Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рынка и высокой конкуренции особенно актуальными становятся вопросы повышения эффективности бизнеса и его управлением. Предприятия должны постоянно совершенствовать свою производственную деятельность, чтобы сохранять конкурентоспособность. В большинстве компаний, менеджмент осуществляется сегодня с помощью современных корпоративных информационных систем (КИС), работа которых основана на процессном подходе управления.
Необходимость применения бизнес-процессного подхода в современных компаниях обусловлена также большим количеством операций, сложными связями между ними, в результате чего все острее возникают проблемы согласования между операциями. Развитие современных информационных технологий позволяет во многих областях и, прежде всего, в управлении, снизить негативное человеческий фактор и повысить скорость выполнения однотипных операций и анализа экономической ситуации [3, с. 16].
На рынке ИТ-технологий существует большое количество программных средств различной сложности для моделирования бизнес-процессов, применение которых требует получения соответствующих навыков и подготовки. Предприятия сталкиваются с проблемой выбора адекватных методов и инструментов моделирования бизнес-процессов, которая порождается их разнообразием и отсутствием единых стандартов. Существующие методы и средства используют различные языки моделирования, терминологии, нотации. Существуют проблемы совместимости и трудоемкости использования бизнес-процессов.
Поэтому исследование вопросов применения современных информационных технологий моделирования бизнес-процессов предприятия является актуальной задачей, и обусловило выбор темы исследования, его цели и задачи.
Вопросам исследования современных технологий разработки и моделирования бизнес-процессов посвящено значительное количество публикаций зарубежных авторов, среди которых необходимо отметить работы И. В. Артамонова 2, Т. Давенпорта, С. В. Маклакова, М. Хаммера 9, Е. Г. Ойхмана 4 и др.
Несмотря на большое количество трудов по теме исследования, следует отметить, что мало внимания уделяется разработке и моделированию бизнес-процессов в национальных компаниях, ведь сегодня бизнес-процессы являются неотъемлемой составляющей в управлении предприятием.
Объект исследования – современные программные продукты моделирования бизнес-процессов.
Предмет исследования – процесс реинжиниринга бизнес-процессов учебного центра.
Цель курсовой работы – анализ современных программных продуктов моделирования бизнес-процессов и их реинжиниринг на примере учебного центра.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать современные программные продукты моделирования бизнес-процессов.
2. Проанализировать процесс реинжиниринга бизнес-процессов на примере Новосибирской Академии дизайна и программирования.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Теоретическую основу исследования составляет процессный подход к моделированию бизнес-процессов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов исследования для внедрения в практику других субъектов хозяйствования.
Глава 1 Современные программные продукты моделирования бизнес-процессов
1.1 Процессный подход в управлении предприятием
Процессный подход – это подход, при котором управление предприятием ориентировано на управление бизнес-процессами. В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности для определения объектов управления принято использовать термин «бизнес-процесс». В международных стандартах принят термин «процесс», однако, в настоящее время эти сроки считаются синонимами и характеризуют совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.
В современных условиях ведения бизнеса бизнес-процессы соответствуют естественному ходу деятельности в компании. Модель деятельности любой компании состоит из сочетания отдельных бизнес-процессов, и от их эффективности зависит успех и конкурентоспособность предприятия. Следует отметить, что на сегодня, не существует единого определения термина «бизнес-процесс». Классики и предпосылки процессного управления предприятием давали такие определения бизнес-процесса:
бизнес-процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [9];
бизнес-процесс – специфически упорядоченная во времени и пространстве совокупность работ, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов [3, с. 34];
бизнес-процесс – это последовательность операций, которые создают определенный продукт (результат), который имеет ценность для потребителя [1, с. 76].
Таким образом, целью бизнес-процесса является создание продукта или иного полезного результата для клиентов компании, руководства, собственников, других сотрудников или структурных подразделений компании.
Разработка бизнес-процессов является сложной и трудоемкой задачей и состоит, как правило, из следующих этапов: формулировка цели бизнес-процесса; определение границ бизнес-процесса; определения участников бизнес-процесса; определение требований к ресурсам бизнес-процесса; разработка системы измерений для бизнес-процесса; определение перечня и структуры документов бизнес-процесса; разработка диаграммы бизнес-процесса; разработка регламентов исполнения этапов бизнес-процесса; разработка предложений о совершенствовании бизнес-процесса.
1.2 Программные продукты моделирования бизнес-процессов
На рынке IT существует большое количество программного обеспечения для разработки бизнес-процессов. Разработанные бизнес-процессы могут выполняться как самостоятельно для одной функции бизнеса, так и быть частью корпоративных информационных систем (КИС).
Классифицировать программное обеспечение можно в зависимости от специфики деятельности [2]:
Группа 1 – компьютерные информационные системы (КИС). Наиболее актуальными на сегодня, являются: 1) «1С: Предприятие»; и 2) корпоративные информационные системы (КИС) класса ERP (планирование ресурсов предприятия).
Группа 2 – программные продукты класса СУБД (объектно ориентированные системы управления базами данных: MySQL, mSQL, PostgreSQL, Oracle, Microsoft SQL, Access, Sybase и др. Наиболее популярными, как в отечественной, так и в зарубежной практике страхования являются продукты разработчика Oracle - Oracle Insurance).
Группа 3 - программные продукты для бизнес-процессов (business process management – BPM). В качестве примера, программных продуктов этой группы, можно отнести клиент-ориентированную стратегию - CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами).
Группа 4 – программное обеспечение класса DocFlow (системы маршрутизации документов) и WorkFlow (системы управления потоками работ).
Группа 5 – моделирование и анализ бизнес-процессов страховой компании. Продукты этого класса основаны на применении современных технологий компьютерного моделирования. На российском рынке используются программные продукты, основанные на интеграции CASE-технологий и имитационного моделирования. Наиболее распространены: Arena - моделирование процесса производства, физических явлений и др.; ARIS - сетевые технологии; Vensim, iThink, Powersim, AnyLogic - моделирование структуры бизнес-процессов и осуществления реинжиниринга BPR (buissness process reinginiring).
Необходимость постановки вопроса разработки, моделирования и использования бизнес-процессов связана с развитием высокоскоростных сетевых технологий и необходимостью управления «на расстоянии». Современные ИТ (Information Technology – информационные технологии) позволяют производить запуск отдельных бизнес-процессов с телефонов, планшетов и записывать результаты их выполнения в единую базу данных предприятия.
BPM (Business Process Management) – концепция процессного управления организацией (управление бизнес-процессами) не заменяет, а дополняет корпоративные системы класса ERP, CRM и др. Под методологией
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдикеев, Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: полный курс МВА [Текст]: учебник/ Н.М. Абдикеев [и др.]; под ред. Н.М. Абдикеева, Т.П. Данько. – Москва: Изд-во Эксмо, 2005. – 592 с.
2. Артамонов, И. В. Современные стандарты описания и исполнения бизнес-процессов/И.В. Артамонов // [Электронный ресурс] : Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах – Режим доступа: http://ecm-journal.ru/post/Sovremennye-standarty-opisanija-i-ispolnenija-biznes-processov.aspx, свободный. – Загл. с экрана.
3. Зуева, А. Г. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов Текст] : учеб. пособие / А. Г. Зуева, Б. В. Носков, Е. В. Сидоренко // ДМК Пресс. – Москва : Высшая школа, 2008. – 246 c.
4. Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и современные информационные технологии [Текст]: учебник/ / Ойхман Е.Г., Попов Э.В. –Москва : Финансы и статистика, 2017 – 336с.
5. Официальный сайт Bonitasoft – Электрон. данные. – Режим доступа: http://www.bonitasoft.com, свободный. – Загл. с экрана.
6. Официальный сайт City Consulting – Электрон. данные. – Режим доступа: http://www.citycg.ru/services/business-process/metody-opisanija-processov, свободный. – Загл. с экрана.
7. Официальный сайт ELMA BPM – Электрон. данные. – Режим доступа: http://www.elma-bpm.ru/product/bpm/modeli_bisnes.html, свободный. – Загл. с экрана.
8. Федоров, И. Сравнительный анализ нотаций моделирования бизнес-процессов/ И. Федоров [Электронный ресурс] : электрон. специализир. науч.-практ. изд. Открытые системы. СУБД. – 2011. - №8. – Электрон. журнал. – Москва, 1993–2018. – Режим доступа: http://www.osp.ru/os/2011/08/13011140, свободный. – Загл. с экрана.
9. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе [Текст] / М. Хаммер, Дж. Чампи. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 400 с.
10. Что такое BPMS. Введение – Электрон. данные. – Режим доступа: http://bpms.ru/intro/index.html, свободный. – Загл. с экрана.