Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Поэтому перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Именно такой технологией обучения детей в начальных классах большинство ученых признают проблемное обучение, без которого, по их мнению, невозможно развитие интеллектуальных способностей.
Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют обучающихся на самостоятельный поиск информации, активизируют мышление, а значит, делают знание не отвлеченным, а личностно-значимым. Они позволяют научить детей самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее.
3
Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, то есть оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на развитие творческого мышления учащихся.
1. Теоретические основы проблемного обучения
1.1 Сущность проблемного обучения
Проблемно-ориентированное обучение (проблемное обучение) - это ориентированная на учащихся педагогика, в которой ученики узнают о предмете на основе опыта решения открытой задачи, найденной в триггерном материале. Процесс проблемного обучения не фокусируется на решении проблем с помощью определенного решения, но он позволяет развивать другие желательные навыки и атрибуты, которые включают в себя приобретение знаний, расширенное группового сотрудничества и общения. Процесс проблемного был впервые разработан для медицинского образования и с тех пор был расширен для других программ обучения. Процесс позволяет учащимся развивать навыки, используемые для их будущей практики. Это повышает критическую оценку, поиск литературы и способствует постоянному обучению в командной среде.
Ключевой дефиницией проблемного обучения является проблема (от греческого – «задача»).
С философской точки зрения «проблема» понимается как знание о незнании.
С педагогической позиции проблема – это сложное теоретический или практический вопрос, требующий решения, изучения, исследования. Проблема возникает там, где личность сталкивается с интеллектуальным затруднением в процессе решения реальных ситуаций [2, c.25]. Проблемы могут иметь объективный (когда еще не существует их научного решения) или субъективный характер (научное решение данной проблемы есть, а только определенная группа школьников не знают способов ее решения).
Что касается понятия «проблемного обучения», то ученые относят его к разным категориям. Его называют типом учебного процесса, методом, принципом, психолого-педагогической системой, подходом к обучению, и наконец, педагогической технологии. В контексте современной педагогики проблемное обучение рассматривается как педагогическая технология. Что же такое технология?
Технология отвечает на вопрос «Как?»: «Как строить? Как лечить? »
Педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить? Как воспитывать?»[6, c.7].
Педагогическая технология проблемного обучения отвечает на вопрос «Как открывать знания вместе с учениками?». Вся история человечества - это история творчества: научных открытий, технических изобретений, художественных прозрений.
Проблемное обучение - это процесс открытия знаний, который включает четыре этапа:
постановка проблемы;
поиск решения;
выражение решения;
4
презентация продукта 10, с. 52 .
Суть технологии проблемного обучения состоит в том, что учащимся необходимо пропустить через эти же четыре этапа научного творчества. При этом, в отличие от ученого, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, только для себя лично, а не для всего человечества, выражая его в простых выражениях.
На проблемном уроке учитель сначала диалогом помогает детям поставить проблему, то есть сформулировать тему урока и тем самым у детей вызывается интерес - познавательная мотивация. Затем учитель снова диалогом помогает детям решить проблему - открыть новые для них знания. При этом достигается глубинное понимание того, что ученик дошел до знаний лично. И наконец, учитель дает задание - все, что понял оформить в продукт, например, сформулировать правило и представить его классу. Так что действительно технология проблемного обучения обеспечивает творческое усвоение знаний: спросил-открыл-создал.
1.2 Особенности реализации проблемного обучения в школе
Технология проблемного обучения – это спроектированная учителем организация процесса активного и самостоятельного овладения учащимися новыми знаниями и способами действий в процессе субъект-субъектной сотрудничества учителя и школьника. Материалом для создания проблемных ситуаций могут быть языковые, речевые, коммуникативные понятия, лингвистические единицы, текст, эвристические вопрос, сократовский диалог, проблемные и исследовательские вопросы, загадки, эксперименты, анализ жизненных ситуаций и тому подобное 8, с. 145 .
На уроках наиболее эффективной является задача, перспективно-познавательного характера, предусматривающие развитие элементарных исследовательских способностей, задача собственно исследовательского направления, способствующие развитию умений устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения и выводы [4, с. 71].
В процессе выполнения заданий ученик должен сам найти проблему (речевую, языковую, коммуникативную), найти причину ее возникновения и решить, преодолеть, устранить ее (отредактировать, создать, продолжить текст, построить модель коммуникативного поведения и т.д.). Именно при решении таких ситуаций формируется личностный опыт школьника. Проблемные упражнения могут использоваться как специфическая форма учебного материала, в котором есть определенные условия и нет данных, что необходимо решить способом обновления знаний и умений, а также активной креативной мыслительной деятельностью: анализом языковых, речевых, коммуникативных фактов и явлений, поиск причин их функционирования, с выяснения их причинно-следственных связей и др.
Цель проблемного обучения состоит не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. Так как к новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление, то достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной
5
деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
Таким образом, в условиях проблемного обучения развитие активности умственной деятельности школьников можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше – к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их [18, с. 25].
Особенности применения проблемного обучения в школе следующие:
дать каждому ученику возможность реализовать свои способности; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
создать комфортные условия для каждого ученика; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций;
формировать ситуацию успеха; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
использовать на каждом уроке личностно-ориентированные педтехнологии, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [12, с. 76].
2. Методические особенности реализации проблемного обучения с целью активизации умственной деятельности
2.1 Роль проблемного обучения в активизации умственной деятельности учащихся
Учитель должен всегда и во всем побуждать учащихся к работе мысли и неуклонно вести их к самостоятельному мышлению. Чтобы научить учеников научно мыслить, не нужно увеличивать объем знаний, а следует идти путем, которым двигались мнения ученых, когда развивалась наука. С методической точки зрения это означает, что научность обучения определяется не собственно объектом знаний, а тем путем, которым учитель подводит учащихся к познанию различных явлений.
Активизация умственной деятельности учащихся является необходимым условием известного усвоения ими учебного материала. Ученик должен не просто усвоить определенную систему знаний, но и научиться анализировать, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи. Поэтому на уроках рационально вводить такие методы и приемы, которые предусматривают самостоятельную поисковую работу учеников. Одним из важнейших средств, способствующих выполнению этой задачи, является проблемное обучение.
Проблемный подход в обучении - это путь рассуждений, размышлений, наблюдений, выдвижение гипотез, решения познавательных задач, задач исследовательского характера, проверки правильности обобщений, выводов и тому подобное 17, с. 224 .
6
Суть проблемного обучения заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, восприятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя.
2.2 Методология организации проблемного урока
Проблемный урок значительно повышает воспитательную силу обучения, ведь выводы делают сами ученики. Их выводы - это выражение личных научно обоснованных взглядов. А знания, полученные таким образом, значительно теснее влияют на убеждения, чем знания, полученные традиционным способом (усвоением готовых знаний).
Проблемная учебная деятельность имеет большие преимущества и с точки зрения психологических закономерностей. На уроках очень трудно провернуть внимание всех учеников, всех привлечь к работе и достичь высокого уровня усвоения знаний. Чтобы решить проблему, раскрыть суть явления, надо думать, а для этого - усвоить фактический материал. Поэтому внимание учеников на «проблемном» уроке достаточно высоко, восприятие - очень продуктивно, а сила запоминания очень высока. И все это происходит естественно, непринужденно, как необходимое условие решения проблемы.
Организация проблемной познавательной деятельности возможна во всех классах, поэтому ее методика в целом одинакова. Есть различия только в:
- подборе фактического материала;
- специфике проблемных заданий;
- способах их выполнения 19, с. 70 .
На проблемном уроке материал освещается так, чтобы вызвать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечить активное целенаправленное внимание, восприятие, запоминание. Учитель ставит учеников перед необходимостью решения нового, неизвестного. Для этого он организует ознакомление учащихся с фактическим материалом и предлагает им самостоятельно выяснить суть явления, сделать необходимые выводы, применяя знания, умения, навыки, жизненный опыт, которые они уже имеют.
Проблемное изложение направлено на то, чтобы процесс познания включал не только усвоение ими готовых выводов от учителя, а на то, чтобы ученики учились мыслить, самостоятельно решая проблемно-познавательные задачи.
В практике преподавания следует применять различные варианты проблемного изложения:
1. Организуя изучение фактического материала, предлагать ученикам самостоятельно раскрыть его суть: объяснить причины событий, явлений, сделать выводы и тому подобное.
2. Знакомить учащихся с различными мнениями по сути вопросов, изучаемых или выложить два разных пути решения предложенной темы. При этом учащиеся должны обосновать эту мысль, которую они считают правильной.
7
3. Обращать внимание учащихся на какое-то противоречие, конфликт с тем, чтобы они сами нашли пути решения 13, с. 56 .
Перед учащимися возникает проблема, решение которой на уроке является стимулом их интеллектуально-познавательной активности и самостоятельности.
Не менее важным элементом проблемного урока является проблемное задание, которое выступает в виде вопроса, сформулированного учителем, или поручение ученикам найти и оценить различия в материалах, представленных для наблюдения. Это можно делать при изучении нового материала, при проверке знаний или при повторении.
Заключение
Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика. Успех развития этих способностей достигается главным образом на уроке, когда педагог остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Применение проблемного диалога разных видов на этапе постановки проблемы и поиска ее решения в процессе обучения математике в начальной школе. Самостоятельность рассуждений, доказательность предположений, изучение конкретных фактов, проявление творчества при ведении проблемного диалога на уроках математики способствовали развитию обучающихся, усвоению системы знаний и способов умственной и практической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдуллина Л.Б. Роль познавательного интереса в развитии детей младшего школьного возраста // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 10 марта 2014 г., г. Стерлитамак. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. С. 14-15.
2. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 72 с.
3. Данилов, Д.Д. Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций/ Д.Д. Данилов, Н.А. Исаева// Начальная школа плюс До и После. 2014. № 4. С. 22-34.
8
4. Жунисбекова Ж.А. Использование методов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-1. С. 71-75
5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 2014. 180 с.
6. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». Москва: ИКЦ «МарТ», 2014. 336 с.
7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 2010. 64 с.
8. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2014. 257 с.
9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: кн. для учителей. М.: Просвещение, 2017. 240 с.
10. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М: Академия, 2012. 168 с.
11. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» качественное образование для всех: Сб. материалов. М.: Баласс, 2016. С. 144-180.
12. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Воронеж: Модэк, 2011. 512 с.
13. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 2015. 208 с.
14. Особенности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой / сост. Ф.Р.Гвашева. Сочи: Педагогика, 2007. 51 с.
15. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукушина. М: Пресс, 2016. 426 с.
16. Планируемые результаты начального общего образования / Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 120 с.
17. Саушкина А.В. Проблемное обучение на уроках математики в начальной школе// Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] 2016. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 224-225.
18. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М: Инфра-М, 2012. 230 с.
19. Фурман А.В. Методика применения проблемных ситуаций на уроке // Проблемные ситуации в обучении. Москва: Академия., 2011. С. 67-152.
9
20. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа Плюс:«До и После». 2010. № 1. С. 36-38.