Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В свете требований ФГОС изменились подходы к современному образованию, целям образования. Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, а, прежде всего на развитие его личности [5]. Другими словами, нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но и усвоил базовые учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, и коммуникативные). Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместном общении и деятельности [1].
Коммуникация – это одна из важнейших составляющих нашей жизни. Ребенок ежедневно вступает в межличностное взаимодействие для достижения значимых для него целей. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, определяют достижения обучающегося во всех областях его жизни. Коммуникативные учебные действия включают в себя умения: вступать в контакт учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Коммуникативные учебные действия влияют на учебную успешность (если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом тревогу, его ответ будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже).
От овладения коммуникативными учебными навыками во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное состояние в классном коллективе. Если он легко находит общий язык со своими одноклассниками, то ему психологически комфортно. И наоборот, неумение контактировать с окружающими уменьшает круг друзей, вызывает ощущение отвергнутости, неудовлетворенности, а в дальнейшем может провоцировать негативные формы поведения. Коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе как условие благополучия ребенка в будущем [2–4].
В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна. Данная категория обучающиеся испытывают следующие трудности формирования коммуникативных навыков: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи.
По мнению Л.С .Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой важные факторы, влияющие на развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей [1]. Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции. Овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе [6,7]. Как нельзя лучше для формирования коммуникативных учебных действий подходит такая форма организации работы на уроке, как групповая работа.
Предмет: коммуникативные учебные действия.
Объект: уровень сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности.
Цель: определить уровеньсформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Задачи:
1. Проанализировать понятие: «коммуникативные учебные действия» как научный феномен
2. Дать психолого – педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью
3. Рассмотреть особенности формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
4. Рассмотреть особенности внеурочной деятельности как средства коррекционной работы по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
5. Рассмотреть способы, методы и подходы коррекционной работы по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Глава 1. Теоретический обзор психолого – педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности»
1.1. Понятие: «коммуникативные учебные действия» как научный феномен
Проблема формирования коммуникативных универсальных действий на современном этапе приобретает значимость. В соответствии с ФГОС ОО нового поколения их развитие связано с формированием личностной позиции как субъекта, влияющих на результаты обучения детей. По мнению Т.И. Шамовой, это связано с тем, что «в современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом» [6, с.43].
Его содержание обусловлено изменением отношения к ученику как субъекту педагогического воздействия и собственной жизни, обладающего уникальной коммуникативной способностью и ориентировано на развитие творческих возможностей ребёнка. Поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий становятся одним из важнейших приоритетов начального общего образования.
Проблемой формирования коммуникативных универсальных учебных действий получила освещение в исследованиях А.Ф. Ануфриева, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и других. Самые разные стороны данной проблемы в начальной школе нашли освещение в исследованиях С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой, А.Ж. Овчинниковой. Г.А. Цукерман и других. Несмотря на обилие работ, посвященных данной проблеме, учителя начальных классов в практической деятельности не всегда понимают значения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий(далее КУУД) у детей младшего школьного возраста, не учитывают их ролив повышении качества образования, имеют смутные представления о критериях и уровнях их сформированности.
Обращение к данному феномену важно потому, что на современном этапе развития общества успехи детей начинают приобретать социальный смысл и требуют поиска новых форм организации общения. В этой связи одной из важнейших задач начальной школы является создание благоприятных условий для формирования КУУД у младших школьников.
Прежде всего, необходимо решить исходную проблему процесса формирования УУД в школе – это преобладание фронтальной формы организации учебных занятий.
Какие бы грамотные речи учитель ни произносил у доски, какие бы компьютерные средства, красочные и содержательные учебники не использовал, при фронтальной организации обучения ему никогда не удастся включить каждого ученика в активную учебную деятельность. Для становления личностных, регулятивных и коммуникативных действий требуется, чтобы школьники в учебном процессе активно взаимодействовали между собой и с педагогами.
Коммуникативные УУД делят на две условные подгруппы:
умения коммуникации – умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, формулироватьвопросы на основании услышанного и прочитанного.
умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в парах, группах, командах.
Для формирования коммуникативных УУД необходимо систематически включать каждого учащегося в соответствующие ситуации и организовывать рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях.
Анализируя нормативно - правовые документы и Федеральные государственные образовательные стандарты, можно констатировать необходимость изменений в требованиях к образовательному процессу [3, с. 193]. Становление определения универсальных учебных действий (далее УУД) сопряжено с изменениями парадигм образования; с усвоением знаний, умений и навыков, развитием личности учащегося.
Формирование УУД является надёжным курсом преумножения качества образования. УУД были закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и стали применяться в деятельности школ с 2009 года. Теоретическими вопросами формирования УУД занимались следующие авторы: А. Г. Асмолов [1], Г. В. Бурменская [3], С. В. Молчанов [3] и др.
Согласно взглядам А. Г. Асмолова в широком смысле УУД представляет собой умение обучаться, то есть это саморазвитие и самосовершенствование навыков субъектов посредством осмысленного и интенсивного постижения новых высот и получение дополнительного опыта. «Уметь учиться» − это важнейший фактор увеличения эффективности изучения обучающимися предметных знаний, умений и развитие компетенций, образа окружающего мира.
Универсальные учебные действия, в узком смысле, представляют собой комплекс действий обучающихся, которые обеспечивают самостоятельное овладение новыми знаниями, формирование умений, в том числе организацию данного процесса. Многие авторы акцентируют внимание на следующих функциях УУД: обеспечить возможности обучающихся без помощи других воплощать в жизнь деятельность учения, устанавливать цель, осуществлять поиск необходимых средств и способов её достижения; создать условия для гармоничного формирования личности и её самореализации на базе готовности к её постоянному обучению.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС начального общего образования, задача учителя состоит не в простой передаче знаний ребенку, а в том, чтобы школьник научился сам строить учебный процесс − ставить цели, искать пути их реализации, рефлексировать. Достижение этой цели становится возможным благодаря сформированным универсальным учебным действиям (далее УУД).
Способность учащегося усваивать новые знания, умения и компетенции обусловлена тем, что «УУД открывают возможность широкой ориентации – как в предметных областях, так и в самой учебной деятельности, ее мотивационно-целевой сфере». УУД обеспечивают возможность для гармоничного развития личности, самореализации, носят надпредметный характер, что позволяет применять их на любом учебном предмете, осуществлять преемственность образовательного пути обучающегося. Существует четыре блока УУД. Личностный, обеспечивающий ценностно-смысловое ориентирование учащихся, принятие ими социальных ролей, норм морали и нравственности. Регулятивный, позволяющий детям научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения – организовывать самих себя. Познавательный, способствующий формированию логического мышления. Коммуникативный, обеспечивающий социальную осведомленность .
Особое внимание в рассматриваемой концепции уделяется коммуникативным УУД, т.к. содержание, способы общения и коммуникации обеспечивают формирование у детей регулятивных навыков, обуславливают формирование личностного отношения, то есть восприятия себя как к личности, позволяет свободно познавать мир. В данном контексте коммуникация рассматривается в полноценном значении аспекта общения и социального взаимодействия (от установления контакта до построения сложных межличностных отношений).
Существуют базовые, абсолютно необходимые для поступления ребенка в школу понятия, на основе которых базируется последующий учебный процесс. Например, умение общаться со взрослыми и сверстниками, выбор партнера по общению, приемлемое к нему отношение, а также владение некоторыми вербальными и невербальными средствами общения. Но, как показывает педагогическая практика, уровень развития коммуникативной компетенции у первоклассников различен, у многих детей он далек от идеала. Именно поэтому разработчики нового проекта ФГОС большое внимание уделяют развитию коммуникативных УУД.
Для младших школьников важность развития к
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире. - М. , 2002.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология - М., 2006.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.-264 с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
5. АсмоловоА.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
6. Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды. - М., 2002.
7. Бурякова Т.С. Индивидуально-творческий стиль учителя начальных классов и работа по новым ФГОС // Начальная школа «До и после». 2011. № 12. С. 52–56.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2011.
9. Иглина Н.И. Реализация требований ФГОС в рамках программы «Все узнаю, все смогу» // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 07. С. 28–34.
10. Карабанова, О. А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx? ob_no=12250 (дата обращения: 15.04.2017).
11. Митичева Т.И., Маслова В.С., Феоктистова Е.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеучебной деятельности // Альманах современной науки и образования. № 5 (95). 2015. С. 129–131.
12. Мишанова, О. Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] : монография / О. Г. Мишанова. – Москва : Издательство «Спутник +», 2012. – 146 с.
13. Никитина, Е. Ю. Виды управленческих действий учителя при формировании у младших школьников умений речевого этикета [Текст] / Е. Ю. Никитина, Е. А. Зырянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 8. – С. 105–122.
14. Никитина, Е. Ю. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Г. Мишанова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 10 – С. 130–146.
15. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. – Москва : МАНПО, 2006. – 154 с.
16. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 26.03.2017).
17. Перфильева, Л. П. Проблематика и теоретико-методологические аспекты формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Е. А. Зырянова, Л. П. Перфильева // Языковое образование учащихся младших классов. – Москва : Владос, 2013. – С. 41–61.
18. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2010. – 35 с.
20. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http: // dspesoch - ryb.edu.yar.ru / svedeniya _ ob _ obrazovatelnoy _ organizatsii / obrazovatelnie _ standarti / glossariy.pdf
21. Фоменко Н.В. Дидактические условия формирования учебной деятельности в начальных классах // Международный научный журнал «Иновационная наука», ISSN 2410 - 6070. - Уфа, 2015. - 304с. - С.269.
22. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993. 7. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 05. С. 1–6.
23. Ширинкина М.П. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности: диссертация магистра : Дис . маг. – Армавир, 2017. – 107с.
24. Языковое образование [Текст] : коллективная монография / под ред. проф. Е. Ю. Никитиной. – Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 170 с.