаются те условия, которые являются решающими для развития как нормального, так и аномального ребенка.
Для преодоления аномального развития ребенка необходимо обеспечить соответствующие социальные и, прежде всего, педагогические условия развития. Чрезвычайно важным в этой связи является положение о ведущей роли обучения в развитии личности ребенка 19, с. 595.
Положение о ведущей роли обучения в развитии приобретает особое значение для теории и практики обучения детей с особенностями развития, так как формирование у них всех сторон психики возможно только в определенной системе обучения и научения, тогда как нормальный ребенок многое черпает для своего психического развития из живого социального общения с окружающими, чего аномальный ребенок в той или иной степени совершить не может.
Тесная связь обучения и развития, ведущее значение обучения в развитии ребенка с особенностями развития обусловливают необходимость коррекционной направленности процесса обучения и воспитания в специальной школе-интернате. Иначе становится невозможным преодоление, предупреждения или выравнивания аномального развития.
Коррекция в процессе обучения направлена на вторичное отклонение в развитии ребенка, хотя корректироваться может и должен также первичный дефект.
Причем, чем ближе к первопричине вторичный симптом, тем труднее он корректируется.
В процессе коррекционного обучения аномальных детей педагог опирается на механизм компенсации. При этом, если компенсация рассматривается как функциональная перестройка высшей нервной деятельности, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций, то коррекция определяется как способ компенсации, как совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка (Т. А. Власова, М. С. Певзнер) 4, с. 31.
Таким образом, коррекционная направленность процесса обучения аномального ребенка обусловлена наличием в ней наряду с первичным, и вторичные отклонения в развитии, которые нуждаются в исправлении. Обусловленность коррекционной направленности определяется ведущей ролью обучения в развитии вообще, а у аномальных детей особенно. Коррекция дефектов осуществляется за счет использования компенсаторных возможностей и, чем лучше будут использоваться эти возможности, тем эффективнее протекает процесс развития и нивелирования имеющихся отклонений.
Изучение особенностей слабовидящих детей, поиск и нахождение методов успешного их обучения выдвигает перед тифлопедагогами и тифлопсихологами задачу выделения способов обучения, обеспечивающих эту успешность, создание педагогической системы коррекции недостаточного зрения.
Компенсаторные приспособления лежат в основе осуществления коррекции отклонений, которые возникают в развитии ребенка вследствие нарушения зрения. Слово «коррекция» происходит от латинского «correctio», что означает улучшения, исправления. В дефектологическом плане коррекция это:
- совокупность педагогических и лечебных средств, направленных на улучшение целостного процесса развития ребенка и исправления этого процесса;
- исправление отдельных отклонений в развитии детей.
Первое из указанных толкований коррекции является широко дефектологическим, второе – связано с использованием термина коррекция в узком смысле (коррекция зрения – применение оптических средств для улучшения зрительной функции; коррекция зрительного восприятия – применение педагогических мер для улучшения восприятия визуальной информации и др.) 3, с. 112.
Относительно осуществления положительных влияний на развитие личности ребенка, имеет психофизические нарушения современная дефектология использует понятие
-коррекционно-воспитательная работа. Этот процесс осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:
а) исправление недостатков в той или иной сфере развития ребенка;
б) содействие дальнейшему развитию личности.
Осуществление коррекции является специфической и очень важной задачей специальных учебных заведений, поскольку от качества коррекционно-воспитательной работы зависит успешность развития компенсаторных процессов. Коррекционная работа связана с обучением и воспитанием детей и пронизывает всю систему деятельности специальных учреждений. Коррекционная работа наиболее эффективна, если она построена на, понятном, доступном (но не слишком облегченном) содержательном материале, когда дети осознают важность его усвоения. Поэтому целесообразно осуществлять
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боскис P.M. О развитии словесной речи глухонемого ребенка. -М.: Академия, 2013. – 83 с.
2. Бубнова Т.В. Формирование представлений у учащихся 6 классов школ слабовидящих и слепых детей. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд псих, наук. – СПб., 2005. – 17 с.
3. Викторова О.Е. Интегрированное обучение детей младшего школьного возраста с нарушением зрения//Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 3 (5). – С. 112-113.
4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии: методический материал / Т.А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Просвещение, 2014. - 175 с.
5. Выготский Л.C. О психологических системах//Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. – М.: Педагогика, 2002. – C.109-131.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
7. Каплан А.И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением // Дефектология. 2000. - № 4. - С. 68-76.
8. Комарова, Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, Планета знаний, 2018. – 176 c.
9. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. – М.: Педагогика, 2009. – 296 с.
10. Молчанова М.А. Общие особенности обучения детей с нарушениями зрения//Научное мнение. – 2016. – № 8-9. – С. 64-67.
11. Моргулис, И. С. Вопросы ранней компенсации и коррекции дефектов, обусловленных зрительной недостаточностью детей // Некоторые вопросы воспитания и лечения детей дошкольного возраста с патологией зрения. Киев, 1997. - С. 4-10.
12. Саматова, А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения / А.В. Саматова. - М.: Феникс, 2012. – 332 c.
13. Саликова Ю.Г., Лебеденко И.Ю. Инновационные технологии обучения детей с нарушениями зрения//Инновационные технологии в науке и образовании. – 2017. – № 1-1 (9). –С. 156-158.
14. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения. Руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. – М.: Феникс, 2012. – 858 c.
15. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
16. Тупоногов Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушениями зрения: науч.-метод. пособие / Б.К.Тупоногов. – М: АПКиППРО, 2015. – 72 с.
17. Хрестоматия по истории тифлопедагогики/сост. В.А. Феоктистова. – М: Академия, 2012. – 450 с.
18. Шачков В.В. Особенности формирования мотивации в обучении у детей с нарушением зрения// Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 4 (4). – С. 74-78.
19. Шилова И.С. Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями зрения//Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 593-596.
20. Шиф Ж.И. Психологические вопросы обучения аномальных детей. В кн.: Основы обучения и развития аномальных детей. – М.: Высшая школа, 2010, - С. 139-154.