Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня многие родители и педагоги, к большому сожалению, недооценивают важность развития у своего ребенка такого психического процесса, как воображение. Мамы и папы, как правило, переживают лишь за здоровье детей и их подготовку к школе. Конечно, заботиться о том, чтобы малыш рос крепким и выносливым, просто необходимо. А вот что касается второго вопроса, то здесь родители порой перегибают палку. Они начинают обучать свое чадо чуть ли не с пеленок, превращая все то, что находится вокруг него, в своеобразную школу. Жизнь маленького человечка в таком случае начинает подчиняться практически одной задаче. Его начинают готовить к школе, причем взрослые стремятся сделать это как можно лучше. К сожалению, подобный подход не оправдывает себя.
На сегодняшний день все большее количество детей отличаются начитанностью, умением пользоваться компьютером, они обладают многими знаниями, но при этом психологически совершенно не готовы к роли учеников. А дело все в том, что ведущей деятельностью для дошкольников является игра, во время которой у них развивается такая способность, как воображение. И если малыш в своем возрасте недоиграл и недофантазировал, то учеба в школе будет даваться ему с трудом. Ведь готовность к образовательному процессу - это вовсе не сумма каких-либо навыков, умений и знаний. Она выражается в цепи психического развития, которая приводит к появлению «умных» эмоций и способности предвосхищать исход тех или иных событий, выйдя за их границы.
Творческое воображение – сложный психический процесс. Воображение - самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, в результате которой возникают оригинальные и ценные продукты. Воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Сейчас часто поднимают вопрос о том, как на умственное развитие ребенка влияет воображение.
Ценность в том, что при отсутствии полноты знаний воображение позволяет принять решение, при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в том и ограниченность воображения.
У детей дошкольников формируется образ себя самого посредством установления связей между информацией, которую они получают в процессе общения и собственным опытом ребенка. В общении со взрослыми и сверстниками, узнавая и сравнивая себя с ними, ребенок получает знания не только о другом человеке, но и о себе.
Опыт ребенка формируется постепенно. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка совсем другое. Интересы ребенка и интересы взрослого различны и поэтому естественно, что воображение у ребенка иначе работает, чем у взрослого.
Актуальность данной темы состоит в том, развитие воображения у старших дошкольников является одной из главных задач в процессе воспитания ребенка.
Цель исследования: изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом курсовой работы является развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом является воображение у старших дошкольников через различные методы.
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста
• Изучить методы и способы развития воображения дошкольника
• Рассмотреть опыт педагогов практиков по развитию воображения у дошкольников
Теоретическую основу исследования по вопросам развития воображения составили работы Боровик О. В., Выготского Л.С., Давидчук А.Н., Комаровой Л.Г., Марцинковской Т.Д., Немова Р.С.
1.Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста
К дошкольному возрасту у ребенка формируется определенный кругозор и появляется база навыков. Он уже может адекватно оценивать свои действия и окружающих людей, также может дать самооценку своей внешности, характеру и поведению. Все умения для жизнедеятельности у него уже развиты, родителю остается подкорректировать их перед вступлением в новую жизнь. Чтобы не навредить ему, требуется учитывать психологические навыки детей 5-6 лет.
Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода является развитие воображения, в связи с чем, в отечественной науке старший дошкольный возраст рассматривается особо ответственным периодом для развития творческого воображения. Вместе с тем на современном этапе развития образовательной практики в РФ вопросы развития воображения детей дошкольного приобретают особую актуальность в связи с вступлением в силу ФГОС ДО нового поколения [1].
Так, одним из требований Стандарта на этапе завершения дошкольного образования становится развитие воображения старшего дошкольника: «обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»; «интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Анализ работ, посвящённых развитию воображения детей, позволяет говорить, что в возрасте 6-ти лет творческое воображение уже имеет активный характер, происходит заметный рост произвольности образов воображения, что проявляет себя в совершенствовании умений создавать замысел (новые образы), планировать его достижение.
Л.С. Выготский отмечал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». Он считал, что «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением»[1].
Рубинштейн Л.С. утверждал, что воображение «может быть только у человека. Только человек, имея полученные ранее знания и опыт, может создать себе картину, чего он сам не видел, и чего на самом деле нет»[10].
Дубровина И.В., считала, что «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы»[5].
Главными качественными характеристиками творческого воображения выступают:
• оригинальность, отражающая наличие творческой идеи;
• гибкость, обеспечивающая вариативность ответов;
• продуктивность, фиксирующая подчинённость образов поставленной задаче.
Вместе с этим, в исследованиях важная роль в развитии данных характеристик воображения у детей старшего дошкольного возраста отдаётся средствам художественной литературы и сказки. Опыт работы с детьми в детском саду показывает, что сказка является одним из основных ресурсов познавательного развития детей старшего дошкольного, но ее развивающий потенциал зачастую используется не полностью. С одной стороны такую работу многие воспитатели считают слишком трудоёмкой, с другой стороны ощущается нехватка методических разработок, доступного практического материала, обозначающего приёмы работы со сказкой с целью развития творческого потенциала детей, при этом потребность и необходимость в разработке методического сопровождения на этапе введения ФГОС дошкольного образования только растёт.
Основная потребность ребенка в этом возрасте – это общение со сверстниками и взрослыми людьми. Делает он это с помощью речи и специальных жестов. Категорически не рекомендуется его игнорировать, так как это может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Выделяют такую возрастную психологическую особенность для детей 5-6 лет, как «почемучка». Ребенка начинает интересовать все вокруг, он задает родителям самые разнообразные вопросы и желает получить максимально подробный ответ на них. Многие мамы и папы ввиду своей занятости ругают ребенка и просят не спрашивать всякие глупости. Стоит учесть, что именно на этом этапе у него развивается воображение, память, внимание, мышление и восприятие. Своим неверным действием можно нарушить этот естественный процесс.
Изучая вопрос о психологических особенностях детей 5-6 лет, следует помнить, что каждый ребенок – это индивидуальная личность, и развивается она абсолютно иным способом. Если соседский сын отлично знает английский язык, это вовсе не говорит о том, что в срочном порядке нужно искать соответствующего педагога. Возможно, есть другие сферы, в которых превосходит именно ваш ребенок.
Под воображением мы подразумеваем способность человека к созданию новых образов, которые возникают на основе воспоминаний о различных чувствах, ощущениях и пережитых событиях. Тот, кто способен на это, видит мир широко и многообразно. Воображение непосредственно связано с памятью и эмоциями, а также с восприятием всего окружающего [4].
Именно поэтому развитие этой способности оказывает большое влияние на общее становление личности. Воображение, представляя собой определенную форму психики, находится между восприятием и мышлением. При этом оно продолжает оставаться отделенным от этих двух процессов. Стоит отметить, что воображение – это явление абсолютно необходимое. Дело в том, что результатом данного процесса являются все культурные достижения, которыми обладает человеческое общество. И в этом уже наблюдается связь воображения с творчеством. Подобный процесс, кроме того, тесно связан с познанием. Последнего без этой способности вообще быть не может. Ведь изучить какой-нибудь материал без того, чтобы создать мысленные образы, просто невозможно. Отсюда же вытекает и связь воображения с логическим мышлением. Порой рациональный подход к решению задачи бессилен. В таком случае человек должен включить свое воображение. Оно позволит ему достроить недостающие детали. Подобные вымышленные элементы будут существовать до тех пор, пока не обнаружатся истинные связи. Таким образом, воображение является прекрасным стимулом логического мышления.
Функции воображения:
Представление действительности образов и их использование при решении поставленных задач. Подобная функция имеет непосредственную связь с мышлением и органически входит в него.
Регулирование различного рода эмоциональных состояний. Развитие воображения и творчества позволяет человеку отчасти удовлетворять многие свои потребности, снимая при этом возникающую напряженность.
Непосредственное участие в произвольном регулировании познавательных действий и состояний, в том числе внимания и восприятия, речи, памяти и эмоций. Человек, который вызывает в своем уме те или иные образы, способен обратить внимание на нужные события. Благодаря этому у него возникает возможность управления высказываниями, воспоминаниями и восприятием.
Формирование индивидуального плана действий, который создается в уме с помощью манипуляции образами.
Программирование и планирование деятельности, а также оценка процесса реализации и его правильности.
Родители, помогающие ребенку развить его воображение вместе с другими способностями, значительно повышают шансы чада найти свое место в будущем. И это направление должно непременно приниматься во внимание во время занятий с детьми.
Психологами выделяется три вида этой способности, каждый из которых зависит от способа его формирования. Итак, воображение бывает:
Воссоздающим. В этом случае формирование образа происходит на основе информации, полученной из самостоятельно прочитанной книги или услышанной истории.
Творческим. В этом случае ребенок фантазирует только с помощью своего ума, не опираясь на какие-либо события и факты. Подобный вид воображения является самым продуктивным. Его развитием и следует заниматься родителям и воспитателям.