Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В настоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований, в возрасте одного-трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок. При исследовании под понятием «нервность» понимался комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, вспыльчивости, замкнутости. Такие дети требуют особого внимания, особой помощи в социально-психологической адаптации. Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, будет изолирован и отвергнут, что может вызвать глубокую психологическую проблему, решение которой займет много времени и усилий родителей, воспитателей и психологов.
В дошкольном возрасте можно встретить яркое проявление недостатков, связанных со слабостью воли, выраженных в проявлении упрямства, в капризах, негативизме. Так как в этих случаях все проявления капризов, упрямства и негативизма могу носить временный, «мимолетный» характер.
Развитие волевых качеств у детей 2-4 лет ведёт к формированию способности к саморегуляции.
Цель нашей работы – изучить проблему формирования волевых качеств у дошкольников в процессе продуктивной деятельности
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Привести теоретические основы развития волевых качеств младших дошкольников
2. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
3. Проанализировать исходный уровень сформированности волевых качеств у детей 2-4 лет.
Теоретическая база исследования: исследования развития произвольности и волевой регуляции у детей дошкольного возраста Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, О.В. Гударевой, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожца, В.К. Котырло, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и других.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЛИ, КАК ВЫСШЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ДЕТЕЙ
1.1.Определение понятия и функций воли
В научной психологии понятие воли является одним из наиболее сложных. Проблема воли часто отрицается, вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями. При этом все специалисты признают особую важность волевых процессов для организации обучения и развития ребенка.
Чаще всего психологи понимают волю как свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
К волевым относят действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей.
Воля личности – это совокупность различных волевых проявлений и свойств личности, таких как целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, которые формируются влиянием воспитания и обучения [10].
Воля – это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели .
Формирование волевой сферы – это важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.
Выделяют две основные функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки, добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей («не хочу, но надо»). Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались («хочу, но нельзя»).
Одной из основных функций воли является регулирование практической и познавательной деятельности человека, регулирование поведения человека. Следовательно, воля, так же, как и восприятие, мысли, воображение, служит регулятором поведения, и, так же, как и восприятие, мышление, воображение, воля обусловлена окружающей действительностью.
От того, как будет воспитан ребенок в волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
В дошкольный период воля проходит важный этап своего развития: возникают и формируются волевые действия, меняется ее роль в поведении, которая приобретает произвольный характер, возникает саморегуляция собственной деятельности ребенка.
Антон Семёнович Макаренко писал: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать, добиться, но и умение отказаться от чего-то, когда это нужно». Поэтому необходимо воспитывать волю у детей, потому что волевые качества личности формируются в течение жизни, но основы волевых процессов закладываются в детских образовательных учреждениях и в семье.
Упрямство, как перизбыток воли, проявляется в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью своих действий. В отличие от настойчивости мотивом такого проявления является противопоставление своего желания требованиям окружающих. Привычка действовать лишь по своему желанию развивает упрямство.
Рассмотрим две противоположных теории о природе волевых качеств: материалистическую и идеалистическую. Утверждения идеалистов сводится к тому, что воля является самостоятельным духовным процессом, духовной силой, не зависящей от деятельности мозга и не связанной с окружающим миром. Воля существует сама по себе, и она распорядитель всего поведения человека [17].
Материалистическое понимание воли означает признание того, что воля, как и любая другая сторона психики, имеет материальную основу, выражающуюся в нервных мозговых процессах, т. е. воля – одна из форм отражения внешнего мира в сознании личности. Все поступки, действия, волевые усилия связаны с окружающей средой и обусловлены особенностями жизни, деятельности, воспитания.
Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характеристике его отношений с другими детьми, умением преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. Основным средством управления действиями ребенка является – речь. Она или побуждает к действию или тормозит его, осуществляя превращение произвольных движений в волевые действия.
Например, дети, зная цели и пути действия и ожидая их оценки воспитателем или сверстниками, не желая быть хуже других, могут проявить значительное волевое усилие и выдержку.
Воспитатель, зная влияние на ребенка разных мотивов, побуждающих его к волевому усилию, имеет возможность воздействия на детей, вызывая с их стороны необходимые волевые действия, которые должны подкрепляться положительным результатом. С возрастом изменяются объем и содержание целей, формируется сила воли, возрастает длительность волевого усилия, усложняется весь волевой процесс, что связано с процессом становления личности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.
В многочисленных исследованиях показано, что от года к году растет число детей с признаками недостаточной зрелости сферы волевой регуляции поведения, деятельности, с низким уровнем развития волевых качеств. Дефицит подобных качеств искажает адекватное личностное развитие и социализацию ребенка, в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации к дисциплинарным требованиям школы.
Специалисты называют основные причины подобной ситуации: рост числа детей со «стертой» неврологической патологией, отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства», способствующего коррекции и компенсации полученных при рождении отклонений).
Действительно, система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметны они становятся с началом обучения в школе, с ростом нагрузки на эти, слабо сформированные, качества. По удачному выражению известного отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.
Развивать волевые качества напрямую очень сложно. Специальных программ по развитию волевых качеств детей мало. Но все специалисты, работающие с детьми, в той или иной степени, прямо или косвенно, стимулируют развитие их волевых качеств. И уж конечно, каждый специалист сразу замечает их недостаточность, поскольку слабость сферы
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абаев А. М. Становление отечественной системы дополнительногообразования // Педагогика. -2012.- №4.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
3. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
4. Васильева Г. А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - №8.
5. Веракса, А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 157 c.
6. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: Межвузовский сборник науч. трудов/ Отв. Ред. В.Г. Хроменик. / Отв. Ред. В.Г. Хроменик. - Рязань: Рязанский государственный педагогический институт,2002. -122с
7. Гарифуллина А. В. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013.
8. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. – М.: ВАКО, 2009. – 334 с.
9. Гуровец, Г.В. Детская невропотология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / Г.В. Гуровец. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 304 c.
10. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе», Сидячева, Наталья Владимировна, Москва, 2006
11. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2013. - 288 c.
12. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В. А. Иванников. - М. : УРАО, 1998.
13. Источник: http://psyznaiyka.net/view-volya.html?id=klassifikaciya-volevyh-kachestvКлассификация волевых качеств личности.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2011. - 414 c.
15. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
16. Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии. М. : Просвещение, 1989.
17. Лободин, В. Т. В стране здоровья. Программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 716 c.
18. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.П. Сазонова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 272 c.
19. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. (Библиотека педагога-практика).
20. Соломенникова О. А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М., 2006.
21. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. Минск, 1991.