Фрагмент для ознакомления
2
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕСИВНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Анализируя данные исследования уровня рефлексивности по методике А.В. Карпова и В.В. Пономарёвой у студентов-психологов, обучающихся по программе бакалавриата, мы получили следующие результаты (см. таблица 1).
Таблица 1. Результаты исследования уровня рефлексивности студентов-психологов 1, 4 курсов бакалавриата
низкий средний высокий
студенты-психологи 1 курс(бакалавриат) 9 9 2
студенты-психологи 4 курс(бакалавриат) 7 5 8
Более 40% студентов-психологов 1 и 4 курсов показали низкий уровень рефлексивности, что говорит о недостаточной сформированности личностной рефлексии среди испытуемых.
Таким студентам сложно планировать свою деятельность, их мышление имеет шаблонный характер, не имеют навык анализа совершенных в прошлом ошибок для недопущения их повтора в будущем. На практике студенты с низким уровнем рефлексивности не умеют использовать свой опыт для преодоления возникающих трудностей. Им сложно рефлексировать текущую ситуацию, а также они не могут посмотреть на ситуацию со стороны и не имеют навык контроля собственного поведения.
Треть студентов-психологов (35%), обучающихся по программе бакалавриата, продемонстрировали средний уровень развития рефлексивности.
Данный уровень подразумевает наличие способности планировать свою деятельность, адекватно осознавать свое отношение к происходящим вокруг событиям. Студенты-психологи, показавшие средний уровень развития рефлексивности, способны анализировать как свои действия, так и действия окружающих людей. При этом рефлексивные процессы могут быть нерегулярными, а анализ иметь поверхностный характер.
Более, чем у четверти студентов-бакалавров 1 и 4 курсов был выявлен высокий уровень рефлексивности. Данный результат говорит о том,что данные студенты наиболее всего подвержены анализировать как собственные действия и поступки, так и поведение окружающих людей. Они адекватно оценивают возможные последствия совершаемых действий и поступков, а также способны принимать нестандартные решения для эффективного решения поставленной задачи.
В ходе сравнения показателей диагностики выявленного уровня рефллексивности студентов как 1ого, так и 4ого курсов, обучающихся по программе бакалавриата, была замечена положительная динамика развития личностной рефлексии, которая выражалась в уменьшении процента студентов с низким уровнем рефлексивности (45 % студентов 1-ого курса и 35% студентов 4-ого курса).
Положительная динамика также видна относительного среднего уровня развития рефлексивности: 45% первокурсников и 25% студентов 4-ого курса.
При этом значительно увеличилось число студентов, у которых выявлен высокий уровень развития рефлексивности: от 10% студентов 1 ого курса до 40% студентов-психологов 4-ого курса бакалавриата.
Полученные результаты проиллюстрированы на рис.1.
Рисунок 1. Показатели уровня общей рефлексивности у студентов-психологов (методика А.В. Карпова)
Рисунок 2. Показатели различных видов рефлексивности у студентов-психологов (методика А.В. Карпова)
Таким образом, мы видим, что положительная динамика наблюдается и по отдельным показателям рефлексивности. У студентов первого курса бакалавриата преобладает ретроспективная рефлексия, что говорит о способности анализировать прошлый опыт и применять его в будущем.
На втором месте у студентов способность анализировать общение и взаимодействие с окружающими людьми. Именно этот пок