Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ученые неоднократно заявляли о пользе занятий физической культурой и спортом для лиц с умственной отсталостью. Возможность для занятий предоставляется в основном учащимся вспомогательных школ и школ-интернатов в соответствии со школьной программой и в виде внеклассной работы. Основная направленность физической культуры в учебных заведениях - коррекция и оздоровление. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.). Для удовлетворения у учащихся таких задач, как оздоровление, осознание двигательной деятельности, заинтересованности во всестороннем развитии личности, необходимо пересмотреть организационно-методические программы и подходы. Дисциплина «Физическая культура» эффективно сосуществует с внеклассной физкультурноспортивной работой в общеобразовательном учреждении, а именно – с секционноспортивной.
Глава 1. Физическое воспитание в коррекционных школах
1.1. Роль физического воспитания и развития в умственном развитии детей
Ребенок растет, и во внешнем облике его организма происходят серьезные изменения: увеличиваются рост, вес, объемы головы, грудной клетки и т.д. Эти процессы протекают
3
естественным образом, т.к. заложены генетически. И даже если родители никаким образом не будут вмешиваться в них, физические изменения будут происходить. Однако в ходе многочисленных исследований ученых-классиков психофизиологической науки (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.) были доказаны связи между развитием психомоторной сферы и высших психических функций, с приоритетным влиянием физического развития на развитие интеллектуальное. На сегодняшний день уже хорошо известно, что дети, более развитые физически, получают и более высокие баллы в психологических тестах, а дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности . Включаясь в выполнение физических упражнений, организм ребенка начинает работать в особом режиме: нервная и опорно-двигательная системы устанавливают тесное взаимодействие. Любое действие, осуществляемое мышцами, сначала «отрабатывается» в нервной системе – составляется программа выполнения этого действия. Мозг планирует последовательность и очередность сокращения мышц, частоту, силу и амплитуду этих сокращений и т.д. Таким образом, каждый физический акт запускает мощную работу в нервной системе, а физическая деятельность активизирует психическое развитие. Поэтому работа по физическому развитию ребенка должна быть организована регулярно и системно.
1.2. Организация спортивно- оздоровительной работы в коррекционной школе VIII вида
В специальных детских учреждениях, одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка. Они оказывают положительное влияние на функциональное состояние всех основных систем организма, и в первую очередь на мышечную, которая играет основную роль при выполнении произвольных движений. Занятия физической культурой, физическими упражнениями приводят к увеличению мышечной массы, совершенствованию функциональных возможностей мышц. Происходят положительные изменения и в опорно - двигательном аппарате, и в костно-суставном. При систематических занятиях, как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различными отклонениями наблюдается улучшение состояния кардио-респираторной системы, снижение частоты сердечных сокращений и артериального давления, улучшение реакции сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит увеличение ЖЕЛ (жизненной емкости легких), экскурсии грудной клетки и подвижности диафрагмы, повышение минутного объема дыхания и диффузной способности легких. Весьма благоприятно влияют физические упражнения на центральную нервную систему. Они способствуют повышению работоспособности клеток коры головного мозга и их устойчивости к сильным раздражителям, улучшению аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы и взаимодействия двух сигнальных систем, более быстрому формированию положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти, ростом производительности труда. Упражнения, игры направленные на воспитание внимания и памяти применяемые учителем на уроках: «Слушай сигнал», по звуковому сигналу свисток, хлопок, или флажок дети останавливаются. «Вызов номеров», играющие рассчитываются по порядку номеров, каждый ребенок запоминает свой номер. Цель этих игр: - развитие памяти, внимания. Перед играющими раскладывается спортивный инвентарь: кегли, скакалки, мячи, гантели, гимнастические палки и другие предметы.
4
Водящий поворачивается к классу спиной, в это время убирается один предмет. Водящий, должен повернуться лицом к предметам, посмотреть все ли на месте и показать то место где лежал инвентарь, назвать предмет, который убрали. С помощью таких подвижных игр изучается zнепосредственно и спортивная терминология память, внимание. Игры, направленные на развитие пространственной ориентировки: «Запомни свое место», «Быстро по местам», « Третий лишний», «Заячий домик», «Чья команда быстрее построится?». С помощью этих игр идет обучение и совершенствование строевых упражнений, которые применяются на каждом уроке. «Класс, смирно!», «Равняйсь!», повороты на месте: направо, налево, кругом! Фланг, интервал, дистанция, смыкание, размыкание на месте и в движении способствуют воспитанию дисциплины, организованности на уроках и формированию правильной осанки. Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы в коррекционной школе VIII вида являются активизация познавательной деятельности и стимулирование психологических функций с помощью физических упражнений. Физические упражнения – высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание ученых, стремящихся найти ответы на вопрос о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, оптимальных, эффективных форм и средств двигательной деятельности ребенка.
Глава 2. Секционная работа в школе
2.1. Особенности организации школьной спортивной секции в коррекционных школах
Школьные спортивные секции являются одной из адаптированных инноваций, которые могли бы учитывать интересы занимающихся на занятиях физической культурой и повысить двигательную организованную активность учащихся. Спортивные секции можно рассматривать как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса – с другой, а также создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий . Школьные секции являются внеурочной формой физического воспитания учащихся. Отличительная особенность секций – систематичность занятий и большой воспитательный потенциал, который может быть реализован в учебно-тренировочных занятиях и спортивных мероприятиях секций . Учитель имеет возможность самостоятельно определять цели и задачи работы секции, объем и содержание учебного материала по различным видам подготовки. Пояснительную записку и учебный план работы секции составляют в зависимости от возраста и пола занимающихся, материального оснащения школы, особенностей региона и других факторов. По этим причинам направленность работы секции может отличаться большой вариативностью. Школьная спортивная секция может быть организована для учащихся различного возраста. Занятия в секции желательно проводить три раза в неделю. В школах, которые работают по программе физического воспитания учащихся 1–11 классов, основанной на одном виде спорта, секция может быть организована даже для учащихся начальных классов, по избранному виду спорта . Для учащихся начальных классов и среднего звена мотивами для занятий в секции являются эмоциональная сторона, желание участвовать в интересных и веселых играх, выполнять упражнения с мячом, общаться со сверстниками. Учитель имеет возможность направлять эти интересы на систематические занятия физической культурой, ознакомление с видом спорта, формировать физическую культуру личности. Работа в
5
школьной секции на начальном этапе имеет физкультурно-оздоровительную направленность. В зависимости от наполняемости секция может состоять из нескольких групп до 20–25 человек в каждой. Средствами различных видов спорта решаются задачи гармоничного физического развития, формируются знания и умения, необходимые при выполнении упражнений для развития физических качеств. Для этого в секции физкультурно-оздоровительной направленности применяются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, ознакомление с техническими приемами, например, игры в баскетбол . В секции физкультурно-оздоровительной направленности гармоничное физическое развитие – одна из основных задач. Упражнения, направленные на развитие физических качеств и гармоничное физическое развитие, могут занимать до 50% времени в учебнотренировочных занятиях. Особенность упражнений состоит в том, что они носят динамический характер и соответствуют проявлению физических качеств, где комплексно реализуются динамическая сила, быстрота взрывного и скоростного характера, скоростносиловые качества. За счет повышения уровня этих качеств школьники успешно выполняют перемещения, остановки, ускорения, прыжки . Общими методическими указаниями для работы в секциях физкультурнооздоровительной направленности являются: • постепенное увеличение нагрузки в учебно-тренировочном занятии; • сочетание общеразвивающих и атлетических упражнений; • в подготовительной части учебно-тренировочного занятия совершенствование перемещений, сочетая способы и разновидности ходьбы и бега; • в основной части чередование упражнений для ознакомления с техникой и упражнений для формирования атлетизма; • поддержание эмоционального фона и интереса к занятиям за счет соревновательного и игрового методов обучения атлетическим упражнениям и техническим приемам; • чередование занятий с соревнованиями по отдельным атлетическим упражнениям и техническим приемам, выполняя их на быстроту и точность.
2.2. Примерная программа организации спортивной секции по футболу для детей коррекционной школы
Исследования многих специалистов убедительно доказывают действенное влияние физической культуры и спорта на интеграцию умственно отсталых детей и инвалидов в жизнь общества. Эффективным способом является привлечение таких лиц к специально организованным занятиям спортом, в том числе, футболом. Учитывая психофизические особенности данной категории детей, ставились следующие частные задачи: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, повышению уровня развития двигательных качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата, привитие интереса к занятиям футболом. Занятия футболом предполагали также решение коррекционно-развивающих задач: • коррекция техники основных движений – ходьбы, бега, прыжков, лазанья, перелазания, метания, и др.; • коррекция и развитие координационных способностей; • коррекция и развитие физической подготовленности; • компенсация утраченных функций; • профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний; и др.
6
Учебно-тренировочные занятия по футболу среди детей 10-12 лет с легкой степенью умственной отсталости предполагали около 80-85% времени физической и технической подготовки, около 15-20% - тактической подготовки. Подбор средств и методов строился с учётом общеметодических принципов физического воспитания (сознательности и активности, постепенности, последовательности, индивидуализации, систематичности, прочности, доступности и др.). Общая физическая подготовка предполагала использование следующих средств адаптивной физической культуры: общеразвивающие упражнения без предмета и с предметами (гантели, скакалки, набивные мячи, гимнастические палки, обручи). Для совершенствования жизненно-важных двигательных умений использовались: ходьба, бег, прыжки, лазанье, перелазания, метание. Физические упражнения на развитие ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости. Упражнения из других видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжи, спортивные игры), а также подвижные игры, направленные на развитие всех двигательных качеств. Используемые подвижные игры: «Круговая эстафета», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Прыжок за прыжком», «Веревочка под ногами», «Удочка под ногами», «Не оступись», «Заяц без дома», «Белые медведи», «Круговая охота», «Ловля парами»; «Бег за мячом»; «Бег по кругу»; «Белки, зайцы, мышки»; «Волк во рву»; «Вызов номеров»; «Гонка мячей»; «Горячий мяч»; «День и ночь»; «Класс, смирно!»; «Запрещённое движение»; «Мяч капитану»; «Быстро по местам»; «Гонка мячей по кругу»; «Гусилебеди»; «Передача мячей в колоннах»; «Подвижная цель»; «Запретный круг»; «Защита крепости»; «Пустое место»; «Салки – ноги от земли»; «Кто быстрее перенесёт предметы?»; «Кто быстрее?»; «Лиса и куры»; «Мяч соседу»; «Мяч в воздухе»; «Охотник и зайцы»; «Охотники и утки»; «Перетяни за черту»; «Поймай мяч»; «Подвижная цель»; «Салка»; «Футбол раков»; «Хитрая лиса» и др. Спортивные конкурсы: «Кто самый ловкий?», «Кто самый меткий?», «Кто самый сильный?», «Кто самый прыгучий?», «Кто самый быстрый?», «Кто лучше держит равновесие?» и др.
Заключение
Детям с умственной отсталостью необходима поддержка со стороны разных государственных структур, особенно образовательных. Специальная система образования должна содействовать учебно-воспитательной работе с данной категорией детей. В этой работе важную роль занимает и физическое воспитание, так как именно оно решает неоценимую роль в поддержании и укреплении здоровья, улучшения физического развития, функционального состояния, повышения развития двигательных качеств. Дети с умственной отсталостью больше, чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в создании условий для удовлетворения биологических потребностей в движении, так как у них наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова Я.Г. Социально-педагогические условия, необходимые для организации внеклассной физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. – 2008. – №3. – С. 51 2. Апухтин, Б.Т. Тактическая подготовка футболистов [Текст]. - Москва : Физкультура и спорт, 1961. - 88 с.
7
3. Баранова, А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихс я/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013 – 96 с. 4. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол : Школа технического мастера для молодых / Хорст Вайн ; [пер. с итал. А. Л. Марескотти, В. Б. Серовского]. - М. : Олимпия Пресс : Терра-Спорт, 20я4. - 242 с. 5. Воронков В.В. Школьная секция баскетбола / В.В. Воронков, Б.И. Туркунов // Физическая культура в школе. – 2007. – №1. – С. 73–77 6. Голомазов, С. Футбол. Факторы, влияющие на успешность ловли и отражения мячей вратарями [Текст] / Голомазов С., Чирва Б. - Москва : ТВТ Дивизион, 2013. - 44 с. 7. Гомельский Е.Я. Материалы курса «Баскетбольная секция в школе»: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009 8. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 – 111 с. – ( Стандарты второго поколения). 9. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В. Куприянов // Теоретический и научнометодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №6. – с. 3-7. 10. Кураш, В.П., Paматов, Ю.К. Организация и проведение секционных занятий по футболу в школе / В.П. Кураш, Ю.К. Раматов // Физическая культура и здоровье. – 2006. - № 4 11. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / Авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2011 12. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: хрестоматия / сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. – СПб, 1996. 13. Семенов В.Б. Секция баскетбола в школе. – М.: Чистые пруды, 2010. 14. Титова А.В. Внеклассная работа по физическому воспитанию с девочками 11–12 лет на основе аэробики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Малаховка, 2008. 15. Титова А.В. Эффективные формы организации внеклассных занятий по физическому воспитанию / А.В. Титова, М.С. Леонтьева // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. Наука и высшее профессиональное образование (Серия: Педагогика и психология). – 2007. – №4 (4). – С. 145–151 16. Ушаков А.И. Особенности внеклассной работы по физической культуре со школьниками десяти лет: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Малаховка, 2009 17. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004