Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность темы определяется тем, что целью логистики следует считать интеграцию всех сфер деятельности фирмы, связанных с движением материальных потоков, в единичный комплекс. Существуют разнообразные способы доставки, благодаря которым в разных звеньях снабженческосбытовой цепочки достигаются свои желательные уровни и сроки исполнения заказов. Сегодня компетентность в логистике является нематериальным инструментом привлечения потребителей, обеспечивающий ценовую премию за точное соблюдение условий времени и места. Некоторые
2
потребители в общем комплексе маркетинговых усилий более всего ценят стимулирование продаж или цену [2]. Логистическая деятельность составляет неотъемлемую часть любой маркетинговой стратегии, так как без соблюдения условий времени и места не может произойти передача собственности. При этом конкурентоспособность предприятия зависит от степени взаимодействия маркетинговой и логистической деятельности компании, которая и определяет степень удовлетворения потребностей клиентов. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ОПЕРАЦИЙ 1.1 Логистическая система на предприятии
В современном мире происходит стремительный рост производства, расширение номенклатуры товаров, производимых различными предприятиями, а также расширение сетей торговли (оптовой и розничной), совершенствование данной системы, создание складов, что, в свою очередь, влияет на рост товарооборота предприятия. Все это повышает роль логистики в управлении предприятием. Более того, в настоящее время нельзя представить какое-либо торговое или производственное предприятие, не занимающееся решением задач логистики. Так, логистика в деятельности предприятия позволяет оптимизировать товарные, финансовые и информационные потоки на предприятии, а также, по утверждению Т. Аллегри, «существенным образом сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов». Актуальность изучения роли логистики в управлении предприятием также связано с тем, что, по данным Международного валютного фонда, затраты на логистику составляют на
3
уровне предприятий – от 4 % до более чем 30 % доходов, у европейских предприятий этот показатель колеблется в пределах от 9 % до 11 %. Логистика представляет собой важную работу, которая раскрывает широкие способности с целью использования как человеческих, так и материальных ресурсов, которые, в свою очередь, оказываю влияние на национальное производство в целом. Логистическое управление в существенной мере влияет на положение финансово-экономического, а также законодательного обеспечения в условиях современной рыночной экономики. Данное обстоятельство необходимо, прежде всего, отнести к рынку автотранспортных услуг, учреждения хозяйства склада, формированию автотранспортных служб в организациях-посредниках. Тем не менее, работа в области логистики никак не ограничивается только лишь данными тенденциями, она является более многогранной. Логистическая работа, кроме того, содержит в себе деятельность по руководству кадровым обеспечением предприятия, торговую деятельность, организацию систем информации и т.д. Особенная новизна подхода логистики в управлении предприятием связана с ограниченным взаимоотношением всех перечисленных сфер деятельности с целью формирования гармонично связанных товаропроводящих организационных систем, при этом легких в управлении и проявляющих высокий уровень эффективности в работе [12]. Практика высокоразвитых стран в экономической сфере и крупных предприятий в России показывает, что логистика занимает важную нишу в бизнес-процессах современных предприятий. Эффективное развитие разнообразных бизнес-процессов, их способность к конкуренции как на внешних, так и на внутренних рынках в значительной степени определяется сформированной системой логистики предприятия и развитостью менеджмента логистики предприятия в целом. Логистика представляет собой часть процесса системы поставок предприятия, в которой эффективное
4
планирование, выполнение и контроль над ее главными этапами, заключает в себе также и хранение, и движение товаров и продукции производимых предприятием. Логистическая система – это система управления логистическими процессами, с обратной связью, работающими в единой многоуровневой структуре, с единым центром распределения ресурсов по установленным критериям эффективности их использования. Другими словами, это система, позволяющая обеспечивать выполнение логистических операций с товаром или продукцией с оптимальными затратами на их перемещение по всей цепочке поставок в процессе достижения целей и планов бизнеса. Более понятно и подробно на эту тему написано в моей статье "Логистические системы" - (почтите – это интересно). А теперь о том, как внедрять? Как вы, уже, поняли из вышеуказанного примера, купить логистическую систему или внедрить ее без участия руководства и персонала компании, при помощи какого-то одного «умного» приглашенного со стороны специалиста – нельзя. Внедрение должно производиться силами коллектива участников Рабочей группы, на основании данных независимого аудита. [5] В качестве предмета обследования берется вся внутренняя логистическая цепочка, состоящая из следующих основных звеньев: а) клиентский сервис (сбор и обработка заявок на поставку товара или продукции); б) закупочная логистика (управление запасами); в) складская логистика; г) транспортная логистика; д) производственная логистика; е) распределительная логистика; ж) система учета логистических операций.
5
1.2 Особенности контроля логистических систем и операций в организации
Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды. Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию: планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия; операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием; информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия; информационных технологий с компаниями-партнерами. Необходим контроль процесса управления логистическими операциями: - оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы; - оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению; - оценка способностей персонала понимать потребности заказчиков и удовлетворять их.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ОПЕРАЦИЙ 2.1 Методы и способы контроля ЛС и ЛО
Фазы контроля логистической системы: - Определение плановых значений логистических показателей. - Расчет фактических значений логистических показателей. - Сравнение фактических и плановых показателей (выявление отклонений). - Анализ выявленных отклонений. Внутренний контроль представляет собой процедуру проверки, проводимую для оценки эффективности службы снабжения; оцениваются в частности:
6
- ее отношения с внутренними потребителями (другими службами); - методы работы, используемые сотрудниками службы снабжения; - отношения с поставщиками [3]. Положение по внутреннему контролю на предприятии содержит следующие пункты: 1. Надежность ответственных лиц. 2. Разграничение ответственности. 3. Полномочия руководителей. 4. Соответствие документов установленным требованиям 5. Стандартные процедуры. 6. Охрана. 7. Передача обязанностей. 8. Независимые проверки. Обязателен контроль качества обслуживания потребителей: оценка точности и аккуратности в выполнении заказов; оценка соответствия уровня исполнения операций по логистике ожиданиям потребителей; оценка характера и типичности ошибок в работе; оценка оперативности, срочности исполнения заказов и т.д. Вместо управления отдельными службами современные рекомендации инжиниринга предлагают управлять сквозным бизнес-процессом, а управление суммарными издержками компании считается более эффективным, чем сокращение расходов по подразделениям. Управление общими расходами предприятия не может быть должным образом организовано без координации действий всех подразделений. Чтобы эффективно управлять затратами, нужно точно знать, на что и сколько предприятие тратит, а для этого — вести статистику расходов по каждому их виду. Важно сосредоточить свои усилия на упрощении процессов и устранении потерь везде, где это возможно.
7
При сокращении затрат предприятия часто совершают следующие ошибки: внимание к очевидным затратам и потеря из виду существенных затрат, скрытых в статье “прочие расходы”; экономия на подборе и профессиональной подготовке персонала подрывает престиж фирмы и приводит к потере клиентов; ухудшение отношений с партнерами и сотрудниками из-за “выжимания соков”; чрезмерное снижение затрат на важных участках — урезая затраты на оплату труда, компания может потерять ключевых сотрудников; непонимание механизма взаимозависимости затрат компании — иногда общего снижения затрат можно добиться, увеличив их на какой-то отдельный вид деятельности [7].
2.2 Методы и способы оптимизации контроля
Способы оптимизации контроля: бизнес-аналитика и системы поддержки принятия решений как инструмент оптимизации логистики предприятия. 1. Системы поддержки принятия решений (далее СППР) применяются с целью проведения комплексного и объективного анализа деятельности компании в сложных многофакторных условиях. СППР возникли в 50-60 годах и развивались в контексте соединения управленческих информационных систем и систем управления базами данных. СППР осуществляют поддержку принятия решений на основе многих методов. В том числе: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, рассуждение на основе прецедентов, поиск знаний в базах данных, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, имитационное моделирование, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и многие другие [3]. По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР: ‒ пассивные (не предлагают конкретного решения, просто информационно поддерживают);
8
‒ активные (задействованы в разработке решения); ‒ кооперативные (система предлагает, лицо принимающее решение корректирует и отправляет в систему на проверку обратно до тех пор, пока предложенное решение не удовлетворит ЛПР). По способу поддержки различают СППР ориентированные на: ‒ статистические, финансовые или иным модели; ‒ данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные; ‒ документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах; ‒ знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах. По сфере использования выделяют общесистемные и настольные СППР. Общесистемные работают с большими СХД и применяются многими пользователями. Настольные являются небольшими системами и подходят для управления с персонального компьютера одного пользователя. Выделяют четыре основных компонента: ‒ информационные хранилища данных; ‒ средства и методы извлечения, обработки и загрузки данных (ETL); ‒ многомерная база данных и средства анализа OLAP; ‒ средства Data Mining. 2. Бизнес-аналитика. Бизнес-аналитика в первичном виде называется business intelligence и представляет собой программное обеспечение, разработанное для помощи лицу, принимающему решение (далее ЛПР), при анализе данных о деятельности своей компании и некоторых внешних факторах. Заключение
В результате рассмотренного и изученного материала, были решены следующие задачи исследования:
9
1. Анализ контроля ЛС и ЛО 2. Изучены методы и способы контроля ЛС и ЛО. 3. Изучены методы и способы оптимизации контроля. Практика высокоразвитых стран в экономической сфере и крупных предприятий в России показывает, что логистика занимает важную нишу в бизнес-процессах современных предприятий. Эффективное развитие разнообразных бизнес-процессов, их способность к конкуренции как на внешних, так и на внутренних рынках в значительной степени определяется сформированной системой логистики предприятия и развитостью менеджмента логистики предприятия в целом. Логистика представляет собой часть процесса системы поставок предприятия, в которой эффективное планирование, выполнение и контроль над ее главными этапами, заключает в себе также и хранение, и движение товаров и продукции производимых предприятием.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы 1. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дэйвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп—Бизнес", 2014. 2. Гаджинский А. М. Логистика : учебник. 18-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2010. 484 с. 3. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. 4. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. М. ИД "Дашков и К°, 2014. 5. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга,2010. 6. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник / И.В. Ершова, Т.М. Иванова. - М.: Изд-во «Кнорус», 2013. - 315 с
10
7. Залманова М.Е. и др. Производственно-коммерческая логистика: Учебное пособие по курсу "Логистика" для студентов спец.0608 / М.Е. Залманова, О.А. Новиков А.И. Семененко. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2010. 8. Зубков Г.С. и др. Торговая логистика: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2014. 9. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана,2014. 10. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы М.: ПРИОР, 2015. 11. Леншин И.А., Юрченко А.В. Практикум по логистике. М.: Машиностроение, 2014. 12. Линдерç М.Р., Фирон X.Е. Управление снабжением и запасами: Логистика / Пер. с англ. - СПб.: Полигон - 2014. 13. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: Инфра-М, 2010 14. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А.Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014.- 368 с. 15. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э. и др. Транспортная логистика: Учеб. пособие. М.: Брандес, 2013. 16. Нагловский С.Н. Логистика. Ретроспектива. Прогнозирование. Управление. Эффективность. Надежность. Ростов н/Д., 2014. 17. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2010. 18. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. СПб.: ИД "Бизнес-пресса", 2014. 19. Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротин и В.И. Сергеева. М.: Инфра-М, 2014. 20. Плещенко В.И. Процесс закупок, его роль и место в хозяйственной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 6 (6). — с. 18-29.
11
21. Ройников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Инфра-М, 2010. 22. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб: Политехника,2014. 23. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: Инфра-М, 2014. 24. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник. М.: Транспорт, 2010. 25. Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. М: Изд-во РДЛ, 2014. 26. Логистическая система. - http://logisticstime.com/logisticheskayasistema/logisticheskaya-sistema-i-ee-osnovnye-podsistemy/ 27. Логистические системы: понятие, основные черты и свойства. - http://www.xcomp.biz/1-2-logisticheskie-sistemy-ponyatie-osnovnye-cherty-isvojstva.html 28. Функциональные области логистики: функция снабжения или управления закупками. - http://www.hvacschool.ru/vestnik_ano/vestnik_ano_ukc_universitet_23/funkcionalnie_oblasti_1/ 29. Цели и задачи анализа логистических систем. - https://www.ereading.club/chapter.php/97247/5/Shepeleva_-_Shpargalka_po_logistike.html