Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Каллиграфия – это искусство красивого, четкого письма, в котором особым вниманием пользуется стройность и гармония при написании различных частей букв, правильное сочетание форм и штрихов. Народная мудрость гласит: «Красота человека – в красоте его письма».
Язык, как средство общения возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме. Письмо — это вид речи. Цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Обучение грамотному и понятному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками [1].
К числу наиболее значимых проблем, которые решает современная школа, следует отнести проблему формирования каллиграфических навыков. На сегодня проблема является актуальной и это подтверждается тем, что современные дети начинают пользоваться компьютером слишком рано. Их рука «разбалтывается», становится нестабильной, что впоследствии может привести к проблемам при формировании каллиграфического почерка, а именно: овладение формой букв, их безотрывное письмо, способы соединения букв, наклон письма. Всё это является следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья, плечевого отдела и мелкой моторики рук.
Проблематика исследования. С каждым годом растет число детей, имеющих как трудности в обучении письму, так и нарушения письма. Эти нарушения и трудности имеют медицинские, педагогические, физиологические причины, но системы по их коррекции так и не разработаны. Крупнейший арабский каллиграф XIII века Якут Мустасими когда-то сказал: «Совершенство письма таится в правильном педагогическом воспитании, многократном упражнении и чистоте души».
Как следствие, на сегодняшний день проблема обучения учеников начальных классов каллиграфическому письму довольно актуальна. Исследования этой проблемы методистами, педагогами, физиологами, учителями мы можем встретить в книгах, журналах, газетах.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных методических условий формирования у младших школьников умения анализировать собственное письмо.
Объект исследования: письменная речь младших школьников.
Предметом исследования является процесс формирования у младших школьников умения анализировать собственное письмо
Задачи исследования:
1. Изучить специфику формирования у младших школьников каллиграфического письма;
2. Раскрыть характеристику действий самоанализа младшими школьниками результатов собственной деятельности.
3. Выявить типичные ошибки в освоении каллиграфического письма;
4. Определить качества сформированности умения анализировать собственное письмо.
5. Сформулировать методические условия формирования действия самоанализа.
Методы исследования: изучить качество сформированности умения детей анализировать собственное письмо, выявить типичные ошибки, изучить литературу по данной теме, педагогический эксперимент, беседа.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Обзор понятий «каллиграфия», «каллиграфические навыки» и «графические навыки»
1.1. Характеристика основных понятий
Само понятие «письмо» имеет три составляющие: алфавит, графику и орфографию. В начальных классах методика обучения письму должна проходить синтезированно сквозь три этих элемента. О грамотности письма человека можно судить, опираясь на то, насколько хорошо сформированы каллиграфический и орфографический навыки письма. При этом каллиграфия является одним из показателей успешности в овладении графическими навыками, поэтому все навыки письма нужно рассматривать в единстве.
Вообще навыки письма начинают вырабатываться еще в дошкольном возрасте, когда дети чертят карандашом или ручкой линии, каракули, сначала не контролируя направление движения руки, а потом под зрительным контролем, изображая что-то конкретное – предмет или печатную букву алфавита. Кроме этого готовят к освоению навыка письма глаза, пальцы и руку ребенка занятия конструированием, лепкой, поделкой из бумаги [27]. Одной из основных задач школы является регулярная работа по формированию графических навыков учащихся, начинающаяся с 1 класса. Формирование каллиграфически правильного письма способствует воспитанию сосредоточенности, аккуратности при выполнении любой работы, эмоциональному и эстетическому воспитанию учеников [26].
Основная цель занятий чистописанием, или каллиграфией, в школе – это становление графически четкого, правильного и быстрого письма, требующее несколько лет обучения. На уроках по чистописанию нужно с помощью рационального подбора и реализации специальных упражнений выработать у учеников навыки, которые помогли бы сохранить четкость почерка и высокую скорость выполнения работ в письменной форме при переходе на быстрое письмо в среднем звене школьного обучения [30].
Для достижения этой цели перед учителем встает ряд задач, требующих своевременного решения.
Первым делом детей необходимо ознакомить с принципами посадки, манипулированием инструментами для письма, ориентацией в прописях, тетрадях, провести первоначальное знакомство с написанием букв, сочетаний букв, с письмом слогов, слов и предложений. Далее необходимо закреплять и совершенствовать эти умения. Первоочередными задачами считаются выдерживание одинакового наклона письма по всей странице, воспроизведение правильных форм букв и соединений букв в словах, рациональное расположение слов на строке. При переходе письма в тетради с широкой линейкой необходимо соблюдать высоту буквы на строке, пропорциональность заглавных и строчных букв. Наряду со всеми этими задачами нужно обучать детей именно скорому и безотрывному письму, совершенствовать начертание букв одной группы, предупреждать и исправлять ошибки при их написании [29]. Помимо всего перечисленного, учитель должен проводить индивидуальную работу с учащимися, имеющими проблемы с формированием письма, по исправлению этих недостатков.
Таким образом, основной целью обучения чистописанию является развитие графически четкого, правильного и при этом быстрого письма. А для достижения этой цели учителю необходимо решать ряд выше перечисленных задач. Вырабатывая у школьников правильное письмо, учитель развивает у них трудолюбие, аккуратность, добросовестность, усидчивость, старательность [2].
Об основах работы по чистописанию и формированию каллиграфических навыков следует начинать говорить, отталкиваясь от определения самого понятия «навык».
Навык – это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [1]. Условно можно выделить три этапа в формировании навыка:
1. Аналитический – ученик должен вычленить и овладеть конкретными элементами действия, понять содержание. Это самый главный и тяжелый в освоении этап, на котором у учащихся формируется зрительный и зрительно-двигательный образ буквы и усваиваются ее зрительные элементы [34, c.71]. Синтетический – ученик должен соединить в единое целостное действие все его элементы. На этом этапе происходит объяснение того, как, каким способом происходит написание основных элементов букв; написание всех зрительных элементов буквы соединяется в единый зрительно-двигательный образ буквы и единое действие при ее написании. Кроме этого, на втором этапе учеников нужно научить видеть строку, ощущать расстояния на ней, умение рационально расположить буквы относительно строки и друг друга [3].
2. Автоматизация – закрепление навыка при помощи тренировок и упражнений.
От того, как успешно формировался навык письма на первом этапе, зависит длительность и специфика второго и третьего этапов. Считается, что окончательно навык письма формируется к 10-11 годам. Показателем этого является появление стабильного почерка, когда быстрота темпа письма или какие-либо внешние помехи не приведут к искажению, нарушению или изменению почерка[4].
Кроме этого, обучение чистописанию должно основываться на определенных принципах обучения – как общедидактических, так и основанных на особенностях формирования графических навыков.
Наглядная демонстрация процесса письма учителем в тетрадях детей или на доске, использование таблиц, прописей и прочих пособий обеспечивают принцип наглядности при обучении чистописанию.
Принцип сознательности заключается в том, что детям должны быть разъяснены и понятны все действия, приемы, формируемые учителем. Они должны знать, как и в какой последовательности пишутся все элементы конкретной буквы, как эта буква соединяется с соседними буквами; должны знать, для чего нужен наклон при письме и как он получается, какой высоты должны быть буквы, как нужно сидеть при письме и т.д [5].
Принцип повторности обеспечивается в тренировке и упражнениях. Любой навык нужно закреплять, совершенствовать, оттачивать скорость и точность, а этого можно достичь в процессе упражнений (повторных исполнений) и тренировок только на третьем этапе формирования навыка. Для достижения эффективности в работе по чистописанию упражнения должны быть посильными, сознательными, разнообразными, поэтому должны использоваться различные приемы обучения. Так, посильность – еще один принцип обучения чистописанию.
Работа на уроках чистописания начинается с начертания графически более простых букв с дальнейшим переходом к более сложным. То есть организуется работа над буквами по группам (на базе схожести написания) – это называется принципом постепенного нарастания трудностей (переход от простого к сложному).
При обучении чистописанию учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (видеть способности каждого к письму, замечать и учитывать отклонения зрения и моторики, знать особенности восприятия, мышления, скорости движения кисти и т.д.) – это еще один принцип, позволяющий учителю рационально построить работу по чистописанию, подбирать задания отдельно каждому из учеников, консультировать родителей [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балыхина Т.М. Квалификационные требования к педагогам // пособие для учителей и студентов. – Москва, 2013. – 175с.
2. Бережнова, Л. Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова. – М.: Академия, 2017. - 240 с.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 2016. – 176 с.
4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990
5. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. –М., 1974.
6. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, Юрайт, 2015. – 464с.
7. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. - 2014.–С.87.
8. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М., 1960.
9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. –М.: Высш. шк. 2015.
10. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ун-та/Под ред. Л.Ю.Максимова. –М.: Просвещение, 2015.
11. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте//Начальная школа. –1990. №3
12. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. –1997. №2
13. Арямова О. С., Мали Л. Д. «Этимологический словарик» слов с непроверяемыми написанием // Начальная школа. – 1992. - №2. – с. 19-26.
14. Введенская Л. А., Саакьян Р. А. Наш родной язык. – М., 1971.
15. Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная школа. – 2016. - №7-8. – с. 13-17.
16. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2015. - №1. – с. 23-27.
17. Жедек П. С., Тимченко Е. И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 2016. - №8. – с. 23-28.
18. Живицкая Л. В., Гудзик И. Ф. Словарь русского языка. – Киев, 1988.
19. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа. – 2015. - №1. – с. 45-46.
20. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. – Москва, 2016.
21. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А. Ладыженской. – Москва, 2016.
22. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва, 2017.
23. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СП-б: Изд-во «Питер», в ред. 2017.
24. Раицкая Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа. – 2016. - №1. – с. 28-30.
25. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2013.–С.175.
26. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2015. - №1. – с. 15
27. Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена – Л., 1941 г. – Т.35
28. Русский язык. Энциклопедия. / Под. ред. Ф, П. Филин. – М., 2015.
29. Сергеева Н. Л. Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа. – 2014. - №12. – с. 25-27.
30. Современный русский язык. Учебник для вузов. / Под. ред. Д. Э Розенталь. – М., 2015.