Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XXI в. роль средств массовой информации в социализации личности достигла своего пика. В информационное пространство СМИ разных форм и видов погружается не только огромная аудитория взрослых людей с относительно сформированной психикой, системой ценностей, картиной мира, устоявшимися нормами поведения и моральными принципами, но и дети, причём достаточно активно.
Средства массовой информации перестают быть только источником передачи информации и её констатации, но становятся фактом социализации личности и личности ребёнка, в частности.
Современная система школьного образования и некоторых видов дополнительного образования использует в процессе обучения детей ресурсы СМИ, что не только образовывает ребёнка, но и воспитывает его, причём воспитание может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от той информации, которую получает ребёнок. В этой связи актуальность курсового исследования не вызывает сомнения.
Цель работы- рассмотреть влияние средств массовой информации на социальное воспитание ребенка.
Объект исследования- социальное воспитание.
Предмет-влияние средств массовой информации на социальное воспитание ребёнка.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие «социальное воспитание»;
-определить факторы и принципы социального воспитания;
-определить роль средств СМИ в воспитании ребёнка;
-описать основные средства массовой информации (телевидение, пресса, Интернет) и их влияние на социальное воспитание ребёнка.
1 Социальное воспитание как педагогическое явление
Актуальным вопросом педагогики и психологии остаются вопросы о том, каким образом индивида воспитывает общество, как воспитать ребёнка, чтобы он мог успешно функционировать в многообразной системе социальных отношений.
Воспитание ребёнка как будущего полноценного члена общества составляет одну из главных задач современного общества и, в частности, образования разных уровней и форм. Воспитание является процессом систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности ребёнка [9]. Преодоление отчуждения ребёнка от его подлинной сущности, формирование в нём духовно развитой личности в процессе развития общества, в котором она существует, не совершается самостоятельно и автоматически, а требует определённых действий и усилий со стороны общества и людей, которые занимаются воспитанием детей профессионально. Действия и усилия, направленные на воспитание в ребёнке полноценной, уверенной в себе и социально значимой личности, направляются не только на создание материальных возможностей и объективных социальных условий, но и на реализацию открывающихся, на каждом этапе жизни человека новых возможностей для его духовно-нравственного совершенствования [2].
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация процесса воспитания, являющегося систематическим, базирующемся на знании и учете объективных закономерностей развития личности ребёнка, служащего необходимой и всеобщей формой этого развития.
Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в том числе и факторы влияния средств массовой информации, которые активно развиваются в XXI веке и внедряются не только в бытовую жизнь социума, но и в образовательный и воспитательный процесс ребёнка в образовательных учреждениях разных форм и уровня.
Ребёнок постоянно включается в те или иные формы общественной практики, и если отсутствует ее специальная организация, если отсутствует планомерное положительное влияние со стороны факторов воздействия, то воспитательное воздействие на него оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми и подростками из окружающих их факторов воздействия, из средств массовой информации определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если конкретному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает, открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечения роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.
Одно из определений рассматривает социальное воспитание как воспитание индивида в конкретном социуме, социальной среде или социальной общине в ходе его включения в них и взаимодействия с ними. Данная дефиниция, определяющая социальное воспитание, акцентирует внимание на усвоение личностью групповых образцов и норм поведения, стиля мышления той или иной социальной группы и общности, стереотипов коллективной деятельности [13]. Результатом такого воспитания является усвоение социальных ролей, социальных ценностей и норм поведения ребёнком, а формирование его личности как объекта культуры — это итог социализации.
С других позиций социальное воспитание рассматривается как процесс овладения в ходе социализации и индивидуализации на основе приобщения к ценностям культуры индивидом определенного типа культуры, а также выполнение им определенных социальных ролей. В данном подходе личность ребёнка представляет собой активного субъекта культуры, который обладает свободой, волей, способностью к творческой деятельности. В связи с этим в данной дефиниции доминирует восприятие социального воспитания как воспитания, направленного на развитие духовных и социальных качеств личности ребёнка [3].
Социальное воспитание, направленное на формирование у ребёнка духовных ценностях, осуществляется на основе двух подходов: общецивилизационного подхода, понимающего культуру как общечеловеческую ценность и как некий идеал или идеальную цель, и поликультурного подхода, который каждую локальную культуру осознает как уникальную, но в тоже время воспринимает её как мировой культуры, что определяет многообразие и плюрализм методов социального воспитания. С позиций данных подходов особая роль отводится национальному, региональному, поселенческому воспитанию.
А.В. Мудрик понимает под социальным воспитанием планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностных ориентаций человека в процессе социализации. Условия для социализации в данной связи создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в образование (например, в обучении, просвещении, самообразовании), организации социального опыта (например, организация жизнедеятельности формализованных групп, влияние на неформальные группы), индивидуальной помощи человеку (например, посредством индивидуальных бесед, индивидуальных консультаций, попечительства и опеки, а также патроната ) [14].
Рассмотрев различные точки зрения на социальное воспитание, под целью социального воспитания ребёнка в данной работе мы будем считать содействие развитию ребёнка как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе, то есть содействие накоплению его социального опыта и формированию социальной компетентности ребёнка.
Данная цель позволяет определить социальный опыт как единство различных знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности индивида, стереотипов его поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и социальных переживаний индивида.
По мнению Р.В. Овчарова, социальное воспитание -это процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им таких жизненно важных задач его взаимодействия с окружающим миром, как формирование социальной компетентности индивида, достижение им социального самоопределения, достижение жизненного успеха и выживание в социуме [15].
Таким образом, результат социального воспитания, на наш взгляд, это способность ребёнка взаимодействовать с социальным миром. Важно, что с развитием социальности ребёнок развивает в себе и получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.
Социальное воспитание имеет следующие специфические черты:
1) личность ребёнка в социальном воспитании рассматривается как часть современной социальной группы, социальной общности, общества в целом, как представитель той или иной культуры;
2) социальное воспитание делает акцентирует своё действие на формировании социальных качеств и социальной компетентности личности ребёнка;
3) Один из основных вопросов социального воспитания связан с поиском методов и подходов в воспитании индивида в обществе, как его части, а не отдельно взятой личности вне социальной группы;
4) социальное воспитание направлено на регулирование социально-культурного взаимодействия индивида в социальной группе или общности с другими индивидами;
5) социальное воспитание опирается на
- социальное подражание,
-социальные чувства,
-социальные потребности и интересы,
-социальное творчество;
6) социальное воспитание во всех его моделях, технологиях и модификациях является общественно-государственным инструментом стабилизации общества;
7) система социального воспитания постоянно контролируется обществом, то есть социальной системой, частью которой оно является;
8) социальное воспитание ориентируется на решение особых, но взаимосвязанных задач: задачу успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и задачу саморазвития ребёнка как личности и субъекта деятельности и общения [1].
Структурно процесс социального воспитания вслед за А.В. Мудрик мы представляем, как
включение ребёнка в систему жизнедеятельности воспитательных учреждений и организаций;
приобретение и накопление ребёнком знаний, умений и других важных элементов социального опыта;
интериоризацию (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта посредством преобразования внутренних структур психики ребёнка через усвоение социального опыта и общественной деятельности;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Феникс, 1998.- 330 с.
2. Вeнгeров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право. – 1994. - №1.- С.36-42
3. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей /сост. Л.В. Кoвинькo. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
4. Гaльвeцкий К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. – М.: Просвещение, 1998. – 181 с.
5. Гундарова И. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками // Воспитание школьников. - 2005. - № 9. - С.49-53.
6. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. - 1991. - №1. – С. 36 -48
7. Демушкина О.П. Социальная работа. - Ростов н /Д: Феникс, 2004. - 352с.
8. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как выжить в мире СМИ // Народное образовани. - 1999. - №1. – С 21-32
9. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2002. – 309 с.
10. Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 420 с.
11. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. - М.: Педагогика, 1989. – С. 15-30
12. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Наука, 1989. – 392 с.
13. Ливингстон С. Дети и медиа. - М.: Наука, 2000. – 280 с.
14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – Пенза: ПГУ, 2004. – 180 с.
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 198 с.
16. Общая социология: системный курс. Учебное пособие /. Аксененко Ю. Н. и др. - Саратов: СЮИ МВД России, 2001. – 451 с.
17. Российские подростки в информационном мире. – М.: Творческое объединение «Юнпресс», 2008. – 240 с.
18. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2009. - 87 с.
19. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений / Под ред. Назоровой Н.М. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -309 с.
20. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка: острые проблемы // Школьная библиотека. - 2005. - № 1-2. - С.77-89
21. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека - 2004. - № 4 - С.40-46
22. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека. - 2005. - №4. - С.24-29