Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что начальное образование - это первый образовательный уровень, где закладывается фундамент общеобразовательной подготовки школьников. Поэтому приоритетная задача обучения в начальной школе заключается не только в формировании в учащихся определенных знаний, общеучебных умений и навыков, но и в обеспечении дальнейшего становления личности ребенка, развития его умственных способностей, и в первую очередь обучении детей творчески и самостоятельно мыслить.
Мышления и умственное развитие учащихся осуществляется в органическом единстве с формированием у них действующих знаний, так как знание это основа мышления, а в процессе формирования действующих знаний формируется мышление школьников.
Образовательными результатами начальной школы в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального образования, есть полноценные речевые, читательские, вычислительные умения и навыки, обобщенные знания о реальном мире в его связях и зависимостях, достаточно развитое мышление, воображение, память, сенсорные умения, способность к творческому самовыражению.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие умения ученика самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. то, что называется «учебной деятельностью». Сформировать учебную деятельность младших школьников становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД): личностных; регулятивных; познавательных; коммуникативных.
Современный учитель начальных классов является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, общественным деятелем.
Предмет исследования: особенности педагогической работы в начальных классах.
Объект исследования: профессиональное мастерство учителя начальных классов в реализации личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания детей младших классов.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности педагогической работы в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты работы в начальной школе.
2. Проанализировать методологические аспекты работы в начальной школе.
3. Охарактеризовать практические аспекты работы в начальной школе.
Теоретической базой исследования выступают работы таких ученых как: Холодкова, О. Г., Ситникова, Л. Д., Сергеев, Ю. Н., Плесовских, М. Н., Николаева, М. В., Кузовлев, М., Вавилкина, Г. М., Бодалев А. А., Алтухова, Т. А.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере педагогики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогической работы в начальной школе
1.1. Педагогические особенности проведения уроков в начальных классах
Общее среднее образование должно обеспечить условия для интеллектуального, социального, нравственного и физического развития учащихся, воспитания гражданина-патриота, определяет образованность, воспитанность, культуру высшей ценностью, незаменимыми факторами стабильного, ускоренного развития Российской Федерации.
У младших школьников формируется развернутая учебная деятельность (умение учиться) путем овладения организационными, познавательными и логическими умениями и навыками. Образовательными результатами обучения в школе является обобщенные знания о реальном мире в его связях и зависимостях, развитые сенсорные способности, мышление, воображение, память, способность к творческому самовыражению.
Цель работы учителя-профессионала в начальной школе помочь каждому ребенку пробудить и развить заложенные природой положительные способности, возможности и желание их совершенствовать, чтобы, получив образование, выполнить свой долг стать личностью. Эту цель может осуществить учитель, который убежден в значимости каждой человеческой жизни, который может и желает помочь любому своему ученику.
По мнению А. П. Тонких творческий потенциал личности учителя берет свое начало в методике, которая, как и любая другая наука, является системой объективно истинных знаний о том, как действовать и чего не нужно делать, чтобы быстрее и легче достичь цели. Отсюда задача учителя через учебный предмет, точнее через учебный материал уроков родного языка, то есть через усвоение фактов, явлений, процессов какой-то части окружающего детей реального мира, имеющих отражение в учебном предмете [22, c 35].
Реализуя задачи, учитель совершенствует свое мастерство и творит собственную технологию, рассчитанную на себя и на свой класс, которая опирается на научную основу соответствующей методической системы. И делает он это успешно и лучше, если использует в своей практике различные подходы, методы и приемы, чтобы каждый урок для ребенка был интересным, раскрывал свой вклад знаний для ребенка, открывал ему мир с разных сторон.
О. Г. Холодкова считает, что готовясь к проведению уроков, педагог, прежде всего, определяет дидактическую цель и воспитательные задачи уроков, содержание и объем нового учебного материала, который должен быть усвоен на уроке [25, c 57]. Устанавливает основные линии связи с материалом, который предварительно изучили ученики, подбирает вопросы для повторения, а также определяет структуру урока и основные методы учебной работы на каждом этапе урока.
Высокого педагогического мастерства требует нахождения оптимальных путей их реализации. Здесь четко должны доминировать три основных аспекта: отбор материала, определение структуры урока, организация учебной деятельности учащихся. Следует помнить, что результативность обучения определяется не количеством и разнообразием задач, а целенаправленным и планомерным воздействием на личность школьника всей системы учебной работы на уроках.
Учитель, планируя свой урок, прежде всего должен отказаться от уроков-копий известных поурочных разработок, поскольку в них не нашли проявления черты индивидуального мастерства учителя, особенности работы с данным контингентом детей. Также необходимо обратить внимание на уроки «творческого» типа, которые напоминают спектакль с «фейерверком» различных педагогических средств и приемов.
Здесь не последнюю роль играют наглядные пособия, способные разбудить воображение ребенка. В современных условиях следует указать на возможности использования новых форм и приемов на уроке, например применение компьютерных программ, позволяющих перевести на новый этап и подготовку учителя к уроку, да и сам урок[14, c 9].
Г. М. Первова считает, что содержание любого урока определяется, прежде всего, программой и учебником. Но следует глубоко осознать, что современное преподавание не копирование, а воплощение методических идей. Главным должно быть вдумчивый подход к внедрению методических рекомендаций с учетом конкретных условий работы с детьми всего класса. Только просмотрев все рекомендации, проанализировав необходимые учебные пособия и дидактические материалы, обдумав различные методы, с помощью которых должна быть достигнута цель, можно составить собственный поурочный план-конспект [16, c 70].
По мнению О. П. Осипова чтобы обеспечить результативность урока, следует продумывать режим деятельности учащихся. Важным при этом является правильное распределение времени на уроке, определение оптимального использования элементов его структуры. От того, как чередуются виды деятельности, продолжительность этапов урока и отдельных задач, зависит активность восприятия, внимание и работоспособность ученика[15, c 9].
Следует помнить, что на результативность урока влияет и определенная учителем цель урока. Объективно нельзя не видеть и не понимать того, что цели и задачи каждого урока все усложняются. Это закономерное следствие решения школой ее основных задач: вооружить учащихся знаниями о природе и обществе, необходимыми практическими умениями и навыками, развить умственные способности учащихся, их склонности и интересы, подготовить их к пополнению знаний в течение всей жизни, обеспечить надлежащее воспитание и тому подобное.
Реализация этих задач обусловила наличие триединой цели: учебной, развивающей, воспитательной, что, в свою очередь, характеризует эффективность урока, которая, по И.П. Подласого определяется следующим критериям [18, c 102]:
-высоким научным обоснованием стратегии и тактики управления познавательной деятельностью учащихся на основе закономерностей и принципов обучения;
-напряженным, усовершенствованным, организованным и результативным познавательным трудом всех учеников с учетом психологических возможностей младшего школьника;
-тщательной диагностикой причин, влияющих на качество занятий, прогнозированием хода и последствий учебно-воспитательного процесса, выбором на этой основе совершенной технологии достижения запроектированных результатов;
-творческим, нестандартным подходом к решению конкретных задач в соответствии с имеющимися условиями и возможностями;
-обоснованным выбором, целесообразным применением необходимого и достаточного для достижения цели комплекса дидактических средств.
Подготовить и провести такой урок очень непросто. Для этого надо и много знать, и много уметь, очень хотеть, ответственно относиться к своим учительским обязанностям, а больше всего выйти на новый уровень педагогического мышления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахметова, Э. Т. Развитие компетенций учителя начальной школы в личностно-ориентированной профессиональной подготовке / Э. Т. Ахметова // Психология обучения – 2017. – № 6. – С. 67-74.
2. Белякова, Н. В. Гуманитаризация подготовки учителей начальных классов в свете перехода на стандарты нового поколения / Н. В. Белякова // Начальная школа: Плюс до и после. – 2014. – № 8. – С. 3-6.
3. Бояновская, Н. Н. Организация деятельности классного руководителя в начальной школе / Н. Н. Бояновская // Начальная школа: Плюс до и после. – 2009. – № 3. – С. 20-23.
4. Вавилов, Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов / Ю. П. Вавилов // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 87-93.
5. Гильмеева, Р. Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: Плюс до и после. – 2016. – № 4. – С. 58-60.
6. Горохова Ю.В. Изменение роли учителя в современной школе / Ю.В. Горохова // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 528-530.
7. Давыдов В. В. Энциклопедия по педагогике. – М.: Норма, 2014. - 511с.
8. Денисова, Л. В. Среда Scratch в практике учителя начальной школы / Л. В. Денисова, В. О. Дженжер // Начальная школа. – 2012. – № 5. – С. 31-35.
9. Ермакова, О. Е. Развитие индивидуального стиля инновационной деятельности учителя начальных классов / О. Е. Ермакова // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 38-41.
10. Заруба, Н. А. Программа диссеминации ценного педагогического опыта как средство актуализации профессиональной компетентности учителей начальных классов / Н. А. Заруба, Е. А. Нагрелли // Начальная школа: Плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 80-83.
11. Козлова, О. И. Исследовательская деятельность педагогов начальной школы - один из факторов повышения их профессиональной компетентности / О. И. Козлова // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 81-84.
12. Кузовлев, В. П. Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов / В. П. Кузовлев // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 4-9.
13. Лебедева, Е. П. Организационно-методическое сопровождение повышения технологической компетентности учителей начальных классов / Е. П. Лебедева, М. И. Губанова // Начальная школа: Плюс до и после. – 2012. – № 8. – С. 55-59.
14. Николаева, М. В. Научно-исследовательская лаборатория как форма взаимодействия науки и практики в процессе непрерывного педагогического образования учителей начальных классов / М. В. Николаева // Методист. – 2009. – № 7. – С. 8-12.
15. Осипова, О. П. ИКТ - компетентность учителя начальных классов / О. П. Осипова // Педагогическая информатика. – 2014. – № 2. – С. 6-10.
16. Первова, Г. М. Изменения в деятельности учителя начальных классов / Г. М. Первова // Начальная школа. – 2013. – № 7. – С. 70-74.
17. Плесовских, М. Н. Современные формы курсовой подготовки в системе профессионально-личностного развития учителя начальной школы / М. Н. Плесовских // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 3. – С. 61-64.
18. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов РФ. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. – М.: Владос, 1999. – 576с.
19. Профессиональная деятельность и личность педагога [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://megaobuchalka.ru/3/14209.html – (03.02.2019).
20. Сергеев, Ю. Н. Поэтапное развитие инфокоммуникационной компетентности учителя начальных классов / Ю. Н. Сергеев // Мир образования - образование в мире. – 2014. – № 3. – С. 27-31.
21. Ситникова, Л. Д. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов / Л. Д. Ситникова // Информатика и образование. – 2015. – № 2. – С. 97-102.
22. Тонких, А. П. Проектная деятельность и формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов / А. П. Тонких // Начальная школа: Плюс до и после. – 2013. – № 8. – С. 33-37.
23. Трубайчук, Л. В. Портрет учителя начальных классов / Л. В. Трубайчук // Начальная школа. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
24. Фельдман, И. Л. Сравнительно-сопоставительный анализ динамики профессионального самопознания учителей начальных классов и студентов педагогического вуза / И. Л. Фельдман // Психология в вузе. – 2012. – № 4. – С. 59-72.
25. Холодкова, О. Г. Особенности развития ценностного отношения к учителю на протяжении младшего школьного возраста / О. Г. Холодкова // Психология обучения – 2012. – № 7. – С. 57-65.
26. World Skills Russia. Преподавание в младших классах [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://ws89.ru/teach-skills – (03.02.2019).