Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В системе регуляции деятельности профессионала существенную роль играют эти-ческие принципы. Они закрепляют права и ответственность, тип отношений участников социально-педагогического процесса. Профессиональные сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе любой работник социально-педагогической сферы. Особенно важно соблюдать профессионально-этические нормы социальному педагогу, про-водящему социально-педагогическую диагностику семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Среди всех ценностей, которые имеют особую значимость для человека, является семья. Не вызывает сомнений роль семьи в обществе, а также в воспитании отдельного человека. Семья – основа воспи-тания детей родителями. При достаточно развитой культуре общения в семье у ребенка формируется духовное обогащение, ценности, происходит психическое развитие и оздоровление [1, С.61].
Однако сегодня значимость этой ценности утрачивается некоторыми индивидами, глубина и ответ-ственность не осознается в полной мере. Трансформации в обществе, реформы в экономике и поли-тике, оставили свой отпечаток и на семье. Увеличивается количество неблагополучных семей, в кото-рых существенно снижается образовательный и воспитательный потенциал, ухудшаются взаимоот-ношения между членами семьи. Ребенок растет в атмосфере постоянных ссор, конфликтов между ро-дителями. Нередко в конфликты вовлекаются и дети, что влечет за собой не только снижение воспи-танности и образованности в семье, но и формируется база для развития психических проблем детей, школьной неуспеваемости, отставания в развитии, асоциального поведения и нарушений адаптации в социуме. Нередко в таких семьях родители злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, ведут аморальный образ жизни. Важно своевременно выявить такие семьи и оказать им помощь. Социаль-но-педагогическая диагностика направлена на выявление таких семей [2, С.98].
Современный уровень социально-педагогической науки и практики, возросшая степень их влияния на социальные и педагогические процессы настоятельно требуют специальной регламентации действий социальных педагогов, как в процессе диагностической работы, так и в ходе практической реализа-ции их рекомендаций. Неправильные действия социальных педагогов, проводящих социально-педагогическую диагностику могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в семье, усугубить состояние и положение консультируемого ребенка, скомпрометировать в конечном счете социально-педагогическую науку.
Поэтому при проведении социально-педагогической диагностики важно соблюдать профессиональ-но-этические нормы, особенно при проведении консультирования семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этические нормы устанавливают обязательные правила профессио-нальной деятельности социального педагога. Однако этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности при проведении социально-педагогической диагностики.
Цель работы – изучить основные профессионально-этические нормы, которые должен соблюдать со-циальный педагог при проведении социально-педагогической диагностики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социально-педагогической диагностики;
2. Рассмотреть основные технологии социально-педагогической диагностики;
3. Выявить основные проблемы и диллемы, возникающие при проведении социально-педагогической диагностики семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
4. Рассмотреть общие и профессонально-этические принципы, лежащие в основе проведения социально-педагогической диагностики
5. Сформулировать выводы по проделанной работе.
Объект исследования – социально-педагогическая диагностика.
Предмет исследования – профессионально-этические принципы при проведении социально-педагогического консультирования.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что этические принципы являются важной и неотъемлемой частью профессиональной деятельности любого специ-алиста, в том числе, социального педагога, проводящего социально-педагогическое консультирова-ние семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Их соблюдение позволит избежать многих проблем, защитить права и интересы, как семьи и ребенка, так и самого социального педаго-га, а также будет способствовать значимости и популяризации социально-педагогической диагности-ки как отдельной области науки и знания.
Практическая основа исследования. Результаты работы могут быть использованы практикующими специалистами в области социально-педагогического консультирования для организации професси-ональной деятельности и профилактики проблем и конфликтов между социальным педагогом и кон-сультируемой семьей, ребенком. Также использование этических принципов даст возможность быст-ро и эффективно помочь семье или ребенку, не ухудшив при этом ситуацию.
Методологическая основа исследования. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки к лекциям, практическим и семинарским занятиям по социально-педагогической диагно-стике, для подготовки к проведению консультирования семей и детей, находящихся в трудных жиз-ненных ситуациях. Могут быть основой для дальнейшего создания практических пособий, учебных материалов, методических указаний и справочников для социальных педагогов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей проведения социально-педагогической диагностики
§ 1.1. Специфика социально-педагогической диагностики
В настоящее время все большую актуальность приобретает управление процессом социально-педагогического сопровождения детей, семей, относящихся к группе риска. Принятие эффективных мер возможно только при условии своевременного выявления проблемы, при выяснении причин нарушений. Всего этого можно достичь благодаря диагностике, которая является важно составляю-щей социально-педагогического сопровождения в целом. При помощи диагностики можно выявить критические точки процесса социализации детей, отдельные аспекты развития семейных отношений. Выявление неблагоприятных условий развития поможет своевременно отреагировать на ситуацию, дает возможность принять меры по профилактике попадания семьи или отдельного ребенка в труд-ную ситуацию. Также на основании результатов диагностики можно разработать тактику и стратегию сопровождения, выбрать адекватные методы взаимодействия.
В процессе диагностики важно не только выявить сами нарушения, но и определить их возможные причины, и даже предвидеть наступление нарушений. Кроме того, для специалиста, проводящего со-циально-педагогическую диагностику, важно уметь соотносить между собой различные механизмы, цели воспитания и перевоспитания, которые могут быть отдаленными по времени. Также важно предугадывать возможности воспитанника, видеть его потенциал, при необходимости задействовать его.
Как считают многие социальные педагоги, под диагностикой подразумевают фиксацию определенных показателей развития, психических состояний респондента. Но на самом деле это понятие значи-тельно шире. Диагностика сугубо как фиксация отдельных показателей личности существенно огра-ничивает функциональные возможности диагностики, ограничивает и ее превентивные возможно-сти. Диагностика должна быть направлена на комплексное отслеживание всего многообразия связей и психических состояний воспитанника, на изучение его реальных и потенциальных возможностей с целью дальнейшего максимального раскрытия потенциала, воспитания и перевоспитания. Диагно-стика должна быть объективной и валидной. Необходимо использовать только надежные и прове-ренные метод, которые позволяют отслеживать реальное развитие ребенка или семьи, а также свое-временно выявить отклонения в развитии, в поведении, оценить реальные возможности по их воспи-танию, переориентации [3, C.156].
Поэтому при проведении социально-педагогической диагностики важно знать и понимать специфику этого вида деятельности, и это позволит лучше осознать содержание и направление деятельности, сделать деятельность более результативной. Необходимо понимать, что социально-педагогическая диагностика представляет собой двоякое явление. Так, с одной стороны она направлена на изучение внешних условий, обстоятельств, в которых живет и развивается ребенок, семья. Это и семейные свя-зи, и ближайшее окружение, и круг общения ребенка. Необходимо понимать, что поведение, харак-тер ребенка во многом определяется воздействием со стороны окружения. Но с другой стороны, нужно учитывать, что не менее важно изучить и внутренний мир ребенка, его внутренние качества, черты личности, которые формируют его сознание, поведение. Результаты диагностики не могут быть односторонними, они обязательно должны учитывать индивидуальные качества ребенка, а также брать во внимание условия окружающей среды, в которых находится ребенок.
Еще одна проблема состоит в том, что определить норму и отклонение не всегда просто. Между эти-ми понятиями существует довольно тонкая грань. Понятие «норма» является ключевым понятием, с которого начинается изучение любой социологической дисциплины. Не удивительно, ведь для того чтобы иметь возможность изучать отклоняющееся поведения, для начала нужно четко иметь пред-ставление о том, что представляет собой норма, и какие параметры ее характеризуют. Именно исходя из определения и характеристик понятия «норма», проводится анализ и подробное изучение понятия «отклонение от нормы».
Поддержание определенного равновесия между нормой и отклонением, возможно существование равновесной системы, и достижение баланса в этой системе. В истории человечества есть немало примеров, которые указывают на то, что отсутствие такого баланса влечет за собой полное разруше-ние, хоас, дисбаланс. И напротив, согласование, упорядочивание выступает надежным гарантом су-ществования общества и системы общественных взаимоотношений. Особенно актуально это в усло-виях перемен и реформ в обществе, прогрессивном развитии общественных отношений [4, С.78].
В обществе всегда существовал баланс между различными системами общества – начиная от науч-ных структур, и заканчивая криминальны
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 25.12.1993. – N 237 (либо Собрание законодательства РФ. – 26.01.2009. – N 4. Ст. 445).
2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011) // Собрание законода-тельства РФ. – 15.01.1996. – N 3. Ст. 150.
3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправ-ления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пле-нарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985г.) // Советская юстиция - 1991г. - №№12-14.
4. Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. “Об использовании “этических норм профконсультанта службы занятости”
Литература
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, - М., Просве-щение, 1994. – 265 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ./ Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.
4. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несо-вершеннолетних : учебное пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 380 с.
5. Влах Н.И. Модель психологической помощи при эмоциональном выгорании // Международ-ный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 9-4 (40). - С. 90-92.
6. Гольцов, А.Ю. Социально-педагогическая диагностика школьной дезадаптации личности в период школьного детства / А.Ю. Гольцов //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. – №3. – С.11–18.
7. Гончарова, Ю.А. Социально-педагогическая диагностика: учеб. метод. пособие /Ю.А.Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2011. – 79 с.
8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
9. Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст] / Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.
10. Ковалев С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2012. - 208 с.
11. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л. П. Кузнецова. - Владиво-сток: ДВГТУ, 2002. - 92 с.
12. Лесун, Л.И. Социально-педагогическая диагностика : прогр.-метод. комплекс / Л.И. Лесун . – Минск : БГПУ, 2010 – 92 с.
13. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов из ситуаций // Психологический журнал. 1983. Т.4. №2. С.28-33
14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.
15. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
16. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
17. Овчарова, Р.В Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
18. Основы социальной работы [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.
19. Основы этических знаний, под ред. профессора Росенко, М.Н.. Изд. "Лань", 1998.
20. Технология социальной работы [Текст] / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
21. Чернецкая А.А. Технология социальной работы [Текст] / А.А. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 400 с.