Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследования известных ученых, педагогов - музыкантов доказывают, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Понятие «неразвивающаяся способность» само по себе является абсурдным. Доказано, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальных способностей. Одной из основных музыкальных способностей является музыкальный слух. Говоря о развитии музыкального слуха мы имеем ввиду:1) развитие чувства темпа и метроритма и 2) развитие звуковысотного слуха.
Необходимо отметить, что развитие метроритмического чувства и звуковысотного слуха в практической деятельности неотделимы, подразумевается их обязательное сочетание. Развитие ритмического слуха является одним из ведущих направлений в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Музыкальный слух является объектом исследования в разных научных отраслях. Современные исследования показали, что высокие показатели языковой, музыкальной и художественной способностей связаны с тем, что в их основе лежит чувство ритма. В свою очередь, статистика свидетельствует, что практически в каждой группе детского сада 55-60% детей нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма. Но работа не должна ограничиваться занятиями в детском саду. Каждому родителю по силе подобные занятия с ребёнком. Необходимо лишь выделить для этого немного времени дома, по дороге в детский сад или наоборот домой. Не принуждая ребёнка к обязательным и нудным занятиям, можно развивать его способности, играя и между прочими делами.
Следует отметить, что достижение эффективных результатов в работе по развитию метроритмического слуха во многом зависит от желания развивать в детях музыкальные способности, которые в свою очередь направлены на развитие личностных качеств детей.
Решению этой образовательной задачи помогают музыкально-дидактические игры, а также музыкально-ритмические движения. Именно они помогают активизировать музыкальное восприятие детей, выявить их музыкальные творческие способности. Музыкально-ритмические движения развивают общую музыкальность детей, чувство ритма, музыкальный слух, выразительность движений, внимание, память. Ритмика так же помогает формировать умение управлять движениями тела, свободно ориентироваться в пространстве.
Разучивание танца не должно быть механическим. В процессе обучения необходимо придумывать какую-нибудь историю с различными сказочными персонажами, чтобы детям было интересно. Именно увлечённость детей, их заинтересованность послужит залогом успешного обучения. Так реализуется главный принцип обучения детей – «обучай, играя».
Цель работы: изучить возможности музыкально дидактических игр как средства развития ритмического слуха.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие ритма и ритмического слуха;
• Выявить особенности музыкально-дидактических игр для дошкольников;
• Проанализировать направления в работе с дошкольниками для развития ритмического слуха;
• Разработать конспекты занятий, направленные на развитие ритмического слуха у дошкольников средствами музыкально-дидактических игр.
Объект исследования: музыкально-игровая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: развитие ритмического слуха детей в музыкально-игровой деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие ритма и ритмического слуха
Определение понятия «ритм» традиционно характеризуется как равномерное чередование каких-либо элементов. Ритм (греч. rhyhmos-мерное течение) одно из средств формообразования в искусстве и действительности, основанное на закономерной повторяемости в пространстве и во времени аналогичных элементов и отношений через соизмеримые интервалы .
Ритм – это язык, передающий в знаках особую высокоорганизованную энергетическую информацию; схема, представляющая собой закодированное смыслообразующее начало; норма, которая выражает упорядоченность. Единство нарушения и восстановления меры создает ритм.
Ритм является основой смысловых единиц при организации музыкальных ритмов , смыслообразующим началом, то есть в ритме заложен смысл. С этим утверждением тяжело не согласиться, поскольку подтверждается физиологическими исследованиями (ритм «фиксируется» в левом аналитическом полушарии, и он является «активизатором» интеллектуального развития ребенка).
Ритм одновременно расчленяет и интегрирует визуальную и аудиальную информации. Ритм как процесс имеет начало, развитие, кульминацию и окончание. Ритм имеет акценты, смещения, пропуски, характеризует действия, выражает замысел, содержание, разрушает монотонность и однообразие. В основе ритма лежит мера .
В области музыкального искусства значение ритма выражено в последовательности звуков одинаковой или различной длительности, отвлеченных от высоты .
Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму и акцентам. В основном это движения головы, рук, ног, и невидимых движений речевого, дыхательного аппаратов. Чаще всего, такие движения возникают непроизвольно и бессознательно. При попытке человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это подчеркивает глубокую связь двигательных реакций с восприятием ритма, и говорит о том, что музыкальный ритм имеет моторную природу.
Переживание ритма, что следственно и восприятие музыки — активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» .
Музыкальный ритм – имеющий действенный и активный характер способен передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) малейшие изменения настроений музыки, постигая тем самым выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут передаваться соответствующей по эмоциональной окраске движениями (плавные или отрывистые движения рук, ног, хлопки, притопы и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку .
Исходя из этого, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкальная память не включается Б. М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как «непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуко-высотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма» .
Формирование чувства ритма может происходить не только в музыкально-ритмических движениях, но также и в иных видах музыкальной деятельности.
В основе музыкально-ритмического воспитания дошкольников лежит развитие у детей восприятия художественных образов музыки и умения воспроизвести их в движении, уметь двигаться, в соответствии с характером.
Ребенок отражает в движении характер и темп музыки, соответственно реагирует на динамические изменения, в соответствии с музыкой начинает, изменяет и оканчивает движение, т.е. с формой музыкального произведения, воссоздает в движении не сложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение и реагирует на восприятие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении. В своей слухо-двигательной реакции ребенок передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми неразделимыми музыкальными компонентами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аксёнова О.А. Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiysad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2015/04/17/rol-razvitiya-chuvstva-ritma-udetey
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 2008. – с. 296
4. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М. : Музыка, 1965
5. Беляев А. А. Эстетика: Словарь. М. : Политиздат, 1989
6. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : ЛОИРО, 2000
7. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2011
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2014
9. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 270 с.
10. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду: Дошк. воспитание \ под ред. Н.А. Ветлугиной. 3-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1989.
11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М. : ВЛАДОС, 2002
12. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. – СПб., 1922. – С. 24–32.
13. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2013
14. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 320 с.
15. Извозникова Т. Игровые упражнения как основа развития музыкально-ритмического чувства детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-h3-igrovyeuprazhnenija-kak-osnova-razvitija-muzykalno-ritmicheskogo-chuvstva-detei-doshkolnogo-vozrasta-h3.html/
16. Николаева Т. Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-ritmicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogovozrasta.html
17. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. - 368 c.
18. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений. 2-е изд., стереотип. М. : Академия, 1998
19. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : Музыка, 2014