Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Самооценка — важный инструмент самопознания человека. Она необходима для формирования гармоничной, полноценной личности, которая будет готова выстраивать здоровые отношения с окружающим миром и достойно принимать вызовы судьбы. Основы адекватного отношения к себе закладываются ещё в детстве, поэтому родителям и педагогам нужно понимать, как ребёнок воспринимает свою личность . Методика Р.С. Немова «Какой я?» диагностирует уровень самооценки у детей дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста. С её помощью можно вовремя обнаружить проблему самовосприятия и провести психологическую коррекцию.
Французский писатель В. Гюго говорил: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Актуальность: необходимость педагогу изучать самооценку младшего школьного возраста.
Цель: на основании изученной психолого-педагогической литературы раскрыть особенности формирования самооценки младшего школьника
Задачи:
1) на основании изученной психолого-педагогической литературы:
-определить понятие "самооценка";
-изучить условия формирования самооценки младшего школьника;
2) Подобрать методики для диагностики самооценки младшего школьника
3)Разработать рекомендации для учителя начальных классов по диагностике самооценки младших школьников
4) Сделать выводы и обобщение
Объект исследования: дети младшего школьного возраста
Предмет исследования: самооценка детей младшего школьного возраста.
Гипотеза заключается в том, что к факторам, определяющим формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, относится стиль семейного воспитания и оценочная деятельность педагога.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки детей младшего школьного возраста.
1.1.Понятие "самооценка"
Самооценка — это представление человека о значении своей личности и деятельности, оценивание себя, собственных качеств и чувств с позитивной или негативной стороны. Формировать у ребёнка положительное отношение к себе важно с самого раннего детства, это тот «фундамент», на котором строится успешное взросление и развитие малыша.
Только объективная самооценка приносит моральное удовлетворение, устанавливает подлинное чувство личного достоинства. При верной самооценке человек перестаёт быть зависимым от мнения окружающих, может уверенно отстаивать свои мировоззренческие позиции, настойчиво идти к намеченной цели. Трезвое самоотношение позволяет создавать гармоничные и близкие отношения на основе взаимного уважения, а не авторитарного подчинения. Самооценка — один из фундаментальных компонентов структуры личности, который закладывается в раннем детстве и развивается всю жизнь. Поэтому необходимо уделять особое внимание её становлению у детей начиная с дошкольного возраста (3–6 лет). Благодаря позитивному восприятию себя, ребёнок может объективно оценивать окружающих, нормально относиться к внешнему миру, адекватно соизмерять свои интересы и потребности, не нарушая при этом свободу других людей.
Младший школьный возраст — это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников. Постоянно находясь в школьном коллективе, важно, чтобы ребёнку было комфортно в нём, а значит, задача учителя — приложить все усилия для создания благоприятных условий. Однако педагогу очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определённый отрезок времени.
Учеба в школе – один из важнейших, если не самый важный, этап в формировании личности ребенка, ведь именно в этот период ему необходимо взаимодействовать в обществе, приспосабливаться к изменяющимся условиям, адаптироваться. Одним из важнейших условий, которые обеспечивают успешную адаптацию учащихся, становится, таким образом, формирование самооценки. Вообще, существует множество различных понятий самооценки. Самое простое из них, данное А.И. Липкиной, подразумевает под самооценкой «оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [1]. По А.Н. Леонтьеву [2] самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать как уровню ожиданий и требований окружающих, так и уровню собственных притязаний.
Наиболее точным представляется определение самооценки, данное В.С. Агаповым, который в своем исследовании придерживается следующей позиции: «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает» [7]. В психологической науке выделяют 2 вида самооценки: адекватную и неадекватную, которая в свою очередь делится на заниженную и завышенную [5]. В своей работе мне хотелось бы поподробнее остановиться на проблеме влияния низкого уровня самооценки на учебную деятельность.
Самооценка ребенка — это восприятие дошкольником своих качеств, своего характера и личности. Она отражает его мнение о себе как о человеке. В раннем детстве ребенок оценивает прежде всего свои физические возможности и внешность. Становясь старше, он обращает внимание на свои практические навыки и начинает осознавать ценность моральных качеств.
Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте начинают оказывать мощное влияние на все поступки ребенка, на его отношение с учителями, родителями или с другими детьми.
Огромное влияние на самооценку у ребенка оказывает отношение окружающих к нему, то есть мнение детей и взрослых относительно его поступков, умения делать те или иные вещи, выражать свои эмоции, подчиняться конкретным нормам поведения.
Ребенком должен быть освоен навык соотносить и координировать собственные желания и намерения с планами и возможностями других людей, находить общий язык с ними, предвидеть их оценку его действий, мотивов и проявлений эмоций. Для характеристики самооценки детей дошкольного возраста ключевым является влияние деятельности, которая становится для них основной. Такая ведущая деятельность напрямую связана с теми успехами, которые ребенок сможет показать в школе. Необходимо учить ребенка контролировать свое поведение, поскольку без самоконтроля невозможна здравая и адекватная оценка своей личности. На каждом этапе своей работы дети должны сохранять внимание, аккуратность и терпение. Развитие этих качеств незамедлительно дает положительные результаты, которые, в свою очередь, становится залогом прочной положительной детской самооценки.
1.2 Условия формирования самооценки младшего школьного возраста
Развитию самооценки в младшем школьном возрасте нужно уделять большое внимание. Соответствующие мероприятия должны проходить в классе регулярно. Дети, которые еще не достигли возраста 7 лет, не в состоянии осознанно формировать оценку личности. Они мыслят образами. У детей дошкольного возраста формируется лишь осознанный интерес к самооценке.
Развитие самооценки в дошкольном возрасте происходит постепенно и имеет свои особые черты. Впервые попав в школьную среду, дети стремятся разделить своих одноклассников на группы. Мысленно они называют одних хорошими, а других плохими, одних слабыми, а других сильными. Иерархия в детском коллективе может формироваться необыкновенно быстро. Уже
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: АСТ, Харвест, 1998.
2. Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова, А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
3. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
4. Липкина А.И. Формирование критической самооценки выполненного учебного задания / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак // Советская педагогика. – 1965. – №2.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование: МГППУ, 2007. – 460 с.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
7. Развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков / В.С. Агапов, С.А. Куненков; Междунар. акад. акмеол. наук, Моск. открытый социал. ун-т. – М.: МААН: МОСУ, 2004. – 132 с. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 6 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
8. Шанина Г.Е. Психологическая диагностика [Текст]: Учебно-практическое пособие для студентов специальности «Психология» всех форм обучения / Г.Е. Шанина. – М.: В Печать!, 2010. – 215 с.