Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на развитие личностных особенностей детей 5
1.1. Обзор представлений о личностных особенностях детей в различных психологических теориях 5
1.2. Психолого-педагогические основы взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми членами семьи 17
Глава 2. Исследование влияния семьи на развитие личностных качеств дошкольников 21
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы 21
2.2. Интерпретация результатов исследования 28
Заключение 31
Список используемых источников 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Исследование личностных особенностей дошкольников позволяет выявить важные механизмы формирования ценных личностных качеств, установить основы конструктивного развития личности, создать условия для социализации детей. Исследования, посвящённые возрастной периодизации личностных качеств, показаны в многочисленных работах отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов и социологов. Несмотря на то что в психологии до сих пор нет единого мнения о факторах, приводящих к изменениям в структуре личности, абсолютное большинство психологов считают, что решающее значение в формировании личностных характеристик имеет семья.
Цель работы: проанализировать влияние воспитания семьи на личностные особенности дошкольников.
Исследование проводилось в 2018 - 2019 году. В задачи исследования входило:
1. Провести обзор теоретических основ исследования личностных особенностей детей.
2. Определить психолого-педагогические основы взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми членами семьи.
3. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – личностные особенности дошкольников.
Предмет исследования – влияние семейного воспитания на развитие личностных особенностей дошкольников.
Гипотеза исследования: самооценка дошкольников находится в зависимости от восприятия детьми членов их семьи: чем благоприятнее это восприятие, тем выше и адекватнее будет самооценка.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов по исследуемой проблеме, наблюдение, тестирование, статистические методы.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, главу, посвящённую обзору теоретических основ возрастной периодизации в психологии, главу, в которой показан анализ личностных особенностей различных дошкольников, заключения, списка использованных источников.
Практическая значимость работы. Установлено влияние семьи на личностные особенности старших дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния семьи на развитие личностных особенностей детей
1.1. Обзор представлений о личностных особенностях детей в различных психологических теориях
Философы, педагоги и психологи занимались изучением проблемы становления личностных качеств на различных возрастных этапах ещё с античного времени. Так, Аристотель определил четыре вида причин, побуждающих человека к развитию его личности:
1. Материальные причины – причины, связанные с существованием материи, благодаря которой возникают все вещи.
2. Причины «начала движения» - эти причины определяются качествами, заложенными в человеке (например, ум Анаксагора).
3. Причины «окончания движения» - это причины, определяющие, ради чего совершаются все действия (например, благо Платона – конечная цель всякого движения).
4. «Сущность» по Аристотелю – нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и являющееся предметом науки [14].
В различных теориях исследованию различных качеств личности ребёнка посвящено множество разделов. Отечественные и зарубежные исследователи считают детский возраст важным для формирования интеллектуальных, творческих, эмоциональных и социальных качеств. При этом могут отмечаться противоречия во взглядах на данную проблему. Рассмотрим подробнее исследование возрастной периодизации личностных качеств детей в трудах различных психологов и педагогов.
Развитие личности ребёнка с точки зрения классического психоанализа
На протяжении длительного времени разработка теории личности занимала важное место в исследовательской деятельности Зигмунда Фрейда. В начале двадцатых годов XX столетия основа структурной теории личности была разработана. Важнейшей особенностью данной теории стало новое понимание личности и её структурных компонентов.
Личность, по мнению Фрейда, представляет собой взаимодействие трёх сфер: оно, Я И Сверх-Я [10].
Согласно теории Фрейда, филогенетическое становление личности берёт своё начало ещё в первобытной орде, когда из-за катаклизма (убийства и актов каннибализма) было сформировано сознание вины (чувство вины), неведомое людям ранее, которое имело значение основного «пускового механизма» расщепления и эволюции дотоле синкретичных психики и личности.
Главная из все трёх сфер личности – «Оно» – представлялась Фрейдом в качестве руководствующейся принципом удовольствия неорганизованной, но единой силы, выступающей в качестве совокупности движущих сил личности. В данной сфере, которая служит источником сексуальной энергии и поставщиком её для других структур личности, происходит борьба Эроса и Танатоса, что и обусловливает её сущность и поведение личности.
Будучи сферой личности, «Я» происходит от комплекса Эдипа и подчинено принципу реальности. «Я»содержит в себе элементы опыта «Оно»и внешнего мира, разума, чувства страха и совестливости, сострадания, «располагает душевные явления во времени и подвергает их контролю реальности» [5].
Фактически «Я»заменяет внешний мир для «Оно»и поэтому отчасти контролирует неизведанные силы «Оно».Но даже при этом «Я» «не является хозяином в собственном доме» и одновременно служит «трём господам» («Оно», «Сверх-Я»и внешнему миру), которые постоянно угрожают ему и держат в состоянии напряжения и страха.
«Сверх-Я»в качестве сферы личности появляется на основе «Я»при содействии чувства вины и преджде всего является продуктом культурных и социальных традиций. Данная сфера находится под влиянием принципа реальности и содержит в себе, моральные черты, совестливость и нормы поведения. Эта сфера осуществляет посредничество между «Я» и«Оно» и пребывает в постоянномконфликте с «Я» [7].
Сложная система взаимодействия сфер личности и борьба между ними обусловливают известную нестабильность личности и в особенности «Я»,которое выступает как организационное начало личности, обеспечивающее ее защиту от самой себя и внешнего мира.
Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет всё человеческое существование. Именно реализация сексуальных инстинктов служит фактором реализованности различных аспектов человеческой жизни.
Согласно теории психоанализа, в своём сексуальном становлении личность переживает четыре основных стадии:
1. Оральная стадия. Эта стадия начинается с самого рождения ребёнка и продолжается примерно до 18-месячного возраста. В этот период вся совокупность приятных ощущений сосредотачивается в области рта. Это прежде всего связано с удовлетворением биологических потребностей. На протяжении всей жизни рот остаётся эрогенной зоной. Заканчивается данная стадия с того момента, когда прекращается кормление ребёнка грудью[4].
2. Анальная стадия. Данная стадия начинается примерно в 18 месяцев и продолжается до достижения ребёнком возраста 3 года. В этот период ребёнок получает главное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребёнок учится разграничивать требования Я (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, которые исходят от взрослых (контроль над потребностями). По мнению Фрейда, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции начинаются именно с этой стадии [6].
3. Фаллическая стадия. Эта стадия характерна для детей в возрасте от трёх до шести лет. В этот период либидо начинает перемещаться в
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
2. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
9. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
10. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
11. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
13. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
14. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
15. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
16. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
17. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
18. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
19. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
20. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
21. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
22. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.
23. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.
24. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.