Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Вопросы формирования мелкой моторики, предупреждения нарушений графо-моторных навыков и письма в работе образовательных учреждений являются актуальными, теоретически и практически значимыми. Те, кто работают с дошкольниками с ОВЗ, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у ребенка с ОВЗ огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Проблема формирования у дошкольников мелкой моторики занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. У детей с ОВЗ в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо-моторными навыками. Поскольку именно неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Таким образом, целесообразно уже в раннем возрасте создавать условия для накопления ребёнком с ОВЗ двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Также важно отметить, что процесс формирования мелкой моторики подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента графо-моторной деятельности на дошкольном этапе играет очень важную роль.
Вышесказанное подчеркивает актуальность темы данной исследовательской работы и определяет объект и предмет исследования.
Объект исследования: мелкая моторика.
Предмет исследования: формирование мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ будет результативным, если в образовательном процессе будет использоваться пластилинография.
Цель исследования: изучение использования пластилинографии для формирования мелкой моторики детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие мелкой моторики;
исследовать причины нарушения мелкой моторики;
изучить сущность и значение пластилинографии в развитии мелкой моторики;
провести экспериментальное исследование использования пластилинографии в формировании мелкой моторики детей с ОВЗ.
Методологической основой исследования явились: теория формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.); идеи формирования личности ребенка (Ш. Амонашвили, Г.Н. Волков и др.); теоретическое обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности и теории сенсорного воспитания дошкольников (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.К. Усова, М. Монтессори и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов; организационные, эмпирические, сравнительный, математико-статистический.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты пластилинографии как средства развития мелкой моторики детей с ОВЗ
1.1.Понятие мелкой моторики и графо-моторных навыков и значение для развития ребенка
В большой психологической энциклопедии моторика определяется как вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Условно моторику разделяют на крупную и мелкую [3].
Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупная моторика – это умение выполнять крупно-амплитудные движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения [18].
Тонкая моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в отличие от крупной моторики, тонкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев. Мелкую моторику развивают с детства с помощью игры, письма и вырезания ножницами. Развитие тонкой моторики, как и развитие крупной моторики, должно быть в упорядоченной последовательности, начиная с более крупных и нескоординированных движений всего запястья и руки, что в конечном итоге должно привести к изысканным и контролируемым движениям пальцев. Развитие тонкой моторики является важной частью в общем развитии ребенка [4].
Однако неправильно полагать, что движения развивают ребенка только физически, а ручные умения можно развивать только при помощи рисования, лепки и вырезания.
В развитии ребенка нельзя провести четкую грань между крупной и тонкой моторикой. Например, если моторика рук недостаточно развита, то причиной этого может быть общая малая подвижность [11].
Мелкая моторика, понимается в исследованиях ученых как:
а) «совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой» [13];
б) «способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма»;
в) «одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка» (М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн);
г) «высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы – рассматриваются в нейрофизиологии».
Мелкая моторика в ходе своего развития, связана с познавательной сферой, с развитием речи, с развитием координации рук, в отношении предметных и орудийных действий. Эти три направления развития мелкой моторики тесно связаны, так как уже с младенческого возраста ребенок руками познает предметный мир, и развитие мелкой моторики выступает здесь значимым фактором.
Начиная с раннего детства, по мере роста ребенка развивается его головной мозг. По достижении 5-летнего возраста, детский головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека [18].
Чем более развита кора головного мозга, тем совершеннее мышление и речь человека. По своему расположению в головном мозге, речевая область находится рядом с двигательной, собственно, она является ее частью [4]. Именно поэтому можно утверждать, что мышление, речевые и двигательные способности организма взаимосвязаны между собой.
Именно величина проекции кисти руки, составляющая почти треть двигательной области, а также соседство речевой и моторной зоны привели к формулированию гипотезы, что развитие активной речи ребенка зависит от нормального развития тонкой моторики пальцев рук, и что речевая способность ребенка формируется под воздействием импульсов исходящих от пальцев рук [43].
Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что мышление, речевые и двигательные способности тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Следовательно, развитие одной из этих способностей оказывает положительное воздействие на другие. Таким образом, развитие тонкой моторики, наряду с развитием ловкости в выполнении мало-амплитудных движений, влечет за собой развитие мышления и речевых способностей.
В своем исследовании, М.М. Кольцова сделала вывод, что речевые зоны формируются под значительным влиянием нервных сигналов от пальцев, и чем они более разнообразны, тем более разнообразно воздействие на речь. В итоге было выяснено, что если происходит задержка в развитии мелкой моторики пальцев, то возникает гарантированная задержка речевого развития ребенка, хотя в целом, физическое развитие ребенка может быть в норме, или же превосходить ее.
Также М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина, на основе проведенных ими опытов, выяснили наличие связи между мелкой моторикой и когнитивной сферой человека. М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук».
На этот факт, в свое время указывал еще И. Н. Сеченов, отмечая, что движения рук (а значит, и мелкой моторики), не имеют наследственной обусловленности, и формируются при воспитании и обучении, как итог
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240.
2. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
3. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224.
4. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно-сти/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с.
6. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с.
7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с.
9. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с.
10. Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с.
11. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с.
12. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с.
13. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпич-никова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78.
14. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М.: Академия, 2012. – 416 с.
15. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
16. Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013. . – 455 с.
17. . Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 212 с.
18. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ре-бенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с.
19. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с.
20. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошколь-ного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2014. – 134с.
21. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 132 с.
22. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с.
23. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребё-нок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28.
24. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.: Педагогика, 2012. – 320 с.
25. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психиче-ских явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
26. Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
27. 27. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с.
28. Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: Ниола-Пресс, 2013. – 162 с.
29. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с.
30. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/ И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с.
31. Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с.
32. 32. Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50.
33. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с.
34. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с.
35. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с.
36. Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с.
37. Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с.
38. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
39. Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга, 2015. – 104 с.
40. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с.
41. 41. Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. – 188 с.
42. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/ С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с.
43. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с.
44. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с.