Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современном мире существует серьезная проблема отказа молодежи от патриотических идей, стремление к западной культуре, которое не может быть исправлено без эффективной педагогической работы по гражданскому воспитанию.
Многие ученые ставили вопрос, какие методы гражданско-патриотического воспитания школьников и молодежи являются наиболее эффективными.
В данной курсовой работе предпринята попытка определить актуальность изучения государственной музыкальной символики в контексте задач гражданского воспитания. Предполагается, что через российский гимн и национальные музыкальные композиции, которые олицетворяют Россию как сверхмощную державу, подростки и молодежь смогут проникнуться чувством реального патриотизма.
Цель исследования – проанализировать актуальность изучения государственной музыкальной символики в контексте задач гражданского воспитания.
Объект исследования – государственная музыкальная символика.
Предмет исследования – государственная музыкальная символика в контексте задач гражданского воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Описать понятие гражданского воспитания.
2. Охарактеризовать основные компоненты гражданского воспитания.
3. Проанализировать содержание и история понятия государственной символики.
4. Изучить российские гимны как образцы государственной музыкальной символики.
5. Определить значение государственной музыкальной символики для гражданского воспитания.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, историографический, классификация, моделирование, синтез.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ
1.1. Понятие гражданского воспитания
В современном мире очень важно воспитывать молодежь в верном направлении. От того, какие стремления и цели будут у подрастающего поколения, зависит дальнейшая судьба всего государства, всего общества. Одни из основополагающих проблем современной России – это проблемы гражданского воспитания, касающиеся подрастающего поколения .
Для проведения исследования необходимо точно определить само понятие «гражданское воспитание», понять, что такое гражданское воспитание. Под «гражданским воспитанием» специалисты понимают сам процесс воспитания человека-гражданина, становления его как личности. Специалисты в своих научных работах поднимают важные вопросы :
– какого именно гражданина нужно воспитывать в человеке;
– каким должно быть гражданское воспитание в школе.
Соглашаясь с тем, что все же нужно воспитывать гражданина своей страны, педагоги и родители не знают, как же это сделать в таких условиях, когда перестало проявляться банальное уважение к органам федеральной власти и государственной безопасности – а ведь, как это ни парадоксально, именно наличие этих органов и дает любому государству полное право именоваться демократическим.
Современные школьники уже совсем иначе относятся к нравственным ценностям общества. Во многом виной этому служит отсутствие должной работы учителей со школьниками, преподавателей со студентами, родителей со своими детьми.
Детские организации, занимавшиеся такой работой, более 20 лет назад, были ликвидированы в результате проведения деидеологизации образования. Но образование не может существовать без идеологии и политики. А идеологии периодически сменяют одна другую, соответственно, должно видоизменяться и образование .
При этом нельзя допускать, чтобы какая бы то ни было идеология провозглашала отказ от многовековых общественных ценностей, иначе смысла в этой идеологии нет. Государство должно всегда стоять на защите гражданского образования. Правительство обязано обеспечивать своим жителям достойное образование, причем при разумных затратах трудовых и финансовых ресурсах государства .
В последнее время все сильнее ощущается влияние Запада на Россию, и это не может не вызывать возмущение у патриотов Российской Федерации. Это негативно отражается на школьниках. Подростки очень восприимчивы к общественному мнению, к модным молодежным движениям. Все это упрямо навязывается США, потому гражданское воспитании в России сильно затруднено.
Сегодня россиянам особенно приятно осознавать, что наконец-то государство начало бороться с бессмысленностью образования школьников. Российское правительство призвано разработать меры патриотического воспитания подростков. Все чаще там появляются идеи о возобновлении работы детских школьных организаций, о том, что подрастающее поколение должно быть максимально задействовано в активной общественной жизни .
Но, даже несмотря на эти шаги российского государства, педагогам и родителям с помощью эффективных методологий нужно решать проблему общественного гражданского воспитания детей. Россия остро нуждается в настоящих гражданах, гражданах с большой буквы, которые точно знают, чего требует от них современная Россия, которые ставят перед собой конкретные цели и добиваются их во что бы то ни стало, которые чувствуют свою ответственность перед Родиной .
1.2. Основные компоненты гражданского воспитания
Одним из основополагающих факторов гражданского воспитания является необходимость привить к школьникам искреннюю любовь к России, достичь того, чтобы подростки осознавали свой гражданский долг. Российские школьники и студенты должны четко осознавать свои гражданские права и обязанности, к ним относится и участие в выборах, как активное, так и пассивное .
Чаще всего учителя истории и обществознания прививают школьникам эти ценности. Также на достижение такой цели ориентированы такие предметы как культура речи, правоведение, культурология, политология и подобные им дисциплины.
Кроме того, с молодости школьников нужно учить принимать взрослые решения самостоятельно, основываясь на здравом смысле и логике. Этому способствуют так называемые дни самоуправления, когда наиболее активным ученикам дают возможность вести уроки у сверстников или более младших классов. Это вырабатывает у школьников осознание своей гражданской значимости в образовательном процессе, воспитывает в них патриотический дух .
Навыки, приобретенные школьниками в процессе самоуправления, помогут им в дальнейшей жизни принимать единственно верное решение в конкретной ситуации, а также позволит быстро находить общий язык с коллективом: в институте, на работе, дома. В данной ситуации никак не обойтись без изучения основного закона Российской Федерации – Конституции .
Она должна стать настольной книгой для подростка, именно в ней он найдет вопросы по правовому устройству и регулированию в России. Но, конечно, мало кто из молодежи захочет самостоятельно почитать Конституцию, скорее всего энтузиазма будет мало. В этом-то и состоит основная задача современных педагогов: вызвать искренний интерес у школьников и студентов к истории Отечества, добиться того, чтобы дети и подростки не были безразличными к судьбе своей Родины, а наоборот, стремились активно участвовать в ее вершении .
Сформировать в человеке Гражданина, заложить фундамент для становления личности должен помочь правильный педагог. В понятие «правильный» включается набор качеств, таких как справедливость, ответственность, честность, достойность, верность своему делу и своей профессии, патриотизм, любовь к детям, стремление к самосовершенствованию и т д.
Только такой руководитель сможет направить подростка в нужное русло, сформировать правильное и рациональное отношение его к жизни, к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 21 июля 2014 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 01.02.2019)
2. Архангельская Ю.Д., Илларионова Е.К., Залеская В.А. Военные песни как символ исторического развития России // Исторические заметки. – 2017. – № 16. – С. 148–159
3. Бенедиктова А.В., Романовская С.М., Хвалынова Г.В. Применение государственной музыкальной символики как фактор успешного гражданско-патриотического воспитания школьников и молодежи в современных условиях // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 47–59
4. Британ М.А., Чурилова Г.Е., Смаровоз Ж.А. Технологии и методики гражданско-патриотического воспитания подростков: исторический обзор и современное состояние // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 80–91
5. Бурляк О.В., Зимогорова М.В., Торниенко Г.А. Правовые аспекты исследования государственной символики: исторический обзор и анализ современного состояния // Вестник Кубанского федерального университета. – 2017. – № 5. – С. 19–29
6. Вакуленко С.А., Живодерова М.Л., Демиденко С.М. Принципиальные отличия государственной символики России на различных исторических этапах // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 2. История и государственное право. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2016. – С. 42–59
7. Девяткин О.А., Шереметьева Н.Е., Гусейнова А.А. Принципы и правовые основы гражданского воспитания // Материалы научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты исследования в современной педагогике». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 30–45
8. Ивченко Г.В., Мануйлова Д.В., Щипкова В.С. Принципы нормативно-правового регулирования государственной символики: изменения в законодательстве // Вестник Красноярского государственного университета. – 2017. – № 9. – С. 50–64
9. Ипатова М.А., Олонецкий С.М., Горчакова В.А. Гражданское воспитание как социокультурная категория: проблемы и перспективы развития гражданско-патриотического воспитания в Российской Федерации. – М.: Форум, 2017. – С. 38–50
10. Колобродова С.М., Хвостикова А.А., Чекуленко И.С. Формат внедрения принципов нормативно-правового регулирования государственной символики в Российской Федерации: анализ правовых документов // Сборник статей Балтийского федерального университета. Вып. 1. Правоведение. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета, 2018. – С. 33–45
11. Кулакова С.А., Мамонтова Н.Э., Чудновская И.Р. Государственная символика России и патриотическое воспитание молодежи // Вестник Саратовского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 90–104
12. Оноприенко И.В., Капустин Е.К., Широкоглядова И.Ю. Принципы гражданского воспитания молодежи: педагогический и правовой аспекты исследования // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 3. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2015. – С. 48–60
13. Панченко Ю.В., Грибанова Е.В., Мелентьева В.М. Особенности деятельности образовательных организаций в сфере патриотического воспитании // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации и правового регулирования экономической сферы в Российской Федерации». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2017. – С. 88–100
14. Савельева С.И., Далидян А.К., Панкратов М.М. Достоинства и недостатки современных принципов гражданского воспитания в Российской Федерации // Сборник статей Дагестанского федерального университета. Вып. 4. Общество и право. – Махачкала: Издательство Дагестанского федерального университета, 2018. – С. 41–57
15. Самедова Е.Н., Гриньков И.М., Копылова И.А. Государственная символика как политическая категория и правовой объект // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы деятельности государственных организаций в Российской Федерации в начале XXI века». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2014. – С. 37–49
16. Спасский Г.М., Чудновская А.А. Развитие патриотических чувств у школьников и молодежи: российский и зарубежный опыт // Материалы научно-практической конференции «Социальные и правовые проблемы современного мирового сообщества». – Н. Новгород: Нижегородский государственный университет, 2017. – С. 106–117
17. Стариков М.И., Голованова Н.К., Мкртчян Г.О. Гражданское воспитание в современной практике деятельности образовательных организаций: социальные и правовые аспекты // Правовое регулирование образовательной деятельности в России. Сборник статей. – Ярославль: Издательский дом «Палитра», 2017. – С. 66–79
18. Тимирязев М.И., Заврагин И.А., Крючкова Т.А. Общая характеристика гражданского воспитания как специфической формы социально-педагогической деятельности // Педагогика. Сборник статей. – Сочи: Гранула, 2018. – С. 103–116
19. Что такое гражданское воспитание учащихся: проблемы и задачи // Веселая школа. Информационный портал. – [Электронный ресурс] http://veselajashkola.ru/shkola/chto-takoe-grazhdanskoe-vospitanie-uchashhixsya-problemy-i-zadachi-2/ (Дата обращения: 01.02.2019)
20. Шаповалова Ю.Л., Чурковская И.А., Симонова Н.К. Принципы поведения граждан при исполнении государственного гимна Российской Федерации // Современная геральдика. – 2018. – № 3. – С. 20–32
21. Щуркова Ю.В. Специфика деятельности педагога по гражданскому воспитанию школьников в современном обществе: педагогические и правовые аспекты // Правовое регулирование образования в России. Сборник статей. – Архангельск: Издательский дом «Адамант», 2016. – С. 58–70