Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех сферах, которые образуют предмет административного права (осуществление исполнительной власти – государственное управление, внутриорганизационная деятельность, общегосударственная контрольная деятельность и административно-юстиционная деятельность государства), содержит такие элементы, как: административно-правовые нормы; административно-правовые отношения и защиту административно-правовых отношений в случаях изменяющегося поведения субъектов административно-правовых отношений, юридическое сознание которых в силу разнообразных причин и обстоятельств трансформировано, извращено либо совсем отсутствует.
Правовое регламентирование общественных отношений реализуется посредством административно-правовых норм, которые определяют границы правильного поведения их участников в области государственного управления. Подобными нормами формируется правовой режим поведения всех сторон.
Административно-правовыми нормами устанавливаются правомочия всех участников регламентируемых общественных отношений, а также их непосредственная ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.
Правовые нормы – это одна из наиболее молодых структур в системе социальн0-правовых норм, которая стала вероятной лишь с формированием института государства, так как, на основании одного из определений, юридическими нормами выступают общеобязательные нормы поведения, которые являются мерой свободы и ответственности формально одинаковых субъектов общественных отношений, которые устанавливаются непосредственно государством, документально зафиксированные и обеспеченные разнообразными формами государственного воздействия и принуждения.
На сегодняшний день, нормы права зачастую вступают в плотное взаимодействие с иными социальными нормами, к примеру, экономическими и политическими. Подобное взаимодействие имеет очень различные формы – взаимоподдержки, солидарности, блокирования и противоборства, что напрямую зависит от определенных исторических условий, соотношения социальных сил, состояния общественного сознания.
Нормы административного права занимают главное место в системе отечественного права, так как регулируют обширный круг различных общественных отношений. Ими устанавливаются границы должного, допускаемого либо рекомендуемого поведения граждан, порядок деятельности разнообразных органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций в области исполнительной власти.
В качестве объекта курсовой работы выступают общественные отношения, которые складываются в ходе формирования классификации административно-правовых норм.
Предметом работы выступают нормативно-правовые нормы, которые формируют выше обозначенные отношения.
Цель данной курсовой работы – заключается в исследовании классификации административно-правовых норм.
Исходя из указанной цели исследования его основными задачами являются:
- рассмотреть понятие административно-правовой нормы;
- выделить содержание классификации административно-правовых норм;
- обозначить виды административно-правовых норм.
Методологическую основу исследования составили общенаучный метод познания общественных процессов, а также частные научные методы: сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функциональный, правового моделирования.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
1.1 Понятие административно-правовой нормы
Для того, чтобы дать понятие классификации административно-правовых норм, необходимо рассмотреть, что из себя представляет сама административно-правовая норма.
Норма права по свой правовой сущность представляет конкретное правило поведения, выполнение которого дают гарантию разнообразного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также использованием в отношении тех, кто его не выполняет, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Таким качества в абсолютной мере характерны административно-правовым нормам.
Административно-правовые нормы имеют на себе отпечаток общественных отношений, которые составляют ее предмет. Следовательно, обнаруживаются некоторые характерные особенности, которые свойственны административно-правовым положениям.
Представленные начальные позиции помогают установить административно-правовую норму как вводимые государством нормы поведения, целью которого выступает регламентирование общественных отношений, которые возникают, трансформируются и прекращающихся (по мере надобности) в области действия механизма исполнительной власти либо (в широком смысле) государственного управления. Отмеченные общественные отношения обозначают как управленческие .
Можно обозначить функции, которые свойственны административно-правовым нормам:
– регулятивная, т.е. установление вариантов должного, соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, которые действуют прямо в области государственного управления и которые выполняют тот либо другой объем его функций (к примеру, администрация района) или тем либо другим образом касающиеся своими действиями интересов данной области (к примеру, граждане). Правильное поведение устанавливает, какие действия можно осуществлять (т.е., дозволения), от каких необходимо воздержаться (т.е., запреты), какие осуществлять необходимо (т.е., предписания). Во всем этом и представляется, по сути, определенное управляющее воздействие на поведение;
– охранительная функция заключается в обеспечении определенной упорядоченности организации и деятельности, как всей системы общей исполнительной власти (т.е., государственного управления), так и ее некоторых звеньев, т.е., рационального их взаимного действия;
– защитная функция обеспечивает в области государственного управления осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; обеспечение положительного осуществления конституционного назначения механизма исполнительной власти. Исходя из этого, они выражают суть исполнительной ветви единой государственной власти; обеспечение стойкого режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, которые возникают в ходе государственно-управленческой работы; выполнения административной ответственности как средства защиты регулируемых ими управленческих отношений, а также положений иных отраслей права (к примеру, трудового, земельного) .
Выступая вторичной (т.е., производной) формой правоустановления, рассматриваемые нормы, которые образуются субъектами исполнительной власти, осуществляют действенность как конституционных, так и законодательных юридических положений. Исходя из этого, они выступают одним из значимых правовых средств, которые придают таким нормам характер реально действующих юридических установлений, а также детализирующих и уточняющих имеющиеся в них общие правила поведения.
Отсюда, на административно-правовые нормы, которые создаются субъектами исполнительной власти, возлагается главная нагрузка по осуществлению общих положений закона в ходе их использования в границах деятельности механизма всей исполнительной власти.
Исходя из выше изложенного следует, что под административно-правовой нормой следует понимать норму права, которая регулирует отношения в области государственного управления, а также внутриорганизационной деятельности всех органов исполнительной власти и аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в области реализации государственной службы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
Научная и учебная литература
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996. – С.47
4. Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 921 с.
5. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М. С. 220 – 221 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.02.2019.
6. Коняхин В.П. Теоретические основы построения общей части российского уголовного права. СПб., 2002. С. 169.
7. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М. С. 36 – 37 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 09.02.2019.
8. Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. 464 с.
9. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. / Отв. ред. Попов Л.Л. – М.: Проспект, 2010. – С. 17.
10. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М.: Норма, 2015. 320 с.
11. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. М. С. 650 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 09.02.2019.