Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последнее время одной из проблем, требующих решения, является социальная дезадаптация подростков. Стоит отметить, что с каждым годом число дезадаптированных подростков увеличивается.
Современные дети мало похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимы, менее управляемы, более интеллектуально развиты и вместе с тем более инфантильны.
Даже если убрать внешние помехи – не разрешать смотреть телевизор, сменить школу или класс, переехать в другой район, но через некоторое время трудности появятся снова – ребенок начнет конфликтовать с другими учителями, убегать из школы или дома, найдет новую «неподходящую» компанию и т.п. Поэтому необходимо изменить самого подростка, сделать его неуязвимым, научить справляться с различными трудностями, которые неизбежно возникают при жизни в социуме.
Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том, что дело не в обстоятельствах, а в самом ребенке. А именно, в эффективности его социальной адаптации.
Профилактика всегда эффективнее любого лечения, именно поэтому выбор темы исследования «Диагностика социальной дезадаптированности подростков» актуален для России в настоящее время.
Объект исследования – процесс социальной адаптации подростков.
Предмет исследования – диагностика социальной дезадаптированности подростков.
Цель работы – проанализировать основные черты социальной дезадаптации подростков и определить ее диагностически значимые признаки для своевременной профилактики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, причины, виды и формы социальной дезадаптации подростков.
2. Проанализировать возрастные особенности подростков и определить диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.
3. Основываясь на опыте практической деятельности, описать выявление диагностически значимых признаков социальной дезадаптации подростков для своевременной профилактики
4. Сформулировать рекомендации по раннему выявлению и профилактике социальной дезадаптации.
Историографический обзор литературы. В ходе изучения диагностики социальной дезадаптированности подростков можно выделить следующие этапы изучения темы.
1) Изучение теоретических работ о социальной дезадаптации подростков таких авторов, как С.А. Беличева, Т.Д. Молодцова, О.И. Суслова, Б.Ф Семенов, и других.
2) Исследование научных работ о возрастных особенностях подростков и диагностически значимых признаках социальной дезадаптации таких ученых, как Б.Д. Парыгин, Г.С. Трофименко, а также материалов из Интернет.
3) Изучение практических материалов о практической деятельности выявления диагностически значимых признаков социальной дезадаптации подростков.
4) На основании работ таких авторов, как Д.Э. Пилиева, Т.Д. Молодцова, формулирование рекомендаций раннего выявления и профилактики социальной дезадаптации.
Характеристика источников получения информации: научные работы, учебные издания, статьи в научных журналах, электронные ресурсы.
База исследования: МАОУ «Ямская средняя общеобразовательная школа». К исследованию были привлечены 45 подростков в возрасте от 11 до 15 лет.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме;
- наблюдение;
- тестирование;
- методы обработки результатов исследования.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы диагностики социальной дезадаптированности подростков
§ 1. Понятие, причины, виды и формы социальной дезадаптации подростков
Социальная дезадаптация представляет собой частичную или полную утрату личностью приспособленности к условиям окружающего мира. Страдая социальной дезадаптацией или любыми ее признаками, человек не может максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми: он или постоянно избегает контактов с окружающими, или проявляет к ним агрессивное, конфликтное поведение, которое оказывает разрушительное влияние на его отношения и взаимодействия [9. С. 66 ].
Практически в каждом случае социальная дезадаптация возникает не стихийно: она или формируется у человека в течение продолжительного времени и под влиянием ряда факторов извне, или является его собственным, личным выбором.
Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление – разрыв между взрослым и детским периодом – создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм.
Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок [6. С. 34 ].
Как показал анализ явления дезадаптации несовершеннолетних, это явление многогранное, многовариантное, может проявляться с разн
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 2014. – 197 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 2015. – 360 с.
3. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб, 2014. – 220 с.
4. Возрастные особенности подросткового возраста // URL: http://rastut-goda.ru›teenager…osobennosti-podrostkovogo (дата обращения: 02.02.2018).
5. Диагностика социальной дезадаптации // URL: http://spravochnick.ru›…diagnostika…dezadaptacii/ (дата обращения: 02.02.2018).
6. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. – М., 2014. – 350 с.
7. Методическая разработка по теме: Профилактика социальной дезадаптации // URL: http://nsportal.ru›Школа›Социальная педагогика›…dezadaptatsi (дата обращения: 02.02.2018).
8. Молодцова Т.Д. Выявления дезадаптации подростков в учебных группах // URL: http:// cyberleninka.ru›article…dezadaptatsii-podrostkov…/(дата обращения: 02.02.2018).
9. Молодцова Т.Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № 5. – С. 65-71.
10. Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу. – СПб., 2015. – 400 с..
11. Пилиева Д.Э. Социальная дезадаптация как деформация социального развития подростка // Альманах мировой науки. – 2017. – № 2-2 (17). – С. 85-87.
12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2015. – 23- с.
13. Семенов Б.Ф. Социальная педагогика. – Свердловск, 2015. – С. 63–121. Предупреждение педагогической запущенности и правонурушений школьников / под ред. М. А. Алемаскина. – М.: НОРМА, 2014. – 169 с.
14. Суслова О.И., Денисова Ю.А. Феномен социальной дезадаптации в психологии // Образование в современном мире: сб. науч. статей / под ред. Ю. Г. Голуба. – Саратов, 2017. – С. 382-389.
15. Трофименко Г.С. Изучение особенностей становления личностной идентичности современных подростков // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. –2015. – № 4. – С. 278-285
16. Факторы социальной дезадаптации // URL: http://spravochnick.ru›…faktory_socialnoy_dezadaptacii/ (дата обращения: 02.02.2018).